Папки-передвижки

Семинар в ДОУ «Как научить детей задавать познавательные вопросы»

Светлана Щетинина
Семинар в ДОУ «Как научить детей задавать познавательные вопросы»
▼ Скачать + Заказать документы

СЛАЙД 1.

Ранее на наших встречах мы говорили о развитии связной речи у детей дошкольного возраста. В ходе посещения занятий в группах я определила, что некоторые воспитатели затрудняются в постановке вопросов при обучении детей связному высказыванию.

Любой педагог должен уметь задавать вопросы. Чтобы понять, как по-мочь формированию этой важной составляющей речевой деятельности, рассмотрим теоретические аспекты и методику работы с вопросами.

Публикация «Семинар в ДОУ „Как научить детей задавать познавательные вопросы“» размещена в разделах

• Очень большое значение имеет логическая структура вопроса. Можно сказать, что познание начинается с вопроса, который направляет мышление человека на поиск ответа, побуждая потребность в по-знании и приобщая к умственному труду. Очень важный фактор эффективного общения - это умение спрашивать.

• С помощью вопросов мы можем создать нужную нам ситуацию и вы-звать желательные нам реакции собеседника.

Вопросы задают все, но мало кто знает, как делать это правильно, чтобы беседа шла в нужном направлении. Если на свои вопросы вы получаете односложные ответы, то, вероятно, вы задали не тот тип вопросов и не тем тоном.

СЛАЙД 2

Приведу некоторые примеры:

• “Яблоко какое?”,

• “Что тут нарисовано?”,

• “Что бабушка делает?”

Корректные ли эти вопросы? Почему? Как спросить ПРАВИЛЬНО? (высказывания коллег)

СЛАЙД 3

Предпосылки для развития детской любознательности возникают в среднем и старшем дошкольном возрасте, в этот период ребенок начинает задавать много вопросов. Чтобы развить любознательность и тем самым обеспечить ребенку успешную учебу в школе, воспитатель должен терпеливо отвечать на детские вопросы, радоваться им и поощрять познавательные интересы ребенка.

СЛАЙД 4.

С психологической точки зрения существуют шесть типов вопросов :

• Простые

• Уточняющие

• Практические

• Оценочные

• Творческие

Вопросы-интерпретации

С точки зрения философии типов вопросов ещё больше!

СЛАЙД 5

Какие вопросы относятся к познавательным

Ребенок не всегда задает вопросы с целью получить познавательную информацию. Часто вопросы дошкольника выполняют функцию установления контакта. Например: «А можно с вами?», «Как тебя зовут?», «А что вы делаете?». Эти вопросы демонстрируют желание ребенка взаимодействовать, контактировать, общаться. Такие вопросы называют контактоустанавливающими.

Если ребенок задает вопрос и действительно хочет получить новую информацию об окружающем мире, его событиях и явлениях, то такие вопросы являются познавательными. При этом оба вида вопросов важны для развития и социализации ребенка.

Познавательные вопросы демонстрируют любопытство, любознательность ребенка. Любознательность – центральный, мотивационный компонент готовности дошкольника к обучению в школе. Если ребенку не интересно узнавать новое, не хочется учиться, то в школе он не сможет быть успешным.

По своему характеру и по степени сложности ответов выделяют 3 вида вопросов.

РЕПРОДУКТИВНЫЕ - наиболее лёгкие, доступные вопросы, требующие простых ответов. Перечень их ограничен: Кто это? Что это? Что делает?

Ответы на репродуктивные вопросы, как правило, однословные. Поэтому очень важно помогать детям начинать ответ с последнего слова вопроса, своеобразной подсказки (говорящие дети с этим справятся уже в раннем возрасте, если будут слышать образец ответа)

Кто это?

Что это? Это девочка.

Это шарик.

Что делает малыш? Малыш играет.

Вариант вопросов : Это кто? Это что? Что малыш делает? - будут некорректными (неправильными, так как вместо помощи (подсказки) затрудняют ответы детей.

Предлагаю выполнить упражнение “Вопрос - ответ”

(педагоги в парах по предметным картинкам задают друг другу вопросы)

ПОИСКОВЫЕ ВОПРОСЫ - более сложные и предполагают использование в ответах полных распространённых предложений.

Составной частью поисковых вопросов являются вопросительные местоимения или наречия, с которых начинается вопрос : Где? Куда? От-куда? Как? Когда? Сколько? Какой?

Продолжается отработка модели ответа, начинающегося с последнего слова (словосочетания) вопроса. Это облегчает ребёнку уже несколько усложнённый ответ и является своего рода подсказкой, но и требует от взрослого грамотной, чёткой, заранее продуманной формулировки вопросов.

Как вы думаете, какой вариант вопроса правильный : Где играет малыш? Где малыш играет? (конечно - первый вариант, подсказывающий ответ: Малыш играет на ковре.)

Сейчас поупражняемся.

(По любой сюжетной картине педагоги упражняются в составлении правильных поисковых вопросов)

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ начинаются вопросительными наречиями : Почему? Зачем?

Эти вопросы сложнее по синтаксической конструкции, а главное по содержанию, так как требуют определённой мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций – и, следовательно, непосредственно связаны с развитием логического мышления.

Ответы на проблемные вопросы представляют собой сложноподчинённые предложения и более расширенный словарь.

В обучении ответам на проблемные вопросы ещё большую роль играет помощь педагога, как в форме образца ответа, так и в использовании та-кого приёма, как подсказывающее начало ответа на поставленный вопрос.

Сейчас предлагаю разделиться на подгруппы и составить проблемные вопросы по сложенной сюжетной картине.

(Педагоги берут по 1 фрагменту разрезных картинок, объединяются в подгруппы, собрав целую картинку и в подгруппах выполняют задание)

СЛАЙД 6.

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ С ДЕТЬМИ

Общепринятой концепции, как формировать вопросительные высказывания ребенка в период дошкольного детства, в настоящий момент нет. Однако исследователи подчеркивают, что для решения задач познавательного развития необходимо формировать у дошкольников мотивацию к формулированию вопросов, освоению различных форм вопросительных высказываний.

Сначала надо обеспечить мотивацию детей к формулированию (постановке) вопросов. Ребенку важно знать, что умение задать вопрос – это социально ценное действие. Мотивировать детей можно на развивающих занятиях. Предлагаю воспользоваться конспектом занятия «За-даем вопросы вместе с любопытным Слоненком Р. Киплинга». (автор….) На этом занятии педагог демонстрирует детям фрагмент из мультфильма, в котором Слоненок проявляет любопытство. (Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, № 10, октябрь 2018)

Дети достаточно интенсивно начинают задавать вопросы (чаще всего вопрос «Что это?») уже в 3-4-летнем возрасте. Однако если не проводить специальной развивающей работы, то вопросительные высказывания даже старших дошкольников будут стереотипными. Чаще всего используются вопросы, начинающиеся со слов «что?.», «как?. " и «почему?», при этом ребенок может предпочитать один-два из этих разновидностей вопросов и не применять «цепочки вопросов», когда из одного вопроса следует другой.

СЛАЙД 7

Познакомьте детей с формами постановки вопросов, вопросительными словами. При этом поясняйте назначение той или иной формы вопроса. Например: «Мы можем начать вопрос со слова „КТО“, когда хотим узнать про людей или животных, которые что-то делают».

Воспользуйтесь готовыми пояснительными фразами для вопросов, которые начинаются со слов «кто», «что», «когда», «где», «как», «почему?». Они приведены в таблице. Конечно, эти пояснения неполные, но они позволят ребенку понять назначения форм вопросов. Таблица с мнемосимволами поможет детям легче запомнить, как сами вопросительные слова, так и предметы, действия, о которых можно с их помощью спросить. Оформите такие картинки с мнемосимволами и применяйте их на занятиях.

Приводите примеры вопросительных предложений. Соблюдайте при этом принцип: ребенок должен знать ответ на вопрос, который вы даете в качестве примера. Желательно использовать для вопросов объекты, которые находятся в группе («Где лежат наши альбомы?», «Кто выглядывает из кукольного домика?») либо актуальный опыт детей («Кто сегодня дежурный?»).

СЛАЙД 8

Опорная таблица для знакомства детей с вопросительными словами

Организуйте тренировку детей в самостоятельном формулировании (постановке) вопросов разных видов. Используйте для этой цели сюжетную картинку либо тему или игру, понятную детям.

Ребенок должен учиться задавать вопросы в ситуации, когда он сам знает ответ на свой вопрос или догадывается о нем. То есть вначале ребенок должен сформулировать утвердительное высказывание о чем-то, а потом учиться формулировать вопросительное высказывание об этом. В предлагаемом ниже конспекте занятия дети тренируются задавать вопросы по сказке, из личного опыта, в игре «интервью».

СЛАЙД 9

Помогите детям освоить формы вопросительных местоимений. Детям нужно научиться выбирать подходящее для ситуации вопросительное местоимение, согласовывать его с другими словами в предложении, находить сходные по назначению или уточняющие вопросительные слова. Помочь в этом могут обучающие беседы.

Рекомендуем проводить такие беседы по «Рассказам в картинках» Н. Радлова. С их помощью можно задать вопросы всех видов, однако для каждой истории предпочтительными будут лишь некоторое виды вопросов, что удобно для обучения. При обучении формам вопросительных местоимений учитывайте возрастные и речевые возможности детей.

Познакомьте детей с методом постановки цепочки вопросов. Цепочка вопросов – это несколько взаимосвязанных вопросов, которые целостно исследуют ситуацию, ее действующих лиц (кто, их действия (что делают, каким способом (как, в каких обстоятельствах (где? когда, по какой причине или для чего (почему? зачем). Во время обучающих бесед задайте цепочку вопросов по серии картинок, а затем предложите детям самостоятельно построить такую цепочку по сходной серии картинок. Это задание будет ориентировать детей, как формулировать вопросы, подбирать нужные вопросительные местоимения, так и внимательно рассматривать картинки, выявлять причинно-следственные связи.

СЛАЙД 10

Итак, подведём итоги.

Что же такое вопросы? Вопросы – это способ получения информации и в то же время способ переключения мыслей человека, с которым ведете беседу, в нужном направлении (кто задает вопросы, тот управляет беседой).

Важной составляющей коммуникативного общения является умение за-давать вопросы. С помощью вопросов мы прокладываем себе мост в неизвестное и неопределенное. А поскольку неопределенность и неизвестность это характерная черта современного, стремительно меняющегося мира, развитие умения задавать вопросы является очень актуальным. Мы, взрослые, учимся задавать вопросы, и очень важно учить этому детей.

Для обучения детей умению задавать вопросы можно использовать методику “Вопрошайка” (автор М. Б. Шумакова, с которой вы можете ознакомиться самостоятельно.

Литература.

1. Практикум по профессиональной коммуникации педагогов: рекомендации, игры, тренинги. / Автор-составитель О. М. Ельцова. - Волгоград: Учитель, 2010 г.

2. Волков А. А. Основы риторики. - М: Академический проспект, 2003г.

3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М. :Просвещение, 1985г.

4. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Формирование связной речи и развитие логи-ческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2009 г.

5. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, № 10, октябрь 2018, Как научить детей задавать познавательные вопросы. Новые методические рекомендации для ваших воспитателей

Наталья Князева,

заведующий ГБДОУ «Детский сад № 55» Колпинского района г. Санкт-Петербурга

Ирина Агафонова,

канд. психол. наук, доцент, заместитель заведующего по УВР ГБДОУ «Детский сад № 55» Кол-пинского района г. Санкт-Петербурга

Елена Цветкова,

старший воспитатель ГБДОУ «Детский сад № 55» Колпинского района г. Санкт-Петербурга

Мария Михайлова,

воспитатель ГБДОУ № 55 Колпинского района г. Санкт-Петербурга

Публикации по теме:

Семинар-практикум «Проектная деятельность в ДОУ как средство развития  самостоятельности и инициативы дошкольников» Проектная деятельность в ДОУ как средство развития  самостоятельности и инициативы дошкольников» Семинар-практикум Цель: Повышение  компетентности.

Как научить детей правилам дорожного движенияКак научить детей правилам дорожного движения Как научить детей правилам дорожного движения? Да еще трехлетних детей, совсем малышей? В нашем детском саду все воспитатели стараются увлечь.

Как научить детей прыгать на скакалкеКак научить детей прыгать на скакалке Прыжки на скакалке для детей являются не только физическим упражнением, но интересным веселым занятием. Каждый ребенок, взяв в руки скакалку,.

Консультация для родителей «Как научить детей читать?» Возможности детского интеллекта поразительны. Память ребенка велика по емкости и может принять большую полезную информацию. В полтора-два.

Консультация «Как научить детей прыгать на скакалке» Вам понадобится - веревочная или резиновая скакалка. Инструкция: 1. Обучать детей прыгать на скакалке можно начинать уже с 4 летнего возраста.

Памятка для родителей «Как научить детей дружить» «Как научить детей дружить»Общение со сверстниками играет очень важную роль в жизни ребенка дошкольного возраст, умение общаться – одно.

Педсовет-семинар «Уголок уединения в ДОУ как условие для благоприятного развития детей» Актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очевидна. Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен.

Семинар для педагогов ДОУ «Уголок уединения и релаксации как условие для благоприятного развития детей» Актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очевидна. Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Театральная деятельность в детском саду — вопросы, проблемы и пути их разрешения» Цель: обратить внимание административного состава дошкольного образовательного учреждения на проблемы организации работы по театральной.

Советы родителям «Как научить детей не перебивать взрослых»Советы родителям «Как научить детей не перебивать взрослых» Одним из показателей хорошего воспитания детей является их умение не перебивать взрослых во время разговора. Наверное, многим родителям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар в ДОУ «Как научить детей задавать познавательные вопросы»
Опубликовано: 11 октября 2018 в 06:34
+46Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар в ДОУ «Как научить детей задавать познавательные вопросы»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Щетинина (УИ 138205) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД