Юлия Морокова
Презентация «Сенсорная азбука»
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорная азбука
Актуальность
Актуальна проблема ранней профилактики дисграфии при подготовке к школьному обучению и коррекция возможных отклонений.
Буквы с рельефными рисунками имеют большое значение для развития воображения, представлений и речи ребёнка. С помощью тактильно-двигательных ощущений складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположение их в пространстве, качестве различных материалов. При восприятии и обследовании букв их яркие цвета, оттенки, чёткие контрасты стимулируют ребёнка использовать зрительный анализатор, упражняя совместную работу глаза и руки. Совершенствуется моторно-зрительная координация, укрепляются межполушарные связи, что важно при профилактике дисграфии у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тактильное восприятие – эффективное средство компенсации. Без оказания своевременной коррекционной помощи отклонения в речевом развитии приводят к более стойким специфическим ошибками на письме и при чтении.
Публикация «Презентация „Сенсорная азбука“» размещена в разделах
Цель:
Развивать тактильно-двигательные ощущения для профилактики дисграфии при
обследование тактильных букв из сенсорной азбуки
Образовательные задачи: * Познакомить детей с буквами русского алфавита.
* Активизировать и обогащать словарный запас.
* Закреплять правильное звукопроизношение.
* Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе
* Закреплять употребление антонимов: «мягкий – твёрдый», «гладкий – шершавый», «большой – маленький», «толстый – тонкий» и др.
Развивающие задачи:
* Развивать мыслительные процессы: обобщение, анализ, сравнение, классификация.
* Концентрировать зрительное и слуховое внимание. * Совершенствовать фонематическое и тактильно-двигательное восприятие.
* Развивать координацию движений, общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
Коррекционные задачи: Продолжить формировать цветоразличительную и форморазличительную функцию глаза.
* Закреплять умения и навыки распознавания фигур независимо от их пространственного расположения.
* Учиться тактильно узнавать буквы русского алфавита.
Воспитательные задачи:
* Приобщать к творческой деятельности через участие в создании тактильных букв. * Воспитывать интерес и внимательное отношение к буквам – поделкам. * Воспитывать бережное отношение к «Сенсорной азбуке».
Содержание работы:
Вариант1. На занятиях по подготовке к обучению грамоте с учителем – логопедом, в вечернее время с воспитателем дошкольники старшей и подготовительной группы с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) обследуют буквы из различного материала: (ткань, дерево, камушки, мех, семена, скорлупа, вата, нитки, пуговицы, рис, греча, фасоль, чечевица, орехи, шишки, ракушки, скрепки, бисер, кожа, бархатная бумага и др.) Они определяют части буквы, их количество, закрепляя их графическое изображение. Проговаривают вслух названия частей буквы: перекладина, столбик, точки, овал, полукруг …
Вариант 2. В различных видах деятельности дети учатся сравнивать буквы, составляют предложения, описывают букву, составляют рассказ о букве; творчески учатся видеть и придумывать предметы, на которые похожа буква, пишут буквы по образцу, дорисовывают недостающие части буквы.
Работа с родителями:
Родители совместно с детьми и педагогами готовят буквы из различного материала: вяжут, вырезают и приклеивают, шьют и вышивают, лепят, пекут и др. Они принимают активное участие в просмотре открытых мероприятий с использованием тактильных букв, являются активными участниками различных городских конкурсов.