Фируза Никулина
Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста.
▼ Скачать
Никулина Ф. Х. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. /Актуальные проблемы современной психологии и педагогики с международным участием. Материалы Международной научно-практической конференции 24 – 25 мая 2010. – Челябинск: ООО МАТРИЦА. 2010.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка - совершенствование его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.
Публикация «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста,» размещена в разделах
Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир [3, с. 283 ].
В настоящее время к услугам человека множество средств, которые позволяют ему знакомиться с предметами, не в их натуральном виде, а через фотографии, схемы, рисунки, модели и т. д. При этом действительность предстает перед ним в расчлененном или, наоборот, в обобщенном виде. Значит ли это, что отпадет необходимости в развитии способности восприятия. Конечно, нет, жизнь современного человека, его деятельность в различных областях науки н техники требует хорошо развитой сснсомоторной системы.
Хорошо развитая способность восприятия необходима, значит, ей необходимо развивать, а начинать необходимо с момента рождения.
Сенсомоторное воспитание, в широком понятии этого слова, способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональное благополучие [5].
Моё исследование, посвящено одному из направлений работы по теме: сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет.
Проводя занятия с детьми, параллельно проводились мастер-классы, консультации, тренинга для родителей и воспитателей.
Цель:
изучение уровня сенсомоторного развития детей 2-7 лет;
изучение уровня знаний родителей в сфере развития сенсорики н мелкой моторики у детей 2-лет.
Задачи:
определить уровень сенсомоторного развития детей 2-7 лет;
определить уровень знаний родителей;
определить условия, наиболее благоприятные для сенсомоторного развития ребенка;
систематизировать коррекционно-развивающую работу.
Исследование включает в себя несколько этапов:
1 этап - первоначальная диагностика;
2 этап – коррекционно-развивающий;
3 этап - контрольная диагностика;
4 этап – коррекционно-развивающий;
5 этап - итоговая диагностика.
Рассмотрим подробнее как реализовывалась работа на практике. Помогая детям, очень важно понять, что:
обеспечение поэтапности развития особенно необходимо для нормального роста ребёнка;
правильно построенный игровой процесс создает основу для более сложной последующей деятельности малыша;
наличие условий для изучения окружающего мира способствует развитию навыков творческого мышления [I, с. 12-13].
Для реализации задач необходимо было создать условия:
в группах: расширенные сенсомоторные центры с различным дидактическими и игровыми пособиями.
в центры самостоятельной деятельности поместили задания для совершенствования точности графических и моторных навыков (“Пройди по дорожке”, “Дорисуй”, “Угадай, “кто это”, “Танграмы” и др.).
Для коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога с детьми были изготовлены пособия:
“Бабочка”, разноцветный кубик [4, с. 8].“Гвоздики” (Барчан Т. А.) для детей начиная с двух лет, дощечка с крышками (9 крышек) для детей 4-6 лет [6, с. 369].
Вначале исследования были продиагностированы дети и опрошены с помощью анкеты их родители. Диагностика детей от 3-х до 7-ми лет проводилась по картам сенсомоторного развития тест Озерецкого [2, с. 92 - 94].
Опрос родителей проводился по составленной мною анкетой состоящей из 16 вопросов. Опрошено 60 родителей.
Литература
1. Лиддл Т. Л., Йорк Л. Как развивать моторику у детей *от 0 до 5 лет. Месяц за месяцем: Упражнения для развития двигательных навыков и нервной системы ребенка. /Лиддл Т. Л., Йорк Л. - Пер. с англ. Петрашек В. - М. : Издательство «ФАИР-ПРЕСС», 2007. - 192с.
2. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: Организация работы. /Под ред. Каралашвили Е. А. - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 128с.
3. Мухина B.C. Детская психология. - М. : ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 352с.
4. Никулина Ф. Х. Игры на развитие восприятие цвета. //Игра и дети, 2009.№ 2, с. 8 - 9.
5. Римшан Л. Н. Технология сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. / Всероссийский Фестиваль «Открытый урок» 2006 /2007 учебный год.
6. Никулина (Таштемирова) Ф. Х. Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей раннего и дошкольного возраста. //Материалы Межрегиональной научно-практической конференции (г. Уфа, 28 марта 2007г.). - Уфа: БИРО, 2007. - 479с.