Маркевич Надежда
Семинар-тренинг для родителей «Семья против насилия»
▼ Скачать
Семинар-тренинг для родителей «Семья против насилия»
Оборудование: белые листы, ручки, карандаши, тематические картинки.
- Добрый день уважаемые родители. Тема нашей встречи «Семья против насилия».
1. Метод трех «ДА»
Мы действительно любим своих детей?
Мы можем действовать так, чтобы они были хорошими?
Мы желаем счастья своим детям?
- Скажите, мы же не желаем зла своим детям, почему мы иногда
поднимаем на них руку?
Публикация «Семинар-тренинг для родителей „Семья против насилия“» размещена в разделах
- Насилие. Жестокое обращение с детьми
- Родительские собрания в детском саду
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- Почему, если другие обижают наших детей, мы бросаемся на помощь, а сами?
- Отчего такая двойственность?
(родители отвечают на вопросы)
- Итак, сегодня мы будем говорить о домашнем насилии. Наша цель сегодня – донести до вас суть этой проблемы, потому что мы с вами не должны быть равнодушны к проблеме детского насилия в семье. Сегодня не только я буду говорить, но и вы мне тоже будете помогать.
2. Давайте с вами определим, что такое насилие? (Ответы родителей)
Насилие в отношении ребенка - это все формы физического или эмоционального жестокого обращения, сексуального насилия, беспризорности или уклонение от родительских обязанностей, коммерческая или иная эксплуатация, причиняющая вред детскому здоровью и его развитию.
Сексуальное насилие над ребенком :
". Сексуальное насилие или развращение есть вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды…
В чем оно может проявляться?
нежелательные прикосновения к определенным частям тела;
- принуждение одеваться в очень открытую одежду;
Физическое насилие над ребенком :
". Физическое насилие - это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии…
В чем оно может проявляться?
- совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;
- внушение страха криком, жестами, мимикой;
- рукоприкладство;
- побои, щипки, пощечины и т. д. ;
- обвинения в адрес ребенка (брань, крики);
Эмоциональное (психологическое) насилие над ребенком :
". Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации…
- открытое неприятие и критика ребенка;
- предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
- запрет на общение с близкими людьми;
- угрозы бросить ребенка или отнять его;
- совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;
- принижение успехов ребенка, унижение его достоинства.
Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.
- невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре;
- длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы со стороны родителей;
3. Причин насилия очень много. Давайте попробуем выделить основные причины.
(Раздать родителям тематические картинки)
- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
- безработица, постоянные финансовые трудности;
- постоянные супружеские конфликты;
- “трудный” ребенок;
- чрезмерная требовательность к ребёнку, эгоизм родителей;
- пренебрежение ребенком.
4. Любое насилие оказывает негативное влияние на ребенка. Замечая такие проявления в детях, мы можем предположить, что над ними совершается насилие. Что это за проявления. Давайте попробуем определить.
(Групповая работа с таблицей)
Поведенческие и психологические индикаторы физического насилия :
- задержка развития, малоподвижность;
- дети могут становиться агрессивными, тревожными;
- могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками;
- страх физического контакта, боязнь идти домой;
- тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев;
- раскачивание.
Поведенческие и психологические индикаторы морального насилия :
- не растет, не набирает необходимого веса или теряет вес;
- ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
- нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние (педикулез, дистрофия);
- не ходит в школу, прогуливает школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;
- устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.
Поведенческие и психологические индикаторы психологического насилия :
- задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста ;
- импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос, злость;
- попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни;
- уступчивость, податливость;
- ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;
- депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.
Поведенческие и психологические индикаторы сексуального насилия :
- обнаруживает странные (причудливые, слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия;
- может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым;
- может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;
- может жаловаться на физическое нездоровье;
- девочка может забеременеть;
- ребенок может заболеть болезнями, передающимися половым путем;
- скрывает свой секрет (сексуальные отношения со взрослым или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угроз со стороны обидчика.
5. Обобщив выделенные вами последствия насилия, можно сказать, что любое насилие приводит к снижению самооценки у ребенка, к минимизации его самостоятельности, к потере доверия ко взрослому.
Упражнение «Шиворот - навыворот»(групповое)
Инструкция. Разделитесь на группы по два человека. Возьмите по листу бумаги и составьте рекомендации для родителей по воспитанию детей. Название рекомендаций: «Что нужно делать, чтобы потерять доверие ребенка?», «Как отучить ребенка от самостоятельности», «Как занизить самооценку ребенка» и др. Зачитайте их и обсудите.
Рефлексия. Теперь вы можете увидеть, что такие рекомендации позволят родителям понять, что они сами довольно часто выполняют их, не замечая этого.
6. Чем можно заменить те воздействия, которые вы описали? Мы опишем это качество, а вы его назовете.
1. Терпение – это способность сохранять спокойствие в неприятной ситуации или ожидании результата от неподконтрольного процесса. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
2. Объяснение – это доступное для ребенка изложение какого-либо поступка, решения, явления природы, художественного произведения и др. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
3. Ползет, как черепаха (что за качество) - неторопливость. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится.
4. То, что даётся, получается в знак особой благодарности, признательности - наградами. Они более эффективны, чем наказание.
7. Сейчас мы предлагаем вам нарисовать ваше солнышко - дочь или сына. Какими вы их видите в будущем?
Упражнение «Солнце любви»
Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.
Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.
Вам любви, терпения в воспитании детей.
Спасибо за внимание!