Шигалугова Эльмира Мухамедовна
Роль сенсорной комнаты в развитии дошкольников
▼ Скачать
Сенсорная комната – маленький рай, где все светится, звучит, журчит, переливается, манит, ненавязчиво успокаивает, мотивирует к активной деятельности, воздействующих на системы органов чувств.
«Волшебная комната» помогает тренировать способность останавливать такие сложно контролируемые процессы, как агрессия и возбудимость. Регулярно посещая «здоровьесберегающие» занятия дети получают чувство спокойствия и защищенности, заметно становятся более доброжелательными.
Публикация «Роль сенсорной комнаты в развитии дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Запускаются определенные речевые и познавательные процессы в сознании детей, дает им возможность приобрести дополнительный жизненный опыт, расширяет чувствительность, помогает развить самоуважение и уверенность в себе, заглушает негативные эмоции и чувства, благоприятно влияет на общее состояние человека и его здоровье.
Яркость, привлекательность, красочность, необычность оборудования обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта с детьми, повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивационную настроенность.
Среда сенсомоторного развития идет на основе игры и взаимодействия с игровым оборудованием, позволяющим именно взаимодействовать с ним, а не только выполнять физические упражнения.
Сенсорная комната - многофункциональный комплекс, использование которого способно оптимизировать развитие ребенка.
В ней собраны значительное количество стимулов, которые могут служить игровыми заместителями реальных предметов и явлений.
Дети учатся изучать свойства предметов, улучшается их моторная координация. развивается тактильная чувствительность.
Здесь же дети получают массаж ног, спины и рук. Это положительно влияет на здоровье и умственные способности.
Сенсорная комната для ребенка – это идеальная обстановка, в которой он не только расслабляется, но и получает новые представления о мире, новые ощущения, заряжается энергией для активной деятельности.
Дети получают положительные эмоции через погружение в среду Сенсорной комнаты.
У детей развивается интерес к предлагаемой деятельности, к взаимодействию.
Овладение приемами релаксации способствует стабилизации негативной психической напряженности.
Попадая в сенсорную комнату, ребенок чувствует себя в волшебном мире цвета, звука и ощущения, что способствует снятию психоэмоционального напряжения, умению управлять своим телом, дыханием, передавать свои ощущения в речи, умению расслабляться, освобождаться от напряжения.
У ребенка формируется представление о положительных и отрицательных эмоциях, появляется уверенность в себе.
В процессе занятий, при использовании различных световых и шумовых эффектов, ребенок расслабляется, успокаивается, что приводи к нормализации мышечного тонуса, снятию эмоционального и физического напряжения, снижаются проблемы эмоционально - волевой сферы.
Расширяется кругозор и пространственные представления, развивается воображение и творческие способности детей.
Любые мероприятия, проводимые с целью улучшить общие показатели психического и физического здоровья воспитанников детского сада, становятся гораздо более эффективными и результативными, если применяются в совокупности с использованием сенсорной комнаты.
Опыт показывает, что сенсорная комната и совмещение в ней игротерапии позволяет достичь наиболее яркого результата и удивительным образом способствует улучшению общих показателей здоровья детей.
В сенсорной комнате осуществляется немедикаментозное воздействие, направленное на снятие нервного и психического напряжения, восстановления работоспособности
Сенсорное развитие играет важную роль в психологическом и социальном становлении личности ребенка. Психическое развитие, развитие интеллектуально – познавательной сферы и речи ребенка происходит в процессе интеграции внешнего мира во внутренний мир.
Сенсорная комната помогает в стимулировании сенсорной чувствительности и двигательной активности, развитию зрительно-моторной координации детей, развивать общую и мелкую моторику, улучшить координацию движений.
Помогает развитию речи. Повышает психическую активность за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций. Развивает тактильные, зрительные ощущения, тренирует память, внимание, интеллект.
Самостоятельность ребенка в пространстве сенсорной комнаты формирует опыт стрессоустойчивого поведения, поскольку ставит его в ситуацию свободного выбора.
Погружение в атмосферу сенсорной комнаты напоминает о том, что кроме стрессов существуют еще и маленькие радости жизни.
Здесь можно спрятаться в «сухой» душ, играть со звездным светом, плавать в шариках «сухой» бассейн.
А еще здесь есть необычная поляна, настольный фонтан и очаровательный зеркальный шар с бесконечным множеством бликов, напоминающий падающий снег или мелькание «солнечных зайчиков», где можно поиграть с радугой, молнией и морем.
Нахождение в сенсорной комнате восстанавливает и сохраняет психоэмоциональное равновесие ребенка, стимулирует психическое развитие.
В процессе занятий, дети расширяют свой жизненный опыт, обогащают чувственный мир, пробуждают познавательную и исследовательскую активность.
Восприятие светоэффектов сенсорной комнаты развивает : зрительное восприятие, воображение, снижает уровень тревожности, способствует психоэмоциональному комфорту и отдыху.
Перебирая руками волокна, наблюдая за плавной сменой цветов, расслабляясь, снимается стресс.
Волокна можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них.
Изменяющиеся цвета привлекают внимание, успокаивают, хорошо концентрируют внимание.
Совместные игры в такой сказочной, комфортной обстановке помогают раскрепоститься, поверить в свои силы, проявить смекалку.
Уменьшит избыточную активность и снимет стресс. Поможет справиться с навязчивыми детскими страхами.
В дошкольном возрасте большинство психических функций находится в стадии формирования, поэтому больше внимание уделяется профилактической и развивающей работе.
В играх с детьми адаптирует ребенка к детскому коллективу в саду. Успокоит и улучшит засыпание. Активизирует творческий потенциал, выявит таланты, разовьет воображение. Стимулирует сенсорную чувствительность и мелкую моторику. Понизит утомляемость. Снизит агрессию и конфликтность. Побудит к познанию и исследованию окружающего мира.
Дети испытывают трудности в обучении из-за того, что основным способом восприятия для них, как правило, является лишь один из сенсорных каналов.
Важно обучить ребенка многосенсорному восприятию, поскольку умение пользоваться всеми каналами восприятия является фундаментом, обеспечивающим эффективность любого обучения.
Эффективно используется метод «песочной терапии».
Игры с песком - это проявление естественной активности ребенка.
Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице.
Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.
Песок положительно влияет на эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка. Проигрывая волнующую ситуацию, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, умение общаться.
Большой пуфик-кресло с гранулами - позволяет снять излишнюю напряженность, успокоиться, принять удобную для наблюдения позу. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела.
Оказывают мягкое приятное воздействие и способствуют лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа.
Складное кресло «Трансформер» - удобное кресло с изгибами, повторяющими форму тела, позволяет принять комфортную для расслабления позу, отдохнуть и спокойно понаблюдать за происходящим вокруг.
Напольная сенсорная дорожка способствует
развитию рецепторов стопы
развитию тактильного восприятия
развитию
координации движений
профилактике плоскостопия
В бассейне можно двигаться менять положение тела, «плавать» в шариках. Такие действия способствуют развитию координации движений в пространстве, а источник меняющегося света стимулирует зрительные ощущения и восприятия ребенка.
Сухой бассейн - используется как для релаксации, так и для активных игр.
Лежа в бассейне, ребенок может принять позу, которая соответствует состоянию его мышечного тонуса, и расслабиться.
При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками дает возможность лучше почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию.
Мягкие стенки бассейна и пластмассовые шарики служат безопасной опорой для тела, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями.
Такое воздействие способствует снижение уровня психоэмоционального напряжения и коррекция уровня тревожности.
Панно и ковер «Звездное небо» – важная составляющая интерактивной среды темной сенсорной комнаты. При взаимодействии с панно у ребенка возникает ощущение, будто бы он дотрагивается рукою до звезд.
Панно ковер способствует для стимуляции тактильно-визуальных ощущений, пространственных представлений и ориентировок.
Развивает восприятие, воображение, внимание, снижает уровень психоэмоционального и мышечного тонуса.
.
Звучащая музыка повышает, понижает тонус мускулатуры, оказывает обезболивающее воздействие, усиливает иммунные реакции.
Музыка благотворно влияет на нейроэндокринную систему, помогает преодолевать состояние одиночества, улучшает психоэмоциональный фон, повышает социальную активность, облегчает формирование новых отношений и установок, развивает слуховое восприятие, создает психологический комфорт.
Релаксатор - портативный прибор, который воздействует на ощущения человека звуком, запахом и светом, тем самым стимулируя все анализаторы. Способствует развитию обоняния, формированию умения дифференцировать запахи, обладает антистрессовым воздействием, стабилизирует психическое состояние.
Зеркальные панно - позволяют расширить окружающее пространство сенсорной комнаты и усилить воздействие световых эффектов.
Зеркала способствуют: развитию визуального восприятия собственного тела, мимики и пантомимики, развитию умения выражать различные эмоциональные состояния, формированию уверенности в себе.
Интерактивная панель «Солнышко» с комплектом дидактических материалов с красочными интерактивными играми, к которому прилагается дидактический материал для проведения игр и игровых упражнений в трехмерном пространстве.
Подбор игровых заданий соответствует содержанию образовательных областей по ФГОС ДО :
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Многофункциональный игровой материал используется в сенсорной интегративной терапии и позволяет развить сенсомоторные и познавательные возможности детей.
Незаменимым помощником в психомоторной коррекции является игровой комплект “ПЕРТРА”- игротека в чемодане с семью выдвижными ящиками заполненными пластинами с углубления для построения дорог, машинками, куколками, шарами, кольцами для построения всевозможных пирамид, кубиками с отверстиями, вставными деталями, геометрическими фигурами разной формы величины и цвета.
Имеются шнуры и веревки для нанизывания деталей, металлические шарики и магнитный штифт для проведения шариков по дорожкам-желобкам.
Детали набора столь многообразны, что игры и задания можно всегда изменить, сделать сложнее, интерес.
Каждая игровая сессия выстраивается в следующей последовательности: развивает общую и мелкую моторику.
Формирует представление о собственном теле, представление о расположения объектов по отношению к собственному телу.
Развивает воображение, внимание, память и мышление. Формирует целостный образ предметов.
Развивает умения согласовать свои действия с действиями других.
При выполнении всех заданий идет работа мелкой моторики рук.
Развитие логического мышления, внимания, памяти, воображения, целенаправленности деятельности, умения договориться во время игры.
Формирования умений и навыков общения в процессе игры способствует развитию произвольности общения, активной позиции в коллективе детей.
Активизация и развитие познавательных процессов при проведении занятий с использованием элементов игрового набора
«Пертра», в играх и упражнениях становится важнейшей целью коррекционной работы.
Его достоинства в том, что позволяет решать множество задач развития ребенка : его органов чувств, познавательных психических процессов, личностных проблем. Учитывая тот фактор, что ведущей деятельностью дошкольника является игра.
Горжусь профессией своей.
За то, что душу человека согреваю,
За то, что я могу понять детей.
И детство вместе с ними проживаю.
Пусть отступают все сомненья прочь,
Уходят пусть тревога и забота.
Кусочек сердца людям отдавать,
Такая у психолога работа!
В детском саду с 2014 года работает кабинет психологической разгрузки – сенсорная комната.
Сенсорная комната – включает в комплексную систему реабилитации детей с опорно-двигательной патологией, задержками психомоторного и эмоционального развития, неврозами, нарушениями зрения, слуха, речи. Мозг и центральная нервная система определяет развитие многих заболеваний.
Отрицательные эмоции, оставляют неприятные ощущения и, накапливаясь, могут стать причиной болезни (психосоматика). Но эмоциональное напряжение даже самое сильное не будет опасным для человека, если они завершаются расслаблением, отдыхом и положительными эмоциями.
Все занятия, проводимые в сенсорной комнате,проходят в игровой форме. Обязательно учитываются индивидуальные потребности ребенка и в тоже время занятия направлены на достижение поставленных целей.
Самым важным и уникальным, «Волшебная комната», независимо от направлений работы и планируемых результатов, сложности нарушения развития или поведения, позволяет повысить функциональные и адаптивные возможности организма и активизировать индивидуальный ресурс каждого ребенка, создавая тем самым возможность успешной интеграции в социум.
Волшебный мир сенсорной комнаты не оставляет равнодушным никого.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский