Жанна Куроедова
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель данной работы - исследование сенсорного развития детей дошкольного возраста. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений. Сенсорное воспитание часто выступает исходным звеном умственного воспитания. Сенсорное восприятие создаёт основы умственного развития, эстетического воспитания. В процессе сенсорного восприятия подготавливается переход от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению, формируется основа последующей интеллектуальной деятельности. Вместе с тем развитие сенсорных процессов играет существенную роль в совершенствовании практической деятельности ребёнка. Сенсорное воспитание включает в себя формирование у детей восприятия формы, величины, пространственных отношений между предметами, цвета, а также музыкального слуха, совершенствование звукового анализа речи и др. К сенсорным процессам относятся ощущения и восприятие (перцепция). Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Восприятие – это сложная познавательная деятельность, включающая в себя целую систему перцептивных действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить. Ощущение и восприятие человека – это необходимые предпосылки и условия его жизни и практической деятельности. В педагогике сенсорное воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребенка. Дошкольный возраст - это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место. Сенсорное развитие ребенка взаимосвязано с развитием разных видов его деятельности. В нашем детском саду был проведен мониторинг методом наблюдения было выявлено, что показатели детей старшей группы по сенсорному развитию находится на среднем и низком уровне. Нами было принято решение в новом учебном году 2012 – 2013 г. г. вести более углубленную работу по развитию сенсорного восприятия детей. Мы взяли 2 подготовительные к школе группы детей. С первой группой велась обычная работа по сенсорному развитию, а со второй более интенсивная. Нами были определены этапы и цель работы 2.1 Этапы работы по сенсорному воспитанию дошкольников. Название этапа Цель 1 этап – информационно-аналитический Цель: повысить уровень профессиональной компетентности, определить объем материала, который будет адресован детям. 2 этап - проектировочный Цель: составить систему развивающих игр на развитие сенсомоторного восприятия. 3 этап – творческий Цель: изготовление игр на развитие сенсомоторики 4 этап – создание условий для работы с детьми Цель: развивать у детей познавательные способности. С целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их компетенции по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников было проведено анкетирование (Приложение). Сенсорное воспитание детей осуществлялось через разные формы работы: • создание сенсорного уголка в группе; • игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия; • фронтальные и подгрупповые занятия; • развлечения; • занятия "Предметы вокруг нас" • занятия "Наши помощники" В детском саду создана игровая комната с элементами сенсоматорного развития детей. В группах собрано много материала на развитие тактильных ощущений. Здесь используется большое количество природного материала: Следующий раздел уголка – “Кладовая природы”. Для развития всех органов чувств здесь подобран материал, который создала сама природа. Сенсомоторный уголок используется в педагогическом процессе, как на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей. мы выделили принципы • доступность; • безопасность; • креативность. На данном этапе уже можно подвести промежуточные итоги: • повысилась любознательность, пытливость; • сформировались знания об определенных сенсорных эталонах; • дети овладевают рациональными приемами обследования; • дети активны при взаимодействии со взрослым в сенсомоторном уголке; • проявляется желание творить; • повысился интерес к опытно - экспериментальной деятельности. 2.3 Планирование и методика проведения занятий по сенсорному развитию детей При планировании работы по сенсорному воспитанию учитывают возраст детей, уровень их развития. Число занимающихся может быть разным — от 3—4 до 6—8, в зависимости от возраста и степени облученности. Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности. Детей увлекают действия с яркими игрушками разной формы и величины: нанизывание колец, раскладывание предметов и т. Д Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим. Так, прежде чем предложить детям рисовать красками на тему «Листочки деревьев», необходимо поставить в воду срезанные ветки и дождаться, чтобы почки распустились. Важным фактором в планировании деятельности по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Работа по развитию сенсорного воспитания проводятся 1 раз в неделю. Ввиду того что большой интервал нежелателен, возникает необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности. Особого внимания требует вопрос о закреплении ранее полученного опыта: период дошкольного детства характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериоду необходимо подходить дифференцированно. Важно помнить, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия Особое место занимает сенсорное воспитание в режиме дня. Занятия, на которых осуществляется ориентировка на цвет, должны проводиться только при естественном освещении. Особого внимания требует анализ проведенных заданий. Критерием может служить оценка уровня самостоятельности их выполнения. Хорошо известно, что знания, получаемые словесным путём и не подкреплённые чувственным опытом, неясны, неотчётливы и непрочны. В своей многовековой практике человечество создало определённую эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Овладевая этой системой, ребёнок как бы получает набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение. Усвоение знаний, равно как и формирование умений, должно происходить систематически. Необходимо помнить о том, что чем раньше начать с ребёнком заниматься по воспитанию сенсорной культуры, тем более быстрыми темпами он будет развиваться после, тем лучше он будет учиться в школе.