Вероника Асташова
Семинар-тренинг для воспитателей до «Игровая психогимнастика как особая форма двигательной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: закрепить профессиональные знания педагогов о здоровьесберегающих технологиях, об эффективном использовании такого вида как психогимнастика; способствовать совершенствованию профессионального мастерства педагогов, по организации психогимнастики с детьми дошкольного возраста.
Ход семинара:
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги, я рада приветствовать Вас на нашем семинаре-тренинге на тему психогимнастики.
Публикация «Семинар-тренинг для воспитателей до „Игровая психогимнастика как особая форма двигательной деятельности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Психологические игры
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Усилия работников учреждений дошкольного образования сегодня полностью нацелены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование его здорового образа жизни. Именно эти задачи являются одними из приоритетных, в учебной программе дошкольного образования. Одним из средств решения обозначенных задач являются здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного дошкольного учреждения.
В настоящее время в дошкольных учреждениях широко применяются различные виды здоровьесберегающих технологий – медико-профилактические (закаливание, рациональное питание, мониторинг состояния здоровья воспитанников и разработка рекомендаций по его оптимизации, контроль и помощь в соблюдении СанПиНов, здоровьсберегающая среда учреждения, физкультурно-оздоровительные (утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, бодрящая гимнастика после сна, массаж и самомассаж, физическая культура, коррекционные (артикуляционная гимнастика, психогимнастика, фонетическая ритмика, сказкотерапия, музыкатерапия, куклотерапия, песочная терапия).
Сегодня мы с Вами рассмотрим более подробно такой вид здоровьсберегающей технологии коррекционного типа как психогимнастика.
И сейчас я предлагаю Вам обратить внимание на экран.
Мультимедийная презентация «Игровая психогимнастика как особая форма двигательной деятельности детей» (Теоритическая часть).
А сейчас я предлагаю Вам перейти к практической части и вместе со мной выполнить несколько психогимнастических упражнений.
Практическая часть
В качестве первого задания, я предлагаю Вам выполнить:
1. Упражнение «Мое настроение»
Каждый педагог описывает свое настроение на данный момент времени.
2. «Гора с плеч»
Педагоги встают, опускают руки вдоль туловища и выпрямляют спину. Психолог предлагает им резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Именно такая осанка должна быть у нас всех постоянно.
Блок 1. Вводная медитация
Проводится под спокойную музыку.
Сказочная планета
Педагогам (детям) предлагается найти свое сердце, прижав обе руки к груди, и прислушаться, как оно стучит: «тук, тук, тук». Представьте, что у Вас в груди вместо сердца, кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Педагогам (детям) предлагается послать сказочной планете немного света и тепла, и, может быть, она оживет (руки вынести вперед, кисти рук вертикально).
Визуализация «Избавление от тревог»
Ведущий: «Сядьте поудобнее, закройте глаза и расслабьтесь. Представьте себе ясный солнечный день, дует теплый ласковый воздух, и вы идете по чудесной зеленой лужайке. Чистейшее голубое небо озарено яркими лучами солнца. Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему. Все ваше тело наполняется очищающим божественным светом, в котором растворяются ваши тревоги, печали и огорчения. Вы очищаетесь от негативных эмоций и отрицательных частиц, они покидают ваше тело и рассеиваются в теплом воздухе. Вы избавлены от тревог, теперь вы очищены! Вам светло, спокойно и радостно. Откройте глаза».
А сейчас мы с Вами приступим к выполнению психогимнастических упражнений, которые можно использовать в работе с детьми.
Упражнения, направленные на развитие координации движений:
Упражнение «Шалтай - Болтай»
Ведущий (педагог-психолог) читает стихотворение о Шалтае - Болтае, а каждый взрослый (ребенок) повторяет движение.
Шалтай -Болтай
Сидел на стене (ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки расслаблены, вдоль туловища)
Шалтай -Болтай
Свалился во сне (корпус тела наклоняется резко вниз).
Упражнение «Прогулка в лес»
Ведущий (педагог-психолог) читает текст, впедагоги (дети) выполняют соответствующие движения.
- Перешагиваем через высокую траву (ходьба с высоким подниманием колен).
- Перепрыгиваем через лужу (прыжки на 2 ногах).
- Посмотрите. Какая красота! Выразим восхищение: О-о-о!
- Прислушаемся к шуму листьев. Вдруг подул ветерок (легкий выдох с округлением губ, имитация сильного ветра и ветра во время бури).
- Ветер утих. Будем собирать грибы. Мы по лесу шли, шли, подосиновик нашли (дети наклоняются вниз).
- Теперь пойдем домой. Снова шагаем через высокую траву (ходьба с высоким подниманием колен). Бежим по узкой тропинке (бег на месте). Мы дома.
Упражнения на развитие выразительности мимики и жестикуляции:
- Игра «Пиктограмма»
Педагог (ребенок) берет одну из пиктограмм и изображает ту эмоцию, которую символизирует пиктограмма. Остальные взрослые (дети) должны угадать, какую эмоцию он показывает. Если педагог (ребенок) хорошо показал данное эмоциональное состояние, то ему вручается соответствующая пиктограмма. Затем очередь переходит к следующему участнику.
Упражнения, направленные на снятие мышечных зажимов:
- Игра с муравьём
Дети представляют, что на пальцы ног залез муравей и бегает по ним. Необходимо с силой натянуть носки ног на себя, ноги напряжены (на вдохе). Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Затем сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, ноги расслабляются, отдыхают.
Упражнения, направленные на релаксацию:
- Упражнение «Шум моря»
Педагоги (дети) ложатся на пол и слушают шум моря. Ведущий спокойным, негромким голосом рассказывает о том, что всем снится один и тот же сон. В этом сне они видят море с прозрачной голубой водой, через толщу которого можно рассмотреть подводный мир: необыкновенной красоты водоросли, необычных диковинных рыб, большую морскую черепаху и радостных, добродушных дельфинов. Затем пауза. На счет ведущего (1, 2, 3) взрослые (дети) «просыпаются» и встают.
Ребенок поднимает воображаемую «тяжелую штангу» потом бросает ее и отдыхает. Упражнение повторяется 3 раза.
Ведущий (психолог) предлагает педагогам принять удобную позу, сидя или стоя.
Ведущий: «Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно наполняет лицо, шею, плечи, руки теплым, приятным ощущением силы. По мере движения сильной энергии исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренняя сила как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью. Заканчивайте упражнение словами: «Я стал новым человеком», «Я стал сильным! «У меня все получится!».
Ну вот и подошел наш семинар к концу. Я надеюсь, что вы узнали много нового и интересного для себя.
Чаще всего люди аплодируют на концертах и собраниях. С помощью аплодисментов они выражают свое отношение к тому, кто выступает. Сегодня мы активно поработали, так давайте наградим себя аплодисментами.
А в заключении, я предлагаю вам написать на бумажных ладошках о том, что дала вам эта встреча, выразили свои пожелания, ответили на вопросы:
-Что в проведенном тренинге запомнилось больше всего?
-Какое упражнение было самым полезным для вас?
-Что в процессе работы было самым сложным?
-Что в проведенных упражнениях не понравилось и что бы вам хотелось изменить?
Желаю вам творческих успехов!
Фото из нашего дошкольного учреждения: