Светлана Щетинина
Семинар в ДОУ «Как научить детей задавать познавательные вопросы»
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД 1.
Ранее на наших встречах мы говорили о развитии связной речи у детей дошкольного возраста. В ходе посещения занятий в группах я определила, что некоторые воспитатели затрудняются в постановке вопросов при обучении детей связному высказыванию.
Любой педагог должен уметь задавать вопросы. Чтобы понять, как по-мочь формированию этой важной составляющей речевой деятельности, рассмотрим теоретические аспекты и методику работы с вопросами.
Публикация «Семинар в ДОУ „Как научить детей задавать познавательные вопросы“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
• Очень большое значение имеет логическая структура вопроса. Можно сказать, что познание начинается с вопроса, который направляет мышление человека на поиск ответа, побуждая потребность в по-знании и приобщая к умственному труду. Очень важный фактор эффективного общения - это умение спрашивать.
• С помощью вопросов мы можем создать нужную нам ситуацию и вы-звать желательные нам реакции собеседника.
• Вопросы задают все, но мало кто знает, как делать это правильно, чтобы беседа шла в нужном направлении. Если на свои вопросы вы получаете односложные ответы, то, вероятно, вы задали не тот тип вопросов и не тем тоном.
СЛАЙД 2
Приведу некоторые примеры:
• “Яблоко какое?”,
• “Что тут нарисовано?”,
• “Что бабушка делает?”
Корректные ли эти вопросы? Почему? Как спросить ПРАВИЛЬНО? (высказывания коллег)
СЛАЙД 3
Предпосылки для развития детской любознательности возникают в среднем и старшем дошкольном возрасте, в этот период ребенок начинает задавать много вопросов. Чтобы развить любознательность и тем самым обеспечить ребенку успешную учебу в школе, воспитатель должен терпеливо отвечать на детские вопросы, радоваться им и поощрять познавательные интересы ребенка.
СЛАЙД 4.
С психологической точки зрения существуют шесть типов вопросов :
• Простые
• Уточняющие
• Практические
• Оценочные
• Творческие
• Вопросы-интерпретации
С точки зрения философии типов вопросов ещё больше!
СЛАЙД 5
Какие вопросы относятся к познавательным
Ребенок не всегда задает вопросы с целью получить познавательную информацию. Часто вопросы дошкольника выполняют функцию установления контакта. Например: «А можно с вами?», «Как тебя зовут?», «А что вы делаете?». Эти вопросы демонстрируют желание ребенка взаимодействовать, контактировать, общаться. Такие вопросы называют контактоустанавливающими.
Если ребенок задает вопрос и действительно хочет получить новую информацию об окружающем мире, его событиях и явлениях, то такие вопросы являются познавательными. При этом оба вида вопросов важны для развития и социализации ребенка.
Познавательные вопросы демонстрируют любопытство, любознательность ребенка. Любознательность – центральный, мотивационный компонент готовности дошкольника к обучению в школе. Если ребенку не интересно узнавать новое, не хочется учиться, то в школе он не сможет быть успешным.
По своему характеру и по степени сложности ответов выделяют 3 вида вопросов.
РЕПРОДУКТИВНЫЕ - наиболее лёгкие, доступные вопросы, требующие простых ответов. Перечень их ограничен: Кто это? Что это? Что делает?
Ответы на репродуктивные вопросы, как правило, однословные. Поэтому очень важно помогать детям начинать ответ с последнего слова вопроса, своеобразной подсказки (говорящие дети с этим справятся уже в раннем возрасте, если будут слышать образец ответа)
Кто это?
Что это? Это девочка.
Это шарик.
Что делает малыш? Малыш играет.
Вариант вопросов : Это кто? Это что? Что малыш делает? - будут некорректными (неправильными, так как вместо помощи (подсказки) затрудняют ответы детей.
Предлагаю выполнить упражнение “Вопрос - ответ”
(педагоги в парах по предметным картинкам задают друг другу вопросы)
ПОИСКОВЫЕ ВОПРОСЫ - более сложные и предполагают использование в ответах полных распространённых предложений.
Составной частью поисковых вопросов являются вопросительные местоимения или наречия, с которых начинается вопрос : Где? Куда? От-куда? Как? Когда? Сколько? Какой?
Продолжается отработка модели ответа, начинающегося с последнего слова (словосочетания) вопроса. Это облегчает ребёнку уже несколько усложнённый ответ и является своего рода подсказкой, но и требует от взрослого грамотной, чёткой, заранее продуманной формулировки вопросов.
Как вы думаете, какой вариант вопроса правильный : Где играет малыш? Где малыш играет? (конечно - первый вариант, подсказывающий ответ: Малыш играет на ковре.)
Сейчас поупражняемся.
(По любой сюжетной картине педагоги упражняются в составлении правильных поисковых вопросов)
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ начинаются вопросительными наречиями : Почему? Зачем?
Эти вопросы сложнее по синтаксической конструкции, а главное по содержанию, так как требуют определённой мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций – и, следовательно, непосредственно связаны с развитием логического мышления.
Ответы на проблемные вопросы представляют собой сложноподчинённые предложения и более расширенный словарь.
В обучении ответам на проблемные вопросы ещё большую роль играет помощь педагога, как в форме образца ответа, так и в использовании та-кого приёма, как подсказывающее начало ответа на поставленный вопрос.
Сейчас предлагаю разделиться на подгруппы и составить проблемные вопросы по сложенной сюжетной картине.
(Педагоги берут по 1 фрагменту разрезных картинок, объединяются в подгруппы, собрав целую картинку и в подгруппах выполняют задание)
СЛАЙД 6.
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ С ДЕТЬМИ
Общепринятой концепции, как формировать вопросительные высказывания ребенка в период дошкольного детства, в настоящий момент нет. Однако исследователи подчеркивают, что для решения задач познавательного развития необходимо формировать у дошкольников мотивацию к формулированию вопросов, освоению различных форм вопросительных высказываний.
Сначала надо обеспечить мотивацию детей к формулированию (постановке) вопросов. Ребенку важно знать, что умение задать вопрос – это социально ценное действие. Мотивировать детей можно на развивающих занятиях. Предлагаю воспользоваться конспектом занятия «За-даем вопросы вместе с любопытным Слоненком Р. Киплинга». (автор….) На этом занятии педагог демонстрирует детям фрагмент из мультфильма, в котором Слоненок проявляет любопытство. (Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, № 10, октябрь 2018)
Дети достаточно интенсивно начинают задавать вопросы (чаще всего вопрос «Что это?») уже в 3-4-летнем возрасте. Однако если не проводить специальной развивающей работы, то вопросительные высказывания даже старших дошкольников будут стереотипными. Чаще всего используются вопросы, начинающиеся со слов «что?.», «как?. " и «почему?», при этом ребенок может предпочитать один-два из этих разновидностей вопросов и не применять «цепочки вопросов», когда из одного вопроса следует другой.
СЛАЙД 7
Познакомьте детей с формами постановки вопросов, вопросительными словами. При этом поясняйте назначение той или иной формы вопроса. Например: «Мы можем начать вопрос со слова „КТО“, когда хотим узнать про людей или животных, которые что-то делают».
Воспользуйтесь готовыми пояснительными фразами для вопросов, которые начинаются со слов «кто», «что», «когда», «где», «как», «почему?». Они приведены в таблице. Конечно, эти пояснения неполные, но они позволят ребенку понять назначения форм вопросов. Таблица с мнемосимволами поможет детям легче запомнить, как сами вопросительные слова, так и предметы, действия, о которых можно с их помощью спросить. Оформите такие картинки с мнемосимволами и применяйте их на занятиях.
Приводите примеры вопросительных предложений. Соблюдайте при этом принцип: ребенок должен знать ответ на вопрос, который вы даете в качестве примера. Желательно использовать для вопросов объекты, которые находятся в группе («Где лежат наши альбомы?», «Кто выглядывает из кукольного домика?») либо актуальный опыт детей («Кто сегодня дежурный?»).
СЛАЙД 8
Опорная таблица для знакомства детей с вопросительными словами
Организуйте тренировку детей в самостоятельном формулировании (постановке) вопросов разных видов. Используйте для этой цели сюжетную картинку либо тему или игру, понятную детям.
Ребенок должен учиться задавать вопросы в ситуации, когда он сам знает ответ на свой вопрос или догадывается о нем. То есть вначале ребенок должен сформулировать утвердительное высказывание о чем-то, а потом учиться формулировать вопросительное высказывание об этом. В предлагаемом ниже конспекте занятия дети тренируются задавать вопросы по сказке, из личного опыта, в игре «интервью».
СЛАЙД 9
Помогите детям освоить формы вопросительных местоимений. Детям нужно научиться выбирать подходящее для ситуации вопросительное местоимение, согласовывать его с другими словами в предложении, находить сходные по назначению или уточняющие вопросительные слова. Помочь в этом могут обучающие беседы.
Рекомендуем проводить такие беседы по «Рассказам в картинках» Н. Радлова. С их помощью можно задать вопросы всех видов, однако для каждой истории предпочтительными будут лишь некоторое виды вопросов, что удобно для обучения. При обучении формам вопросительных местоимений учитывайте возрастные и речевые возможности детей.
Познакомьте детей с методом постановки цепочки вопросов. Цепочка вопросов – это несколько взаимосвязанных вопросов, которые целостно исследуют ситуацию, ее действующих лиц (кто, их действия (что делают, каким способом (как, в каких обстоятельствах (где? когда, по какой причине или для чего (почему? зачем). Во время обучающих бесед задайте цепочку вопросов по серии картинок, а затем предложите детям самостоятельно построить такую цепочку по сходной серии картинок. Это задание будет ориентировать детей, как формулировать вопросы, подбирать нужные вопросительные местоимения, так и внимательно рассматривать картинки, выявлять причинно-следственные связи.
СЛАЙД 10
Итак, подведём итоги.
Что же такое вопросы? Вопросы – это способ получения информации и в то же время способ переключения мыслей человека, с которым ведете беседу, в нужном направлении (кто задает вопросы, тот управляет беседой).
Важной составляющей коммуникативного общения является умение за-давать вопросы. С помощью вопросов мы прокладываем себе мост в неизвестное и неопределенное. А поскольку неопределенность и неизвестность это характерная черта современного, стремительно меняющегося мира, развитие умения задавать вопросы является очень актуальным. Мы, взрослые, учимся задавать вопросы, и очень важно учить этому детей.
Для обучения детей умению задавать вопросы можно использовать методику “Вопрошайка” (автор М. Б. Шумакова, с которой вы можете ознакомиться самостоятельно.
Литература.
1. Практикум по профессиональной коммуникации педагогов: рекомендации, игры, тренинги. / Автор-составитель О. М. Ельцова. - Волгоград: Учитель, 2010 г.
2. Волков А. А. Основы риторики. - М: Академический проспект, 2003г.
3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М. :Просвещение, 1985г.
4. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Формирование связной речи и развитие логи-ческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2009 г.
5. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, № 10, октябрь 2018, Как научить детей задавать познавательные вопросы. Новые методические рекомендации для ваших воспитателей
Наталья Князева,
заведующий ГБДОУ «Детский сад № 55» Колпинского района г. Санкт-Петербурга
Ирина Агафонова,
канд. психол. наук, доцент, заместитель заведующего по УВР ГБДОУ «Детский сад № 55» Кол-пинского района г. Санкт-Петербурга
Елена Цветкова,
старший воспитатель ГБДОУ «Детский сад № 55» Колпинского района г. Санкт-Петербурга
Мария Михайлова,
воспитатель ГБДОУ № 55 Колпинского района г. Санкт-Петербурга