Валентина Пруссакова
Сердце матери лучше солнца греет
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
I. Образовательная задача
Познакомить с особенностями распределения мужчин и женщин в семье.
Активизировать в словаре детей названия профессий, действия, производимые представителями разных профессий, предметы, используемые ими в работе.
Учить отвечать на вопросы, правильно строить сложные предложения в рассказе о маме.
II. Развивающая задача
Публикация «Сердце матери лучше солнца греет» размещена в разделах
Развивать у детей коммуникативные умения; расширять представления о семье, пополнять знания детей о родных им людях, прививать любовь к ним, доброе, внимательное, уважительное отношение, стремление помогать им, вызвать желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье.
Учить детей эмоционально и активно участвовать в диалоге с воспитателем, другими детьми в соответствии с предложенной темой.
II. Воспитательная задача
Воспитывать любовь к родному языку и их традициям, обогащая речь словами и строками народных поэтических творений; закреплять знание детьми профессии родителей.
Воспитывать желание оказывать посильную помощь маме, заботиться, доставлять радость своими поступками, действиями.
Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи.
Методические приемы:
I. Словесные:
Вопрос-ответ
Использование художественного слова (потешки, чтение стихов, сказка «Рябина и Береза»).
Рассматривание портретов мам и рассказов о них.
Игра «Ма-мо-чка».
Игра «Назови ласково» (с цветком).
II. Наглядные:
Рассматривание портретов мам и рассказов о них.
Игровой прием (Приход к хозяюшке).
Игра «Отгадай, что покажу» (пантомимо).
Использование художественного слова (потешки, чтение стихов, сказка «Рябина и Береза»).
III. Практические:
Использование художественного слова (потешки, чтение стихов, сказка «Рябина и Береза»).
Сценка «Три мамы».
Частушки.
Предварительная работа:
1. Коллективные и индивидуальные беседы с детьми о семье, занятиях членов семьи, рассматривание семейных альбомов.
2. Рассказы мам детям о своей работе, об их отношении к труду.
3. Составление рассказов о себе и своей семье.
4. Празднование праздников «День Матери», 8 марта, 23 февраля, подарки папам и мамам.
5. Чтение сказок.
6. Заучивание сценок, стихотворений, пословиц.
7. Домашние задания: совместные с родителями рисунки, сведения о родителях, о семье.
8. Игра-пантомимо «Отгадай, что покажу», этюд «Утреннее фото», показ сказки «Рябина и Береза», сценка «Три мамы», частушки.
9. Рисование портретов членов семьи.
10. Оформление зала.
Индивидуальный дифференцированный подход:
С высоким уровнем детей я только направляла для выполнения задания.
Со средним уровнем помогала наводящими вопросами.
С низким уровнем (Даня В. Андрей П.) добавляли слова в составленный мною рассказ (о маме).
Материал и оборудование :
Сарафаны, половики, самовары, угощение, кокошники, шапка гриба, микрофон, портреты мамы, стол, кукла, ватрушка на подносе, цветок из бумаги, музыкальные инструменты.
Связь с другими видами деятельности:
Нравственно- патриотическая деятельность, музыкальное, физкультурное.
Литература:
1. Программа «Детство» под ред. З. М. Михайловой. Издательство «Акцидент» Санкт-Петербург 1997г.
2. «С чего начинается Родина?» под ред. Л. А. Кондрыкинской. Творческий Центр. Москва 2004г.
3. «Родные сказки» (Нравственно-патриотическое воспитание) Т. А. Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003г.
4. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» М. Д. Маханева. Москва 2004г.
5. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный Мир» (Программа «Детство») Автор-составитель О. Ф. Горбатенко. Волгоград 2007г.
6. «Праздники и развлечения в детском саду» М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. Издательство Мозаика-Синтез Москва 2008г.
В:- Уж чей это дом? Уж чей это терем? Ты позволь, хозяюшка, ко двору прийти да на новы сени взойти, в светлу горенку войти да на новы лавки сесть.
Хоз-а:- Здравствуйте, гостьюшки дорогие! Милости прошу ко мне в избу! Проходите, детушки, в горенку, проходите, от порога не засечена дорога.
Сядем рядком да потолкуем ладком.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
А я уж вас заждалась, все глаза на дороженьку проглядела. Все ли здоровы да веселы?
Д:- Да.
Хоз. - вот и хорошо. Сегодня я расскажу вам о том, как жили- были на земле русской крестьяне. Кто из вас, ребята, знает, кто такие крестьяне?
Д:- (ответы)
Хоз. - Правильно. Это люди, которые живут трудом на земле: сеют и убирают хлеб, выращивают овощи, косят траву, держат и кормят скотину.
- Каких домашних животных вы знаете? А как вы думаете, какое животное было главным на крестьянском подворье?
Д:- (ответы)
Хоз. - И, чтобы управиться со всеми делами, каждый член семьи выполнял свою работу. Русский народ так говорит: «Кошка да баба в избе, мужик да собака во дворе».
- Как вы понимаете такую поговорку?
Д. - (Женщина ведет хозяйство в доме, а мужчина на дворе).
Хоз. - Какие обязанности были у хозяина?
Д. - (дрова рубить, избу чинить, огород копать, землю пахать, на охоту ходить, рыбу ловить)
Хоз. - А что же хозяйка?
Д. - Много у нее дел! Встает она с петухами, печь топит, еду варит, скотину кормит, будит и кормит семью, на работу собирает да провожает, в доме прибирает, стирает, гладит, метет, чистит, шьет, вяжет, а иногда и сказочку расскажет.
Хоз. -Молодцы! А теперь давайте поиграем!
Игра «Отгадай, что покажу».
(ведущий показывает пантомиму, дети догадываются и называют этот вид работы по дому)
Хоз. - Как вы думаете, дети, легко ли хозяйничать в доме? Вот как об этом говорили в старину: «Домом жить - обо всем тужить», «Дом вести – не лапти плести», «Дом вести – не бородой трясти», «Путная хозяйка каждую курицу знает», «У хорошей хозяйки и кот жирный», «Хозяйка в дому – что оладушек в меду: она прибирает, она подтирает, одним- одна за все отвечает». Тяжела женская доля. Не управиться хозяйке одной, без помощников. А кто помощники?
Д. - Ее дети.
Хоз. - Правильно, дети: «Дети в доме – счастье», «Без деток и дом сирота», «Где детки, там и ягодки», «Детишек воспитать – не курочек пересчитать», «Кто родил, тот и кормит». А материнская ласка конца не знает. Пока–то мамка вырастит помощника… А уж как мамы детушек учат, пестуют!
Чтение потешек детьми.
1-й реб.
Ручки, растите толстые,
Ножки, ходите, свое тело носите,
Язык, говори, свою голову корми.
2-й реб.
Водичка – водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
3-й реб.
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят,
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Дочка, маму слушайся!
Хоз. – Детушки, как вы думаете, какое слово самое лучшее на свете?
Дети. Мама!
Хоз. - Конечно, мама. Это первое слово, которое произносит человек. Слова «мама», «мать» - одни из самых древних на Земле и звучат они на всех языках мира одинаково нежно. У мамы самое доброе и ласковое сердце, самые добрые и ласковые руки, которые умеют все! А в верном и чутком сердце мамы никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки.
Хоз. - А сейчас давайте посмотрим сказку, которую сочинила шестилетняя девочка.
«Рябина и Береза.»
Жили – были Рябина и Береза. Однажды Рябина спросила Березу:
- Кто лучше всех на свете : мама или солнце?
Береза ответила:
- Не знаю.
На дорожке стоял Гриб на серебристой ножке. Он сказал:
- Для вас – солнце, для меня – дождь, а для детей – мама.
Хоз. – Я предлагаю сказать в микрофон красивые слова в честь мамы.
Дети: - Милая, любимая, красивая, нежная, ласковая, добрая, ненаглядная, симпатичная, очаровательная, внимательная, приветливая, прекрасная, чудесная и замечательная.
Хоз:- Молодцы! А стихи кто знает про маму?
«Стирка» А. Усанова
Я один у мамы сын,
Нет у мамы дочки.
Как же маме не помочь
Постирать платочки?
Мыло пенится в корыте –
Я стираю, посмотрите!
«Заболел сынок»
Простудился Ваня –
Заболел сынок.
Чуть мерцает в спальне
Слабый огонек.
За окном метели
Снег несут упрямо,
От его постели
Не отходит мама.
Потеплей укрыла
И дала напиться,
О сыночке милом
Станет мать молиться!
«Разноцветный подарок» П. Синявский
Я подарок разноцветный
Подарить решила маме.
Я старалась, рисовала
Четырьма карандашами.
Но сначала я на красный
Слишком сильно нажимала,
А потом за красным сразу
Фиолетовый сломала.
А потом сломала синий
И оранжевый сломала…
Все равно портрет красивый,
Потому что это – мама!
Хоз. - Молодцы! Мать учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится о нас, оберегает
Хоз. – Замечательно! Давайте сейчас мы с вами посмотрим портреты ваших мам.
(Рассматривание портретов мам)
Дети: - Это портрет моей мамы. Ее зовут Ольга Николаевна. Она у меня самая красивая женщина на земном шаре. А еще она очень добрая. Она любит и понимает нас с папой, в доме у нас всегда чистота и уют. Даже когда на улице моросит дождь, небо хмурое, серое – от улыбки мамы становится ясно и тепло, как будто бы солнышко в комнате взошло. Мы с папой заботимся о маме, помогаем ей во всем. Чем больше мы ей будем помогать и меньше огорчать, тем дольше она будет молодой, красивой и здоровой.
Хоз. – Скажи, пожалуйста, Дима, ты сам рисовал портрет своей мамы или тебе помогали?
Дети: - (ответ)
Хоз. – Молодцы, детушки, как красиво рассказали о своей мамочке.
Хоз. - Ребятушки! Давайте для наших зрителей покажем этюд «Утреннее фото». (Ведь они тоже мамы и у них есть дети.)
Этюд «Утреннее фото»
Чтение стихотворения А. Костецкого. Дети вместе с педагогом сопровождают чтение жестами и движениями.
Встань, как только солнце встанет.
(Тянут руки вверх.)
И тихонечко к окошку
Руку луч к тебе протянет –
(Тянут руки вперед.)
Ты подставь скорей ладошку,
(Подставляют ладошки солнышку.)
Пусть тебя увидит мама
И умытым, и обутым.
(Проводят ладонями по лицу, наклоняются и дотрагиваются до обуви.)
Все прибрав, иди к ней прямо
И скажи ей: «С добрым утром!»
( Дети повторяют вместе с педагогом: «С добрым утром!».)
А потом с улыбкой, с песней
Выйди к травам, людям, птицам…
(Широко разводят руки в стороны.)
И веселым, интересным
День твой должен получиться!
(Улыбаются друг другу.)
Хоз. – Молодцы! Давайте поиграем в игру «Ма-мо-чка!». Я буду задавать вопрос, а вы хором отвечайте: «Ма-мо-чка!». Только дружно и громко!
- Кто пришел ко мне с утра?
- Кто сказал: «Вставать пора?»
- Кашу кто успел сварить?
- Чаю в чашку кто налил?
- Кто косички мне заплел?
- Целый дом один подмел?
- Кто меня поцеловал?
- Кто ребячий любит смех?
- Кто на свете лучше всех?
Хоз. - … где работает твоя мама? Любит ли свою работу? Устает ли? Важен ли ее труд?
(ответы детей)
Хоз. – У мам добрые руки! Что делают мамы дома? Что особенно любит делать твоя мама? Какую работу ты выполняешь вместе с мамой?
(ответы детей)
Хоз. – Часто вы огорчаете свою маму? За что мама сердится на вас?
(ответы детей)
Хоз. - А сейчас давайте посмотрим сценку «Три мамы».
Вед. : - Танюша под вечер с прогулки пришла… И куклу спросила…
Таня:
Как дочка дела?
Опять ты залезла под стол, непоседа?
Опять просидела весь день без обеда!
С этими дочками просто беда!
Скоро ты будешь, как спичка худа.
Иди-ка обедать, вертушка,
Сегодня к обеду – ватрушка!
Вед. : - Танюшина мама с работы пришла… И Таню спросила…
Мама:
Как дочка дела?
Опять заигралась наверно в саду!
Опять ухитрилась забыть про еду?
Обедать кричала бабуля не раз,
А ты отвечала: «Сейчас, да сейчас»
С этими дочками просто беда!
Скоро ты будешь как спичка худа.
Иди-ка обедать, вертушка,
Сегодня к обеду – ватрушка!
Вед. : Тут бабушка, мамина мама пришла… И маму спросила…
Бабушка:
Как дочка дела?
Наверно, в больнице за целые сутки
Опять для еды не нашлось и минутки?
Нельзя же весь день сидеть без обеда!
Уж доктором стала, а все непоседа.
С этими дочками просто беда!
Скоро ты будешь, как спичка худа.
Иди-ка обедать, вертушка,
Сегодня к обеду – ватрушка!
Вед. : Три мамы в столовой сидят,
Три мамы на дочек глядят!
Что с дочками делать упрямыми?
Все: Ох, как не просто быть мамами!
Хоз. – Молодцы! Сердце матери лучше солнца греет. Но бывало так, что не дождется мама, когда помощник вырастет, и от непосильного труда, заботы, болезней, переживаний умирает: «Без отца – полсироты, а без матери и вся сирота», «Мать сильно замахивается, да не больно ударит, а чужая – наоборот»,
«Добрая мать хозяйству обучает, а злая – от дома отлучает». Давайте вспомним русские народные сказки, где злая мачеха изводила падчерицу.
Дети: - «Крошечка – хаврошечка», «Морозко»…
Хоз. – Вот оно как в жизни бывает. Поэтому родную мамочку надо любить и беречь, во всем ей помогать. «При солнышке – тепло, при матушке – добро».
Хоз. – Ребятушки, посмотрите какой красивый цветок распустился у нас в зале. А на каждом лепестке что-то написано.
ИГРА «Назови ласково» (дети отрывают лепестки и читают слова, образуя из них уменьшительно-ласкательные). БАБУШКА, ПАПА, СЫН, МАМА, ДОЧЬ.
Хоз. – Молодцы! Очень ласково назвали.
Хоз. - Мы поздравляем милых мам,
Прекрасных женщин всей планеты,
И пусть все люди дарят вам
Благоуханные букеты!
И в завершении нашего занятия, пропоем мы вам частушки. И конечно, по сложившейся традиции нашего д/с «Светлячок», завершением всякой дружеской встречи является чаепитие!
Частушки
- На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Пропоем мы вам под чай
«Чайные частушки»!
- Мы гостей всегда встречаем
Вкусным чаем угощаем…
И внакладку и вприкуску,
Пейте чай, друзья, по-русски!
- Подавай мне чашку чая,
Ведь люблю я русский чай,
В чае я души не чаю-
И здоровье получаю!
- Чай усталость всю снимает
Настроенье поднимает
Если выпьем мы чайку,
Позабудем про тоску.
- Мы частушки петь кончаем,
Всех Вас чаем угощаем.
И для торжества момента
Ждем от Вас аплодисменты! У- у -ух!
Вед. :- Ароматным вкусным чаем всех сердечно угощаем :
- Пейте чай, пирог берите, чаще в гости приходите!
Вед. : Дорогие наши мамы!
Оставайтесь всегда неповторимыми и желанными.
Самыми красивыми, самыми добрыми.
Пусть в ваших глазах сияют скромность, мягкость,
кротость, нежность – те качества, что придают вам столько прелести и очарования!
И пусть всегда в жизни светит вам звезда счастья и любви.
Земной поклон вам, дорогие мамы!