Дарья Федосеенкова
Семинар-тренинг для педагогов «Учим детей общаться»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-тренинг «Учим детей общаться»
Подготовила: педагог-психолог Федосеенкова Д. И.
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах реализации образовательной области «Социально-коммуникативное, нравственное и эмоциональное развитие детей».
"Всякая ценность имеет цену.
Единственное, что бесценно – это человеческое общение. "
Антуан-де-Сент-Экзюпери.
Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм при общении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности.
Публикация «Семинар-тренинг для педагогов „Учим детей общаться“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
Важно прививать ребёнку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками; умение без крика и ссоры договариваться; вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками; спокойно разговаривать.
Одно из качеств культурного человека – это вежливость.
Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Поэтому надо прививать вежливость ребёнку с ранних лет, с детского сада.
Некоторые дети легко усваивают эти нормы, а некоторым это даётся с трудом.
Как известно, игра является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные навыки, умение правильно выражать свои мысли, чувства и т. д.
1. Дидактическая игра. Она является игровым методом обучения детей, самостоятельной игровой деятельностью, а также одним из средств развития познавательной активности и развития коммуникативных навыков детей.
2. В сюжетно-ролевой игре – заложены большие возможности для развития навыков общения. В первую очередь, развитие рефлексии, как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания других людей. В сюжетно-ролевой игре, как и во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив. При этом обычно наблюдается взаимодействие игровых и реальных возможностей.
3. Театрализованные игры. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.
Среди многообразия средств и методов развития коммуникативных навыков дошкольников можно выделить режиссерскую игру.
4. Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. В отличие от ролевых игр, в которых ребенок примеряет роли на себя, в режиссерских, персонажами являются исключительно игрушки. Сам ребенок управляет и руководит действиями игрушек-артистов. Такие игры не только очень занимательны, но и полезны. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, дошкольник использует разные средства вербальной и невербальной выразительности, а также учится правильно взаимодействовать со сверстниками в разных ситуациях.
Итак, в игре дети учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать. В игре формируется самооценка. Дети развивают свои организаторские способности, укрепляют возможные качества лидера или тянутся за лидером в группе.
Чтобы достичь желаемого благополучия в социальном развитии ребенка, в первую очередь необходимо развивать коммуникативную компетенцию детей, их способность налаживать отношения с окружающими при помощи языковых и неречевых средств.
Работу по социально - коммуникативному развитию условно можно подразделить на 4 блока, которые включают в себя:
• игры, направленные на сближение детей друг с другом;
• игры для развития эмоций;
• игры на социальное восприятие в процессе взаимодействия детей друг с другом;
• игры на развитие коммуникативных навыков.
Также в работе используются:
• чтение художественной литературы для выражения детьми эмоциональных сопереживаний;
• нравственно - этические беседы.
Как учить ребенка общаться?
Общению надо учить, показывая ребенку приемы установления контакта. Например, научить знакомиться: называть свое имя и спрашивать имя других детей. Сообщить детям, как можно начинать разговор: фразы «давай играть вместе», «покажи мне свои игрушки», «давай меняться». Потренироваться с ребенком рассказывать о себе : «Меня зовут Петя, я живу в этом доме, у меня есть машинки, я люблю играть в мяч».
Помогите ребенку "проиграть" все возможные варианты знакомства, с использованием его любимых игрушек.
Такая "игра" научит ребенка завязывать отношения с незнакомыми детьми, научит правильному поведению в определенных ситуациях, исправлять сложности в своем поведении.
Нужно показать различные варианты знакомства: как подходить к другому ребенку, что говорить. А теперь пусть первый «знакомится» кроха.
Также, нужно "проигрывать" с ребенком спорные ситуации. Такие ролевые игры объясняют ребенку ситуации более доступным языком, чем ваши нравоучения и проводимые с ним беседы.
Ролевые игры: 1) знакомство на детской площадке
2) Что сделать, если зайчик и слоник хотят поиграть одной игрушкой?
3)А зайчик хочет покачаться на качелях и слоник тоже хочет? Что нужно сделать? Прогнать, подождать пока другой покачается, качаться вместе?
Я вам предлагаю ряд игр и упражнений для коммуникативного развития ребенка, развития культурного общения детей, для обогащения речи вежливыми словами.
«Прошу, дай мне, пожалуйста» (2 – 3 года)
Воспитатель: - Пришел медвежонок к пчелке и просит мед. Я буду пчелкой, а вы медвежатами. Попросите у пчелки мед голосом и движением.
Если дети затрудняются, воспитатель берет на себя роль медвежонка и, обращаясь к пчелкам, просит ласковым голосом: «Пчелка, пчелка, дай мне, пожалуйста, меду» (протягивает руку с повернутой вверх раскрытой ладошкой). Дети кладут ему на ладонь воображаемое лакомство, и «медвежонок» съедает его с удовольствием. «Спасибо пчелка».
«Прошу – не надо» (3 – 4 года)
Воспитатель предлагает ребенку сначала попросить жестом то, что ему нравится, а затем отказаться от того, что не нравится. В случае затруднения помогает найти нужные движения.
Игра «Лица» - Цель упражнения: развитие понимания мимических выражений, адекватного реагирования на определенные жизненные ситуации. Дети угадывают по выражению лица, что испытывают дети и придумывают в какой ситуации это происходит.
Игра «Передай клубочек». Дети стоят по кругу и передают друг другу клубочек. Конец клубка педагог держит сам. Тот, кому передают клубок, должен назвать волшебное слово.
Игра «Волшебные слова». Эта игра проводится с мячом. Воспитатель бросает мяч детям. Тот, у кого мяч должен назвать вежливое (волшебное) слово и вернуть мяч обратно воспитателю. (В этой игре можно использовать фанты, например лепестки. У кого больше лепестков в цветке, тот выигрывает)
Игра «Хлопаем – топаем». Воспитатель произносит различные слова. Если ребёнок слышит волшебное слово, то он хлопает. Если слово не волшебное – топает. Спасибо, тарелка, стол, пожалуйста, с добрым утром, кролик, здравствуйте.
Игра «Закончи предложение»
• Когда я утром просыпаюсь, то говорю…. (С добрым утром)
• Я прихожу в детский сад и говорю…. (Здравствуйте)
• Если я сажусь обедать, то желаю своим соседям по столу (Приятного аппетита)
• Когда я нечаянно наступил кому-то на ногу, то говорю (Извините)
• На прощание я всегда говорю (До свидания)
• Когда встречаю на улице знакомого человека, то всегда говорю (Здравствуйте)
• Когда взрослые разговаривают, а мне надо сказать что-то важное, то я говорю (Извините пожалуйста)
• Перед сном я всегда говорю (Спокойной ночи)
ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ
Игра «Пойми без слов» Водящий задумывает какое-нибудь слово, отвечающее на вопрос: Кто? Или Что? После этого изображает то, что это слово обозначает, не проронив ни слова. Остальные игроки пытаются угадать изображаемое слово.
Упражнение «Комплимент».
- А скажите мне, коллеги, вы любите комплименты? А говорить их умеете? А ваши воспитанники умеют говорить комплименты? Правильно, детям очень трудно их говорить, но научить их можно. И я вам предлагаю в поиграть в игру, которую можно использовать с детьми. Но сначала нам нужно с помощью считалки выбрать КОРОЛЕВУ.
Сидел король на лавочке,
Считал свои булавочки:
Раз, два, три,
Королевой будете вы! (надевает корону и садится на трон)
А с помощью мяча мы узнаем, кто скажет нашей королеве слова восхищения (мяч передается под музыку). Вы, коллеги, не зевайте, мяч другим передавайте. Ну а музыка покажет, кто нам комплименты скажет (игра проводится 3 раза).
- Приятно слушать комплименты?
- Что вы чувствовали?
- Трудно ли говорить комплименты?
Вывод: такие игры обязательно помогут детям быть счастливыми, успешными и реализоваться в общественной жизни.
Типичные трудности в общении
1. замкнутость
2. конфликтность
3. застенчивость
4. агрессивность
Одной из наиболее острых проблем, препятствующих коммуникативному развитию, является повышенная агрессивность детей.
Агрессивный ребенок создает массу проблем не только окружающим, но и себе.
Сужаются возможности полноценной коммуникации, снижается продуктивный потенциал ребенка, деформируется его личностное развитие.
Что же делать?
Важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою природную агрессию; отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально-приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда.
А для этого необходимо вести систематическую работу в четырех направлениях:
- работать с чувствами -учить осознавать собственные эмоции и эмоции других людей, формировать способность к сопереживанию
-- работать с гневом- обучать детей общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева
- обучать самоконтролю- вырабатывать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность
- прививать конструктивные навыки общения- обучать адекватным поведенческим реакциям в проблемных ситуациях, способам выхода из конфликтных отношений
РАБОТА С ГНЕВОМ
- игровой прием «ПОДУШКА ДЛЯ ПИНАНИЯ»
Этот игровой прием помогает справится с гневом именно тем детям, которые, сразу разозлясь, склонны реагировать прежде всего физически (сразу толкаются, отнимают игрушки, дерутся и т. д.)
-МЕШОЧЕК ДЛЯ КРИКОВ
Детям очень не просто справиться с отрицательными эмоциями. Если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом не в состоянии говорить с Вами спокойно, предложите ему воспользоваться «Мешочком для криков»
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЛИСТОК ГНЕВА»
Предложите ребенку представить, как выглядит его гнев: какой он формы, размера, на что или на кого он похож. Потом пусть ребенок изобразит получившийся образ на листе бумаги. Дальше для расправы с гневом все способы хороши: можно комкать, топтать, кусать листок гнева до тех пор, пока ребенок не почувствует, что это чувство уменьшается и теперь он легко с ним справится. После этого попросите ребенка окончательно справиться со своим гневом, собрав все кусочки «Гневного листа» и выбросив их в корзину.
ИГРА «РУБКА ДРОВ»
Эту игру хорошо провести после того, как ребенок долго занимался сидя за столом. Она помогает избавиться от физического и эмоционального напряжения, истратить накопившиеся отрицательные чувства и получить заряд бодрости. Порекомендуйте ребенку выше заносить воображаемый топор над головой и резко опускать на воображаемое бревно. Полезно издавать при этом на выдохе, какие-нибудь звуки -например: «ХА!»
КАК ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ С АГРЕССИВНЫМ РЕБЕНКОМ?
1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии :
-полное игнорирование реакций ребенка- весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
- выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно…»)
- переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста»)
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении, а не на личности
Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того, как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. (Как он вел себя, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические оценки вызывают раздражение, протест и уводят от решения проблемы.
Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас». Также важно указать конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации. Одним из важных путей снижения агрессии является установления обратной связи с ребенком.
ПРИЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ С РЕБЕНКОМ
1. Констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»)
2. Констатирующий вопрос («Ты злишься?»)
3. Раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?»)
4. Обнаружение своих чувств по отношению к нежелательному поведению ребенка
(«Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне»)
3. Контроль над собственными негативными эмоциями.
Когда взрослый управляет своими отрицательными эмоциями, он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошее отношение и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.
4. Обсуждение проступка.
Анализировать поведение необходимо после проявления агрессии, когда ситуация разрешилась и все успокоились. В то же время, обсуждение инцидента необходимо проводить как можно скорее и без свидетелей.
5. Демонстрация модели не агрессивного поведения.
Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка - демонстрация моделей не агрессивного поведения, позволяющего показать образец конструктивного поведения, направленного на снижения напряжения в конфликтных ситуациях.
Всем спасибо за внимание!
Надеюсь данный семинар был Вам полезен!