Лариса Иванова
Семья и агрессивный ребенок
▼ Скачать
Наши дети получают знания о поведении из трех источников. Первый - это семья, которая одновременно демонстрирует и обеспечивает закрепление агрессивного поведения. Второй - это сверстники, общение с ними часто сопровождается узнаванием агрессивного поведения ("я самый сильный и мне все можно"). Третий - это обучение агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнения, что сцены насилия демонстрируются с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности детей.
Публикация «Семья и агрессивный ребенок» размещена в разделах
Но самое главное - это модель семейного воспитания, ведь именно в семье происходит первичная социализация ребенка, обучение правилам взаимодействия с другими людьми и установление социальных норм поведения.
Если отношения в семье между родителями и детьми построены на доверии, любви и принятии друг друга, то в таких семьях дети всегда несут знания, полученные извне в семью для обсуждения. Мы не всегда сможем оградить наших детей от ненужного общения, от потока информации, но мы всегда сможем помочь разобраться в этом, делясь с ними своими моральными и этическими нормами.
Психологи показывают, что есть определенные нарушения семейного воспитания, которые провоцируют агрессивное поведение ребенка, вот лишь некоторые из них, к которым прибегают родители:
- физические наказания, игнорирование, угрозы;
- равнодушие к эмоциональному миру детей и их интересам;
- противоречивое воспитание "у папы нельзя, у мамы можно";
- частые негативные эмоциональные состояния у родителей;
- полное отсутствие запретов и ограничений.
Дети в таких семьях имеют высокую степень тревожности, низкую самооценку, чувствуют себя отверженными и воспринимают большой круг ситуаций как угрожающую, враждебную по отношению к себе. Такие дети не получают удовлетворения в человеческой потребности в любви и нежности к другому человеку, и поэтому их агрессивное поведение - это способ психологического выживания, это крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру.
Но даже в самых благополучных семьях есть зоны напряжений и конфликтов, и возникают они в установленных родителями правилах и выполнении этих правил детьми. Разумные запреты, ограничения обязательно должны присутствовать в воспитательном процессе, это делает жизнь детей более осознанной, организованной, безопасной и комфортной.
Только важно, чтобы вводимые родителями правила для детей были понятны для них. Чтобы избежать непонимания и конфликтов внутри семьи, провоцирующих агрессивные реакции у всех участников воспитательного процесса, полезно знать, что для родителей тоже существуют правила.
1) должны быть доверительные отношения.
2) правила должны быть между родителями согласованы.
3) детям надо многократно напоминать о правилах доброжелательности.
4) менять правила в зависимости от возраста ребенка.
5) последствия (наказания) должны вытекать непосредственно из плохого поведения ребенка.
Если проблемы нежелательного поведения ребенка возникают из-за того, что дали трещину добрые отношения между родителями и детьми, то лучше на время отодвинуть проблемы поведения и заняться восстановлением доверительных отношений.