Татьяна Петровна Иванова
Сенсорная комната в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Впервые понятие «сенсорная комната» было введено М. Монтессори. Сенсорная комната, с точки зрения М. Монтессори, это среда, насыщенная автодидактическим материалом для занятий с детьми. Согласно ее пониманию воспитания, человек, прежде всего ребёнок, должен получать представление сразу обо «всём мире», а не о частностях из научной системы мира. На сегодняшний день эта идея наиболее созвучна с современными представлениями о сенсорной комнате, погружающей человека в реальное и интерактивное пространство, создающее условие для взаимодействия с окружающим миром.
Публикация «Сенсорная комната в ДОУ» размещена в разделах
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Первоначально концепция сенсорной комнаты начала складываться под влиянием специализированной методики расположения человека одновременно с внедрением светозвуковых эффектов. Идея искусственной стимуляции сенсорного восприятия родилась в Голландии в начале 1970-х гг. и предназначалась в основном для детей с нарушенными способностями к обучению, сенсорные комнаты использовались реабилитологами для работы с наиболее тяжелыми больными психоневрологического профиля и грубым снижением интеллекта. Одновременно значительно расширился диапазон возможностей использования сенсорных комнат. Они стали использоваться в качестве незаменимого средства в реабилитации взрослых и детей как с медицинскими, так и с психологическими и психоэмоциональными проблемами. В настоящее время количество сенсорных комнат в мире исчисляется тысячами - в Европе, США и Канаде.
В России первая сенсорная комната появилась только в 1992 году. В 2004 году в стране прошел I Международный семинар по применению сенсорных комнат для корригирования отклонений в эмоциональной и когнитивной сфере детей.
Создание сенсорной комнаты в детском саду обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии.
Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и становления мировоззрения ребенка, его познавательного развития.
Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, включающая различного рода стимуляторы, которые воздействуют на органы зрения, слуха, осязания и вестибулярные рецепторы.
Функции сенсорной комнаты :
- улучшение эмоционального состояния;
- снижение тревожности и агрессивности;
- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;
- активизация мозговой деятельности и развитие познавательных процессов;
- формирование адекватной самооценки;
- создание чувства безопасности, защищенности;
- преодоление застенчивости; развитие позитивного общения и взаимодействия детей;
- развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления.
Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему, очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности. Все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорной комнаты для детей разных возрастных категорий и степени отклонений в развитии (для детей с проблемами в обучении, поведении и социальной адаптации, а также для тех, кто нуждается в восстановлении и сохранении психо-эмоционального равновесия.
Противопоказаниями в работе являются: глубокая умственная отсталость, инфекционные заболевания, аллергия, соматические и психоневрологические заболевания (учитываются специальные рекомендации невропатолога).
В сенсорной комнате представлено разнообразное оборудование: сухой бассейн с шарами, воздушно-пузырьковая колонна с рыбками, сенсорные дорожки и тактильные панели, сухой душ, фибероптическое панно «Звездное небо», пуфы-груши, песочница со световым эффектом, зеркальный шар, световой проектор и многое другое.
Использование оборудования сенсорной комнаты в коррекционно- развивающей работе способствует сохранению и укреплению психофизического и эмоционального здоровья воспитанников.
Возможности отдельного оборудования сенсорной комнаты
Сухой бассейн оказывает многостороннее влияние на организм:
- снижение уровня психоэмоционального напряжения и двигательного тонуса;
- регуляция мышечного напряжения;
- развитие кинестетической и тактильной чувствительности, образа тела, пространственных восприятий и представлений, проприоцептивной чувствительности;
- коррекция уровня тревожности, агрессивности;
- нормализация деятельности центральной нервной системы;
- улучшение деятельности сердечнососудистой системы, органов дыхания, опорнодвигательного аппарата.
Воздушно-пузырьковая колонна – один из основных элементов сенсорной комнаты. Учеными доказано, что существует две вещи, которые не надоедают человеку: наблюдать за огнем и движением воды – это успокаивает нервную систему, снимает стресс, усталость и напряжение.
Различные цвета и оттенки подсветки, виброэффект концентрируют внимание, развивают зрительную и тактильную память, восприятие.
Песочница с подсветкой – рисование песком – это возможность выражать свои чувства и эмоции без слов, это релаксация. Рисование способствует развитию мелкой моторики, тактильного восприятия, внимания, творческих способностей и воображения, улучшению координации движений, пространственному восприятию, эстетическому и художественному восприятию.
Фибероптическая тактильная панель – ее действие направлено на активизацию внимания, развитие интереса и образно-логического мышления, тактильного и зрительного восприятия, творческого воображения, создание положительного эмоционального фона, снятие стресса и агрессивноэмоциональных состояний.
Сухой душ – разноцветные «струи» стимулируют и развивают тактильные ощущения, зрительную память, активизируют творческую и познавательную деятельность, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве, развивают воображение и цветовосприятие.
Сенсорные тропы – развивают тактильную чувствительность, зрительное восприятие, воображение, произвольность внимания, координацию движений, восстанавливают кровообращение, способствуют развитию речи, умения передавать ощущения, эмоции в речи; воздействуют на жизненно важные органы человека.
Для развития тактильных ощущений, мелкой моторики, разминки пальчиков, кистей рук, нейтрализации агрессивно-эмоциональных состояний незаменимо использование тактильных панелей и развивающих изделий.
Литература:
1) ООО «МисэН» Фантастический мир «Сборник методических пособий для работы в Сенсорной комнате».
2) Е. В. Ольшанская «Занятия с дошкольниками».
3) С. М. Мартынов «Здоровье ребенка в ваших руках». — М. : Просвещение, 1991.
4) Г. Б. Монина, Н. В. Раннала. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». — СПб. : Речь, 2009.
5) Сенсорная комната : Аннотация и методические рекомендации по использованию. — СПб. : Альма, 2007.