Людмила Кудряшова
Серия комплексных занятий по ознакомлению детей с природой (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие №5.
Цель:
• ознакомление с корнем, его функциями и изменениями;
• знакомство с моделями видоизменения корней – стержневым, мочковатым, корнеплодом;
• обучение умению определять связь видоизменений корня растения с выполняемой функцией;
• развитие зрительного внимания, мелкой моторики рук.
Материал.
Демонстрационный: природный материал (корни травы, одуванчика, свеклы) и картинки с изображением видоизменений корня; большая и маленькая карточки с условным изображением воды, таблица строения растения, жук.
Публикация «Серия комплексных занятий по ознакомлению детей с природой (часть 2)» размещена в разделах
Раздаточный: карточки-модели с условными обозначениями видоизменений корня (стержневой, мочковатый, корнеплод, лист бумаги, фломастеры.
Предварительная работа: труд в природе – изготовление гербария с видоизменениями корня, дидактическая игра «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», наблюдение в уголке природы за выращиванием корня в воде.
Ход занятия.
1. Загадываю детям загадку о персонаже, который собирается к нам в гости:
- У этих жуков красные платьица
В черный горох;
На растениях они обитают
И вредных тлей уничтожают. -
Дети узнают, что это – жук Точечкин. Он появляется, и вместе с детьми, используя таблицу, вспоминает, из каких частей состоит растение.
2. Точечкин говорит детям, что сегодня он расскажет им об очень важной части растения – корне. Задает вопрос: «Как вы думаете, для чего растению нужен корень?» Выслушивает ответы, обобщает: «Правильно, главная работа корня – всасывать воду и минеральные вещества из почвы, а еще удерживать растение в почве (демонстрируется изображение мощных корней дерева). Далее жук Точечкин рассказывает:
• Если воды мало или она глубоко под землей (показывается маленькая модель с условным изображением воды, корни у растения длинные, могут опускаться на многие метры, похожи на стержень. Показывается корень одуванчика; отмечается, что такие же корни у верблюжьей колючки, осоки (демонстрируются картинки).
• Если воды достаточно (используется большая модель с условным изображением воды, корни располагаются у поверхности воды и похожи на мочалку. Поэтому корень называется мочковатый. Такие корни имеют сосна, тысячелистник, пырей, трава. Точечкин демонстрирует иллюстрации и корни травы.
• Когда растению нужно пережить неблагоприятные времена (зиму, засуху, корни умеют запасать питательные вещества и называются корнеплодами. К ним относятся знакомые вам овощи: морковь, свекла, петрушка (показываются).
3. Воспитатель предлагает детям зарисовать изображение трех разновидностей корня.
стержневой мочковатый корнеплод
4. Игра «Подбери корень для растения»
Дети делятся на 3 группы, получают по одной карточке-модели с условным изображением корня и подбирают к нему соответствующие картинки.
Занятие №6.
Цель:
• знакомство со стеблем, его функциями и видоизменениями;
• знакомство с моделями видоизменений стебля: обычный (прямостоячий, цепляющийся, утолщенный (накапливающий воду);
• обучение умению определять связь видоизменения стебля с выполняемыми функциями;
• развитие логического мышления.
Материал.
Демонстрационный: природный материал (разновидности комнатных растений с различными видоизменениями стебля) или картинки (дерево, усы гороха, кактус, таблица строения растения, жук Точечкин.
Раздаточный: карточки с условными изображениями видоизменений стебля, листы бумаги, фломастеры.
Предварительная работа: наблюдение в уголке природы за растениями с различными видоизменениями стебля (бегония, лианы, кактус, рассматривание иллюстраций в альбоме «Многообразие растений», проведение опыта в лаборатории «Росток» (передвижение по стеблю органических веществ, рассматривание годовых колец на спиле ствола дерева.
Ход занятия.
1. Появляется игровой персонаж Точечкин с таблицей строения растения, закрепляет название частей растения и говорит, что расскажет сегодня о значении различных видов стеблей. Вместе с детьми рассматривает различные виды растений (бегония, лиана, кактус). Обращает внимание на разновидности стеблей. Далее говорит о том, что главное назначение стебля – проведение воды и питательных веществ к листьям и цветкам, и демонстрирует результаты опыта, который дети проводили накануне в лаборатории «Росток» (веточки бальзамина были поставлены в две банки с чистой и подкрашенной водой). При рассматривании дети видят, что веточка, которая стояла в подкрашенной воде, изменила свой цвет, что наглядно доказывает главную функцию стебля – передвижение веществ по стеблю к листьям.
2. Далее жук Точечкин знакомит детей, используя иллюстрации и живые растения, с видоизменениями стеблей и объясняет, что:
• Если воды достаточно, то стебель прямой, с узкими трубочками внутри, по ним вверх к листьям поднимается вода. Используются картинки с изображением березы, сосны, осоки. Этот стебель называется – обычный, прямостоячий.
• Если воды мало, стебель научился ее накапливать, такой стебель у кактуса, у дерева баобаба (демонстрируются картинки). Стебель называется утолщенный, накапливающий воду.
• Если растению мало места и света – у него цепляющиеся, лазающие стебли. Это лианы, вьюнки, горох. Стебель называется цепляющийся.
3. Детям предлагается нарисовать различные видоизменения стеблей, выбираются наиболее интересные и зарисовываются на карточках-моделях.
4. Проводится игра: «Какой стебель у растения». Дети делятся на три команды и выбирают картинки с изображением растений в соответствии с предложенными им условными обозначениями стеблей.
Занятие №7.
Цель:
• ознакомление со строением, с функциями и видоизменениями листа;
• знакомство с моделями видоизменений листа (лист-пластинка, лист-иголка, лист-колючка)
• обучение умению определять связь видоизменений листа с выполняемыми функциями;
• закрепление навыков обследовательских действий.
Материал:
Демонстрационный: природный –гербарий с различными видами листьев (листья березы, дуба, рябины; ветки ели, сосны; кактус; водоросли) таблица схемы строения растения и жук Точечкин, комнатные растения: бальзамин, бегония, кактус.
Раздаточный: карточки с условным обозначением видоизменения листа, бумага, фломастеры.
Ход занятия.
1. Игровой персонаж Почемучка приносит иллюстрацию с изображением процесса изготовления растением пищи в листьях (см. книгу «Почемучка» стр. 182) и напоминает детям о значении растений на Земле, привлекает к беседе детей (производство еды, кислорода и т. д.). Обращает внимание детей на то, что эту важную функцию выполняют листья (сами готовят пищу). Отмечает, что без листьев невозможно было бы существование всего живого на Земле. Предлагает рассмотреть водоросли в аквариуме и поясняет, что водоросли дают кислорода больше, чем все растения.
2. Далее жук Точечкин знакомит детей еще с одной важной функцией листа – испарением воды и демонстрирует опыты на тему: «куда девается вода, после поливки растения». Дети обсуждают полученный результат и приходят к выводу, что растения испаряют воду с помощью листьев.
3. Далее воспитатель знакомит детей с видоизменениями листьев, демонстрируя гербарий, и отмечает что:
• в нашем климатическом поясе большинство лиственных деревьев имеют обыкновенные листья, которые называются «пластинка» и опадают осенью, чтобы растение не замерзло зимой, а сосна и ель имеют листья-иголки, почти не испаряющие воду, поэтому и не замерзают зимой;
• если растение живет в жарком и влажном климате, то листья у него крупные, испаряют много воды и охлаждают растения. Имеют такие крупные листья-пластинки - кувшинки, пальмы, фикус.
• если растение живет в жарком и сухом климате, то листья превращаются в колючки, экономящие воду (кактусы).
4. Дети прорисовывают условные обозначения видоизменений листьев и подбирают картинки соответствующих растений.
лист-пластинка лист-пластинка лист-иголка лист-колючка
крупный обычный
5. Игра с жуком Точечкиным «Угадай, какие части растения я загадал» (жук говорит о важной функции корня стебля, листа – дети называют часть и показывают на таблице).
Занятие №8 (контрольное).
Цель:
• выявление знаний детей о различных изменениях корня, стебля, листа;
• обучение умению определять связь строения растения с факторами внешней среды;
• закрепление умения пользоваться моделями с условными обозначениями разновидностей корня, стебля, листа;
• обучение умению рассуждать, делать выводы.
Материал.
Демонстрационный: набор карточек-моделей потребностей растений в свете, тепле, влаге, почве (факторы внешней среды, характерных для пустыни (много тепла, много света, мало воды, бедная почва); кактус, кукла Буратино.
Раздаточный: карточки-модели всех видов изменений корней, стеблей, листьев; фломастеры, бумага.
Предварительная работа: рассматривание комнатных растений в группе и деревьев на улице с целью определения разновидностей стеблей и листьев, рисование на тему «комнатные растения», рассматривание альбомов «Разнообразие растительного мира», логические игры с моделями «Подбери нужный для растения корень, стебель, лист».
Ход занятия.
1. На занятии появляется новый игровой персонаж Буратино, который интересуется, чем собираются заниматься дети. Дети приглашают поучаствовать Буратино в занятии. Воспитатель вместе с детьми раскладывает карточки с условными обозначениями факторов внешней среды, и они рассказывают Буратино о необходимости этих условий для жизни растений, используя модели.
2. Далее детям предлагается конверт с набором моделей потребностей растения в факторах внешней среды, характерных для пустыни. Детям дается задание «собрать растение», которое может жить в таких условиях. Буратино предлагает свои услуги, но выполняет задание неправильно. Дети исправляют его ошибки.
3. Дети делятся на три команды: одна команда ищет корень растения, другая – стебель, третья – листья. Затем они складывают из карточек модель получившегося растения, у которого: длинный стержневой корень; толстый, накапливающий воду стебель; лист – колючка, и приходят к выводу, что это кактус. Рассматривают растение кактус и придумывают про него загадку: «Вот я толстый и пузатый, весь колючий, полосатый». Буратино благодарит детей за интересное занятие, говорит, что многому научился у них.
Задание: Решение: