Лучший педагог года

Семинар «Здоровье воспитателя как условие успешной педагогической деятельности по здоровьесбережению»

Валентина Уфимцева
Семинар «Здоровье воспитателя как условие успешной педагогической деятельности по здоровьесбережению»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

• способствовать улучшению психологического здоровья педагогов и поддержанию благоприятного климата в коллективе;

• мотивировать педагогов на проведение деятельности по здоровьесбережению.

План семинара :

1. Выступление психолога: «Проблема сохранения психологического здоровья педагога».

2. Экспресс-приёмы снятия эмоционального напряжения

3. Методы регуляции в стрессе.

4. Диагностика профессионального выгорания

Публикация «Семинар „Здоровье воспитателя как условие успешной педагогической деятельности по здоровьесбережению“» размещена в разделах

5. Обратная связь.

Будьте добрыми, если захотите;

Будьте мудрыми, если сможете;

Но здоровыми вы должны быть всегда.

Конфуций

Ход семинара

1. Выступление психолога.

«Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества».

Еще в 19 веке немецкий ученый Артур Шопенгауэр говорил: “Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия…”

Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Учение провели многочисленные исследования и сделали вывод: от чего зависит наше с вами здоровье. Мы попробуем эти данные обобщить в виде формулы здоровья :

Здоровье 100%= 10%медицина+ 20%наследственность+ 20% окр среда +50% образ жизни.

50% – образ жизни. Эта та составляющая формулы здоровья, которая зависит от самого человека.

Если еще раз вспомнить, что в основе нашего физического и психического здоровья лежит социальное благополучие, то становится ясной такая схема: физическое здоровье – психическое здоровье – профессиональное здоровье. Ведь именно профессия должна обеспечить нам необходимое для здоровья социальное благополучие.

Под профессиональным здоровьем мы понимаем способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности педагога.

Как восстановить «профессиональное здоровье» педагога?

Здоровье начинается с попыток осознания своего места в жизни.

Каждый человек, несмотря на возраст, должен когда-то ответить на четыре очень важных для него вопроса:

1. Ради чего я живу? В чем смысл моей жизни?

2. Зачем я родился? Что я должен совершить?

3. Зачем мне быть здоровым?

4. Быть здоровым – это мой долг перед обществом или мое личное дело?

Вопросов может быть и больше. Ясно лишь одно – только ответив на них, человек приобретает мотивацию к тому, чтобы быть здоровым.

Человек сознательный, культурный, педагог в особенности, должен уметь владеть своими эмоциями и чувствами хотя бы ради двух целей:

– чтобы не болеть;

– чтобы принимать правильное решение.

Надо научиться жить с хорошими эмоциями, противодействовать негативным эмоциям.

Каждая эмоция связана с болезнью или здоровьем, создает конкретную болезнь или является профилактической против конкретной болезни.

Чтобы сделать из себя здорового человека, нужно быть сильнее своих эмоций, но ни в коем случае не подавлять их.

Выделяют здоровьеразрушающие эмоции :

гнев, ярость, уныние, озабоченность, печаль, страх, тревожность, грусть, отчаяние…

Есть эмоции здоровьесоздающие :

интерес, радость, нежность, удовлетворение, спокойствие, сочувствие, удивление, восторг, умиление, восхищение…

Наши рекомендации:

Начинайте каждый день с чувством радости.

Поддерживайте это состояние в течение дня.

Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти.

Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.

Относитесь к людям так, как вы хотели бы чтобы люди относились к вам.

Питайтесь регулярно и разнообразно.

Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь.

Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов.

Не переедайте на ночь.

Спите не менее 8-ми часов в сутки.

Занимайтесь физическими упражнениями.

Старайтесь больше бывать на свежем воздухе.

Любите свою душу и тело.

Старайтесь окружить их комфортом.

2. Экспресс-приёмы снятия эмоционального напряжения

Сложите руки в «замок» за спиной.

Так как «-» эмоции «живут» на шее ниже затылка и на плечах, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.

Сложите руки в «замок» перед собой.

Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните руки и кисти (во время потягивания в организм выбрасывается эндорфин – «гормон счастья»).

Улыбнитесь!

Зафиксируйте улыбку на лице на 10-15 секунд. При улыбке расслабляется гораздо больше мышц, чем при обычном положении. Почувствуйте благодать, которая расходится по всему телу от улыбки. Сохраните это состояние.

Если хочется скандала, широко откройте рот.

При этом мускулы лица расслабляются, и агрессия уменьшается.

Дыхание по системе 4 + 4 + 4.

Сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание. Оно спокойное, ровное, 4 сек. Вдох, 4 – на задержку дыхания, 4 – на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие. Других мыслей быть не должно. Пауза закончена. Вы спокойны. Улыбнитесь.

Психолог: Может кто-нибудь хочет поделиться с собственными способами борьбы с отрицательными эмоциями в течение дня?

(Каждый участник предлагает свои методы борьбы с отрицательными эмоциями).

3. Методы регуляции в стрессе.

Предлагаю вам способы снижения стрессового состояния.

1) Массаж.

- Наиболее распространённым типом массажа является массаж Шиацу, также известный как точечный массаж. В человеческом теле есть 15 точек, воздействие на которые оказывает целебный эффект и позволяет справиться с напряжением.

• Постукивания кончиками пальцев по лицу. Задействованы указательный, средний и безымянный пальцы обеих рук. В области глаз постукивания должны быть более быстрыми.

• Поглаживания в области лба по направлению от бровей к корням волос. Задействованы те же пальцы.

• Поглаживание выступающей части щек. Движение выполняется теми же пальцами в направлении от носа к вискам.

• Кончиками среднего и безымянного пальца поглаживаем средние части щек от центра верхней губы к ушам.

• Поглаживание нижних частей щек и подбородка кончиками указательного, среднего и безымянного пальца. Движемся в направлении от подбородка к ушам. Чтобы массировать правую сторону было удобнее, нужно повернуть голову влево. Соответственно для массажа левой стороны – вправо.

2) Упражнение «Звуковая гимнастика»

- Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, примите спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук.

А – воздействует благотворно на весь организм;

Е – воздействует на щитовидную железу;

И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О – воздействует на сердце, легкие;

У – воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я – воздействует на работу всего организма;

Х – помогает очищению организма;

ХА – помогает повысить настроение.

3) «Антистрессовые» продукты.

- Лучшие антидепрессанты – фрукты, салаты из них, заправленные йогуртом. Хороши мёд, сухофрукты, шоколад. Тонизирующее действие на организм оказывает напиток из плодов боярышника, шиповника.

(Подаю каждому стаканчик с компотом из шиповника.)

4) Занимайтесь любимым делом.

5) Проводите время в обществе.

- Оглянитесь вокруг – на чью поддержку вы можете рассчитывать? Найдите людей, которые не только сочувствуют вам, но и понимают вас.

6) Здоровый сон.

- Здоровый сон – лучший лекарь. Одним из способов преодоления стресса является нормальный полноценный сон. Старайтесь перед сном отбросить все тяжёлые, накопившиеся за день мысли. Чтобы чувствовать себя комфортно, необходимо спать не менее 8 часов в сутки. Именно во сне мозг подсказывает вам решение ваших проблем, над которыми вы безуспешно думали днём.

7) Улыбка.

- Найдите в течение дня время и посидите с закрытыми глазами, стараясь ни о чём не думать. При этом на вашем лице должна быть улыбка в течение 10-15 минут. Вы почувствуете спокойствие. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему.

8) Упражнение на расслабление «Белое облако» (звучит тихая музыка.)

- Закройте глаза и представьте, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный тёплый летний день. Вы смотрите в удивительно чистое голубое небо, оно такое необыкновенное вы наслаждаетесь им. Вы наслаждаетесь чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное белое облачко. Вы видите как оно медленно приближается к вам. Вы совершенно расслаблены. Вы в ладу с самим собой. Облако очень медленно подплывает к вам. Оно как раз сейчас над вами. Вы полностью расслаблены и наслаждаетесь этой картиной. Вы поднимаетесь к маленькому белому облачку. Вы парите всё выше и выше. И наконец вы ступаете на него. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко-высоко в небе.

Психолог: Для себя вы можете выбрать подходящий метод снятия эмоционального напряжения и практиковать его регулярно. И через некоторое время вы почувствуете себя спокойным, уравновешенным в стрессовой ситуации. Главное умейте управлять своим стрессом.

4. Диагностика профессионального выгорания.

Сейчас я вам предлагаю изучить свою степень профессионального выгорания.

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту вариант ответа: «никогда»; «очень редко»; «иногда»; «часто»; «очень часто»; «каждый день».

"Профессиональное (эмоциональное) выгорание" (MBI) (Методика К. Маслач и С. Джексон, адаптация Водопьянова Н. Е.)

Фамилия, имя, отчество…

Возраст…. Пол…

Профессия/должность …. Стаж работы в данной должности ….

№ Утверждение Никогда Очень редко Редко Иногда Часто Очень часто Каждый день

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным (ой).

2. К концу рабочего дня я чувствую себя как «выжатый лимон».

3. Я чувствую себя усталым (ой, когда встаю утром и должен (на) идти на работу.

4. Я хорошо понимаю каждого моего ученика (студента) и нахожу к каждому свой подход.

5. Я общаюсь с моими учениками чисто формально, без лишних эмоций, и стремлюсь свести общение с ними до минимума.

6. Во время и после занятий я чувствую себя в приподнятом настроении и эмоционально воодушевленно*.

7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях с моими учениками (студентами).

8. Я чувствую угнетенность и апатию.

9. Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих учеников и коллег.

10. В последнее время я стал (а) более отстраненным (ной) и жестким (ой) по отношению к тем, с кем работаю.

11. Как правило, ученики, их родители и администрация школы слишком много требуют от меня или манипулируют мною. Они преследуют только свои интересы.

12. У меня много профессиональных планов на будущее, и я верю в их осуществление.

13. Я испытываю эмоциональный спад на работе.

14. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.

15. Я не могу быть участливым (ой) ко всем ученикам (студентам, особенно недисциплинированным и не желающим учиться.

16. Мне хочется уединиться от всех и отдохнуть от работы.

17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества при общении с моими учениками (студентами) и коллегами.

18. Я легко общаюсь с учениками (студентами) и их родителями независимо от их социального положения и поведения.

19. Я многое успеваю сделать на работе и дома.

20. Я чувствую себя на пределе возможностей.

21. Я многого смогу еще достичь в своей жизни.

22. Бывает, что коллеги, ученики (студенты) и их родители перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Обработка результатов

Опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений, «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждении).

Варианты ответов оцениваются следующим образом:

«никогда» - 0 баллов;

«очень редко» - 1 балла;

«иногда» - 3 балла;

«часто» - 4балла;

«очень часто» - 5 баллов;

«каждый день» - 6 баллов.

Ключ к опроснику.

Ниже перечисляются шкалы и соответствующие им пункты опросника.

«Эмоциональное истощение» — ответы «да» по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов — 54).

«Деперсонализация» — ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов — 30).

«Редукция личных достижений» — ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов — 48).

Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследованного выражены различные стороны «выгорания». О тяжести «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал.

5. Обратная связь.

Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.

Упражнение “Пожелание по кругу”

Все сидят в кругу, и каждый по кругу высказывает свои пожелания сначала одному, затем другому и так всем участникам тренинга.

Рефлексия “Мне сегодня. ”

Каждый участник группы должен завершить фразу: “Мне сегодня. ”, оправдались ли ваши ожидания?

Список использованной литературы

1. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное образование. - № 2, 2006, – с. 216 – 222.

2. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб. : Питер, 2005.

3. Звездина Г. П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ// Управление ДОУ — 2004. — № 4.

4. Психическое здоровье и социально-психологическая поддержка детей и подростков: состояние и перспективы: (Материалы межрегиональной научно-практической конференции)/Сост. Т. Д. Крюкова, В. А. Соловьева, О. В. Сосидко. — Кострома, 2002.

5. Прохорова Л. Н. Феномен психического выгорания как препятствующий фактор творческой активности педагогов дошкольных учреждений//Сборник по материалам конференции «Образование и здоровье». — Владимир, 2005.

6. https://www.b17.ru

7. https://www.google.ru

8. https://www.myshared.ru

Публикации по теме:

Инклюзивное образование детей с ОВЗ как условие их успешной социализации Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» города Гурьевска» Инклюзивное.

Консультация для воспитателей на тему «Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей к условиям ДС» Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада. Процесс адаптации важный момент в жизни каждого.

Районный семинар «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития»Районный семинар «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» 28.02.2017 г. Согласно совместному плану работы отдела образования администрации Ипатовского муниципального района, МКУ «Центр методического,.

Семинар-практикум для педагогов «Здоровье воспитателя как условие успешной педагогической деятельности по здоровьесбережению» Будьте добрыми, если захотите; Будьте мудрыми, если сможете; Но здоровыми вы должны быть всегда! Конфуций «Здоровье является высшей ценностью.

Семинар-практикум «Организация Рппс как условие качества образовательного процесса» Семинар-практикум в рамках сетевого взаимодействия. Тема: «Организация РРПС – как условие качества образовательного процесса» Цели: 1.

Семинар «Развитие творческого потенциала педагога как условие успешной педагогической деятельности» Тема: Развитие творческого потенциала педагога как условие успешной педагогической деятельности. Цель: создать условия для формирования.

Статья на тему Личность воспитателя как ключевое звено успешной социализации детей в ДОУ Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях является одной из важных и обсуждаемых.

Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей старшей группы как условие успешной социализации Пояснительная записка Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных.

Тематический педсовет «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника» Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, К. Бюлер,.

Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи как условие успешной адаптации детей раннего возраста Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Развитие в раннем возрасте происходит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Здоровье воспитателя как условие успешной педагогической деятельности по здоровьесбережению»
Опубликовано: 6 декабря 2017 в 21:52
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар «Здоровье воспитателя как условие успешной педагогической деятельности по здоровьесбережению»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Уфимцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД