Получи документы

Семья и система образования: оптимальные формы совместной работы в интересах ребенка

Белкина Вера
Семья и система образования: оптимальные формы совместной работы в интересах ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность и обоснование выбора темы. Современный мир – это быстро изменяющаяся динамичная система, где каждый элемент этой системы представляет собой важное звено. И одним из таких важных звеньев является современное образование. Современное дошкольное образование – это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние десятилетия. Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Изначально необходимо ознакомиться с определениями «традиции» и «инновации». Традиции – некая совокупность обрядов, привычек, устоев, навыков практической деятельности в той или иной сфере жизни людей, передаваемых из поколения в поколение, также выступающая неким регулятором общественных отношений. Традиции проявляются практически во всех сферах жизни людей – образование, наука, культура и т. п. Они начинали складываться еще на заре времен тысячи лет назад и некоторые из них можно встретить и сейчас. Инновации, то есть, нововведение – комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции для удовлетворения человеческих потребностей.

Публикация «Семья и система образования: оптимальные формы совместной работы в интересах ребенка» размещена в разделах

Отсюда и возникает проблема соотношения, сочетания традиций и инноваций. Зачастую педагог встает перед дилеммой, и пытается определить, что лучше традиции или инновации? Нужно ли что-то менять в образовательном процессе? Ответ лежит на поверхности. Ведь ребенок остается ребенком во все времена, и всегда будут актуальными основные принципы воспитания детей. Ценность детства, развитие всех его сфер жизнедеятельности, включение его в социум, развитие познавательной активности и творчества. Но инновации все больше входят в нашу жизнь. Прежде чем их вводить, мы как педагоги, должны понимать, что в ходе ее реализации ответственность возлагаем на себя. В этом нам помогают нормативные документы, регламентирующие деятельность педагога, это, прежде всего «Закон об образовании» и ФГОС ДО. Это глубокая проработка и понимание научного обоснования данной технологии, выполнение социального заказа, удовлетворение потребностей участников образовательных отношений.

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы педагога.

Воспитательное мероприятие поможет педагогам определить, какие дидактические средства обучения и воспитания должна содержать развивающая среда, какие актуальные методики работы в образовательном пространстве детского сада помогут педагогам эффективно использовать воспитательный, развивающий и обучающий потенциал среды? Нужны ли в образовательном пространстве новые компоненты и материалы, как использование традиционных дидактических средств помогает решать новые задачи? Мероприятие призвано познакомить специалистов с подходами и методиками, которые помогают современным педагогам быть максимально эффективными в образовательном процессе, балансируя между традиционными и инновационными формами и методами работы, задействуя детскую инициативу и поддерживая живой детский интерес к познанию и раскрытию своих возможностей.

Цель – повышение творческого и профессионального потенциала педагога.

Задачи:

- Раскрыть сущность традиций и инноваций в системе дошкольного образования;

- Познакомить с методами работы с дошкольниками, сочетающими в себе традиции и инновации образовательного процесса;

- Познакомить с инновационными формами взаимодействия с родителями и специалистами, которые можно гармонично сочетать с традиционными;

Планируемые результаты

- Познакомится с новыми возможностями организации коррекционно-развивающей работы в дошкольных образовательных учреждениях;

- Открытие для себя традиционные и инновационные подходы в дошкольном образовании, а также возможности их эффективного сочетания;

- Познакомятся с новыми формами взаимодействия с семьей;

- Проявление больше внимания поиску наиболее эффективных форм и методов работы, основанных на современных образовательных и управленческих технологиях.

Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора. Эффективными формами работы с родителями являются родительское собрание, консультации, беседы, совместные праздники и развлечения, консультации, оформление папок передвижек, стендов, выставки совместных работ. Выбор этих форм обусловлен тем, что у родителей проявляется интереса к содержанию образовательного процесса с детьми; увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира; стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем.

В реализации данных мероприятий участвовал воспитатель 1й категории, музыкальный руководитель, физический инструктор.

Все мероприятия были реализованы в соответствии ФОП ДО.

Первая школа воспитания растущего человека – это семья. Все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей». Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса? Главная задача педагогов детского сада - донести до родителей, что их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. На сегодняшний день взаимодействие дошкольного учреждения с семьей требует инновационного подхода. Но и без традиционных форм работу педагога представить нельзя.

Традиционные формы работы :

Беседы

Родительские собрания

Совместные праздники и развлечения

Консультации

Работа с родительским комитетом

Оформление папок передвижек, стендов

Выставки совместных работ

Дни открытых дверей

Родительские конференции.

Беседа – это метод получения и корректировки информации на основе общения. Беседа, проходящая в атмосфере доброжелательности, позволяет воспитателю прикоснуться к внутреннему миру родителя (ребенка, увидеть успехи и затруднения как во взаимодействии с окружающими, так и в семейном воспитании. Проводим такие беседы: «Без любви нет семьи», «Дружба», «Родина», «Семья», «Дом», «Взаимопомощь», «Гостеприимство», «Семья — это то, что с тобою всегда»

Анкетирование – это метод сбора информации путем письменных ответов на поставленные вопросы. Анкетирование – самый популярный метод изучения отношений, предпочтений, ожиданий родителей. В нашей группе мы проводили анкетирование на такие темы: «Какой вы родитель», «Знаете ли вы своего ребенка, «Условия здорового образа жизни в семье». (см. Приложение)

Информационно-просвещенческое обеспечение взаимодействия. Важной составляющей взаимодействия детского сада и семьи является просвещение родителей. Основная цель просветительской деятельности – повышение уровня общей культуры и социальной активности населения (Модельный закон «О просветительской деятельности», 2001).

Одна из функций просвещения – информативная. Взаимодействуя с родителями, нельзя не сообщать друг другу о разнообразных фактах из жизни детей и взрослых в детском саду и семье, о состоянии ребенка (его самочувствии, настроении, а также о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношений.

Индивидуальные беседы. Индивидуальные беседы с родителями могут проходить по их инициативе и по инициативе педагога. Воспитатель должен всегда быть готов ответить на вопрос родителя о своем ребенке, поддержать беседу, вызвать на откровенность.

Консультации. Одна из форм индивидуальной работы с семьей – оказание ей помощи через консультацию. Консультации для родителей проводят заведующая детским садом, воспитатели, психолог, социальный педагог, медицинская сестра, логопед и другие специалисты. В своей группе для родителей у нас такие консультации: «Дружеские отношения родителей и детей в семье», «Превратить чтение в удовольствие», «Чем занять ребенка дома», «Новый год в кругу семьи», «Роль родителей в возрождении русских традиций» и др. (см. приложение)

Родительские собрания. Среди разнообразных форм общения педагогов детского сада с родителями сохраняют свою популярность групповые родительские собрания : «Моя семья – что может быть дороже», «Растем, играя». Особую популярность в нашей группе имеют совместные собрания с детьми.

Очень большие эмоции вызвало собрание в форме чаепития приуроченное празднику «Международный женский день» (см. приложение)

Стенды. Стенды – это наглядная форма предъявления информации. На стендах целесообразно размещать информацию для родителей трех видов: стратегическую (многолетнюю, тактическую (годичную, оперативную. Стратегическая информация – это необходимые родителям сведения о задачах развития ДОУ на перспективу, о реализуемой образовательной программе. Тактическая информация – это сведения о режиме дня ребенка, о задачах и содержании воспитательно-образовательной работы в группе на год. Оперативная информация – это сведения об ожидаемых или уже прошедших мероприятиях в группе, детском саду, районе (акциях, конкурсах, выставках, встречах в родительском клубе, экскурсиях). Так же в нашей группе используем тематические стенды

Праздники в детском саду. Важным фактором личностного развития ребенка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми, в первую очередь – с родителями. Такие контакты помогают установить семейные праздники в детском саду. Семейный праздник в детском саду – это день, объединяющий семьи воспитанников, педагогов (воспитателей, музыкальных руководителей и др.) по случаю какого-либо события.

Вечера вопросов и ответов – специфическая разновидность клубных встреч. Они могут быть однотемные и многотемные. Преимуществом такого вечера является то, что родители и другие члены семьи могут встретиться, вступить в непосредственное общение с отвечающим, получить персональный ответ.

Инновационные формы работы :

Сайты детского сада и группы

Проведение мастер-класса Родители совместно с детьми изготавливали поздравления с Днем Защитника Отечества нашим солдатам в зону СВО

Фотовыставки В нашей группе проводится фотовыставка «Семейные традиции», «Жизнь нашей группы»

Круглый стол «Использование семейных традиций в воспитании дошкольников» и др. (см. Приложение)

Презентации

Брошюры, листовки, буклеты («Как отвечать на детские вопросы?», «Основные правила семейного воспитания», «Трудовое воспитание», «Основы нравственных отношений в семье», «Здоровый образ жизни семьи», «Воспитание мальчиков и девочек» (см. приложение)

Почта доверия Ребята в почтовый ящик кладут рисунки на различные темы, например, «Как я провел выходные», «Мой любимый герой», «Больше всего я боюсь.», «Мое любимое блюдо» и др.

Лэпбуки «Моя семья», «Семейные традиции» и др.

Это интерактивная, тематическая папка. (Lap – это колени, book – книга). Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, заинтересованность воспитателя разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь –главный ключ во взаимоотношениях педагога с родителями.

Памятки. Памятка – это хорошо структурированный короткий текст, напоминающий о чем-либо, а также призывающий родителей к осознанному воспитанию детей в семье и сотрудничеству с детским садом в решении различных образовательных задач.

Буклет – это издание, отпечатанное на одном листе, который складывается параллельными сгибами таким образом, чтобы его можно читать и рассматривать не разрезая, а раскрывая ширмообразно.

«Почтовый ящик». Переписку невозможно себе представить без почтового ящика, в который складывают вопросы, предложения, советы от родителей по разнообразным аспектам воспитания, обучения, развития детей.

Выставка. Это собрание предметов (рисунков, фотографий, книг и журналов и др., расположенных для обозрения детей и взрослых. Они в нашей группе проводятся постоянно («Жизнь нашей группы», «Мой папа самый сильный», «Наши праздники» и др.)

Видеоролики. Это ролики, которые создаются в различных программах. В течении дня воспитатель снимает интересные моменты из жизни ребят, потом форматируем в различных программах и загружаем на сайты группы и ДОУ. (см. приложение)

«Семейная гостиная». Это форма свободного общения семей воспитанников и педагогов. «Гостиная», в зависимости от задач общения, может быть поэтической, музыкальной, театральной. Гости рассказывают какие-то веселые истории, вспоминают события, происходившие с ними.

Проектная деятельность педагогов, детей и родителей. Под проектированием понимается идеальное промасливание и практическое воплощение того, что должно быть. Каждому человеку приходится в своей жизни намечать какие-либо способы реализации идей или их воплощения, пути продвижения, поиска и составления планов. Проектирование позволяет взращивать новые формы общности педагогов, детей и родителей, решая различные проблемы воспитания ребенка, как в семье, так и детском саду. Проектирование помогает научиться работать в «команде» : от изучения реальной обстановки до реализации проекта. (см. приложение)

Инновационные познавательные формы предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Однако здесь изменены принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнёра по общению. Однако одинаковые формы взаимодействия с родителями неэффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ. Воспитатель должен знать, как важны контакты с семьей, что они не только желательны, но и необходимы и входят в обязанность педагога. Доброжелательный тон в беседе с родителями, умение прислушиваться к их мнению — эти качества нужно приобрести специалисту.

Работа с родителями в условиях детского сада чрезвычайно важна для успешной помощи детям, посещающим детский сад. Только вместе с родителями мы можем добиться хороших результатов в работе с ребёнком. Такое взаимодействие способствует развитию педагогического просвещения родителей и их сотрудничеству с педагогами в процессе воспитания и обучения детей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Ведь у нас одна цель – сделать ребенка счастливым, здоровым, уверенно шагающим по жизни человеком.

Приоритетной целью в педагогике является формирование у дошкольников понятий семья, семейных ценностей и традиций.

Это включает в себя следующие задачи: расширить представление детей о семье, учить разбираться в родственных связях, обогащать первоначальные представления детей о семейных традициях, о праздниках, о взаимоотношениях между близкими, воспитывать у детей уважение ко всем членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека.

Процесс формирования представлений о семье, её родословной, семейных традициях может быть осуществлен через различные виды деятельности.

· занятия

· рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций

· выставки детских работ

· дидактические и сюжетно-ролевые игры

· разучивание стихов, пословиц, поговорок о семье

· семейные развлечения, конкурсы, праздники

Публикации по теме:

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Опыт работы «Формы работы с детьми дошкольного возраста в природном центре группы»Опыт работы «Формы работы с детьми дошкольного возраста в природном центре группы» Фотоотчет «Формы работы с детьми дошкольного возраста в природном центре группы» (из опыта работы)Экологическое воспитание – одно из важных.

Новые формы совместной деятельности с родителями в День защиты детей ВидеоНовые формы совместной деятельности с родителями в День защиты детей Видео Наша студия анимации «Сказка за сказкой» с первым днем лета закрывается на каникулы. Художникам тоже нужно отдохнуть, позагорать, набраться.

Мастер-класс для совместной работы взрослого и ребенка «Объемная открытка своими руками»Мастер-класс для совместной работы взрослого и ребенка «Объемная открытка своими руками» Изготовление объемной открытки Для работы понадобится лист картона (цвет по выбору); лист бумаги, несколько листов бумаги для скрэпбукинга,.

Презентация на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы) ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ " НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ" (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 1 СЛАЙД "Нетрадиционные формы работы с родителями " (.

Система по использованию поручений как ведущей формы трудового воспитания детей 4-го года жизниСистема по использованию поручений как ведущей формы трудового воспитания детей 4-го года жизни Авторы проекта: Багмут Светлана Андреевна Хадыева Айгюль Ражаповна Содержание работы Ведение 1. Теоретическая часть 1.1. Особенности развития.

Система работы педагогов над темами самообразования Система работы педагогов над темами самообразованияОдним из направлений методической работы учреждения является организация повышения квалификации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семья и система образования: оптимальные формы совместной работы в интересах ребенка
Опубликовано: 25 апреля 2024 в 11:34
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семья и система образования: оптимальные формы совместной работы в интересах ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Белкина Вера в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД