Татьяна Ивановна Толоконникова
Семинар-практикум «Современные формы взаимодействия с родителями с целью эффективного оздоровления детей»
Цель. Расширить теоретические знания и практические умения в вопросах сотрудничества с семьями воспитанников по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста и формированию основ ЗОЖ.
Задачи:
Выявить факторы, влияющие на здоровье детей, формировать мотивацию родителей к здоровому образу жизни, ответственность за свое здоровье и здоровье своих детей, повышать мастерство родителей в использовании здоровье сберегающих технологий, развивать чувство единства, сплоченности детского сада и родителей.
Публикация «Семинар-практикум „Современные формы взаимодействия с родителями с целью эффективного оздоровления детей“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
Уважаемые педагоги! Я рада приветствовать Вас на семинаре.
Вспомним известную легенду о человеке. «Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и они задумали создать человека и заселить планету Земля. Стали они думать, каким должен быть житель Земли.
Один из богов предложил: «Человек должен быть сильным».
Другой добавил: «Человек должен быть умным».
Третий сказал: «Человек должен быть здоровым». Но тут кто-то из богов возмутился: «Если все это будет у человека, он будет как мы».
Тогда они решили спрятать главное, чем хотели наградить человека, - его здоровье. Да только куда вот спрятать-то? Одни предлагали глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А кто-то из богов придумал: «Здоровье надо спрятать в самого человека».
С тех пор человек живет и пытается найти свое здоровье. Но вот не каждый может сберечь бесценный дар богов».
Забота о здоровье ребенка занимает в нашей стране приоритетное место. Это ожидаемо, поскольку стране нужны личности не только умные,творческие, гармонично развитые, активные, но и здоровые.
В настоящее время проблемы здоровья детей стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией его ухудшения. Всего профилактические осмотры в прошлом году прошли 26,7 миллиона детей в возрасте от 0 до 17 лет, что составляет примерно 96% от всего детского населения.
"Профилактические осмотры детей : первая группа – 29,1%, вторая группа – 55,2%, третья группа – 13,1%, четвертая группа – 0,6%, пятая группа – 2%".
К I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие без анатомических дефектов и функциональных отклонений;
ко II группе – дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные нарушения, общая задержка физического развития без эндокринной патологии, дефицит или избыточная масса тела, а также дети, которые часто болеют ОРВИ.
К III группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями,
к IV группе - дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями.
К V группе здоровья относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением болезни.
Педагоги делятся на две команды.
Творческая разминка: придумать символ и название команды в соответствии с темой семинара.
Сегодня важно нам, педагогам, формировать и поддерживать интерес родителей к оздоровлению детей.
Какие формы работы с родителями по оздоровлению детей вы знаете?
1. Консультаци с привлечением специалистов.
2. Совместные досуговые мероприятия.
3. Семинар – практикум.
4. Наглядная информация.
5. Анкетирование.
Какие применяете в работе?
Какие бы хотели применять?
Сотрудничество детского сада и семьи может обеспечить эффективное формирование основ физической культуры и здоровья детей при наличии условий,способствующих включение родителей в единое в воспитательно – образовательное пространство.
К таким условиям относятся
- создание доброжелательной атмосферы в общении педагогов и родителей воспитанников
- включение родителей в совместный процесс по оздоровлению детей в качестве его активных участников
- повышение уровня знаний родителей в данной области благодаря транслирующей функции педагогов, специалистов и мед. работников ДОУ
- предоставление родителям выбора форм взаимодействия по вопросам укрепления здоровья (консультации, беседы, спортивные развлечения и праздники, информационные стенды, проекты,презентации,информация на сайте ДОУ).
Мы часто произносим, что «Дети - цветы жизни», а для того чтобы эти цветы вырастали здоровыми и счастливыми, мы должны создавать и благоприятные условия.
Существует семь главных правил здорового образа жизни, что бы они лучше нам запомнились, предлагаю поиграть в игру «Соберем цветик - семи цветик».
«Семь правил здоровья, семь лепестков цветика – семицветика» и каждый лепесток – это новое правило здоровья для наших детей.
• Красный лепесток - «Режим дня».
Чтобы дети дошкольного возраста были здоровыми и полноценно развивались, нужно донести до родителей,что важно составить правильный режим дня. Режим дня - научно обоснованный, размеренный распорядок действий на день, в нем различные виды деятельности и отдыха, распределены по времени. и последовательности. Нужно на первом родительском собрании поговорить о соблюдении режима дня дома. Уместно продемонстрировать родителям в наглядной форме.
Представим, что пирамидка это режим дня, который мы собираем в определенном порядке, составляющие части режима дня.
Давайте же составим правильный режим дня ребенка.
Стержень от пирамидки находится у меня, а у вас кольца. Давайте все вместе составим режим дня дошкольника и соберем нашу пирамидку, называя режимные моменты по порядку. (Подъем, зарядка и гигиенические процедуры, завтрак, игры, прогулка, обед, сон, полдник, игры, прогулка, ужин, игры, сон-12). Родители в игровой и наглядной форме запомнят и возьмут это на заметку, что маленький ребенок должен соблюдать режим питания,игр, сна, прогулок и т. п. В подготовительной к школе группе можно совместно с ребенком нарисовать «Режим дня», провести конкурс,онлайн мастер- класс, информационные стенды для родителей, плакат для детей и памятки для родителей в чате группы.
Какие формы работы с родителями применяете вы по соблюдению режима дня?
•
• Оранжевый лепесток «Здоровое, рациональное питание»
Правильное питание – это рацион, состоящий из овощей и фруктов, мяса и молочных продуктов. То есть в питание ребенка, должны входить продукты богатые витаминами, минеральными солями, а также белком. Заметить то, что промежуток между приемами пищи должен составлять 3-4 часов.
Можно ознакомить родителей более подробно с информацией по составлению меню, сколько дней в неделю молочные продукты, рыбные продукты, а также выпечка.
Показ видео приготовления здоровых блюд дома и семейных ужинов, очень интересно, если в процесс вовлечены все члены семьи и придуманы или подобраны небольшие стихи. Например
Салат-ну, просто объеденье,
Вкусный, сытный и простой,
Всем поднимет настроенье
И украсит стол любой!
Мы капусту нашинкуем,
В миску выложим большую.
Огурец нарежем, лук,
И петрушку, и томат —
И получится салат!
Ешьте овощи и фрукты-
Это лучшие продукты.
Вас спасут от всех болезней.
Нет вкусней их и полезней.
Провести круглый стол с чаепитием. Мамы могут поделиться рецептами здоровых и полезных любимых блюд, которые готовят для детей.
Можно предложить родителям принять участие в игре «Солнышко и тучка» : полезные продукты – солнышко, тучка – вредные продукты.
Желтый лепесток «Общеоздоровительные процедуры»
• Утренняя гимнастика, физкультура, гимнастика пробуждения, хождение по массажным коврикам, тропа Здоровья и т. д. ,эстафеты,совместные спортивные праздники.
Один из вариантов видео зарядки из дома и показ утренней зарядки одним из родителей в группе. Прекрасное взаимодействие с родителями – привлечение к изготовлению инвентаря и атрибутов совместно с детьми. Фотовыставка «Наши первые победы».
Зеленый лепесток «Свежий воздух»
• Наблюдение за природой, подвижные игры, закаливание, труд, игры с физкультурным оборудованием,
Движение – это жизнь. Подвижная игра - спутник жизни ребенка, источник для получения радостных эмоций, обладает большой воспитательной силой.
Очень интересно проходят подвижные игры с участием родителей.
Я предлагаю вам со мной поиграть в игру «Воробушки и кот».
Педагоги (дети) садятся на стульчик - это воробушки в «гнездышках». У противоположной стены сидит «кот». «Воробушки полетели»- говорит воспитатель. Воробушки расправляют крылья, выпрыгивают из гнездышка и бегают врассыпную по всей площади. Кот тем временем спит. Когда он просыпается, произносит «мяу-мяу» и догоняет воробушков, которые должны спрятаться от него в гнездышках, заняв свои места. Пойманных воробушков кот отводит к себе «в дом».
Закаливание-это тренировка защитных сил организма под воздействием раздражающих факторов внешней среды; это комплекс мер, направленных на повышение сопротивляемости к холоду, жаре, солнечной радиации, сквознякам.
• Обширное умывание с постепенным понижением температуры
• Воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями
• Проветривание помещения
• Утренняя гигиеническая гимнастика в проветренном помещении
• Физкультурные занятия на свежем воздухе
• Дозированные солнечные ванны
• Воздушные ванны на прогулке
• Контрастное босо хождение
• Видео «Зимние виды спорта», прогулок, обливание (закаливание) дома, фотоотчеты, изготовление плакатов, стенгазет.
• Провести с участием родителей «День спортивных игр», спортивные соревнования.
Голубой лепесток «Профилактика заболеваний»
Встречи с интересными людьми. Если есть родительница – педиатр можно заранее подготовить на родительском собрании «Вечер вопросов и ответов». Буклеты,брошюры.
• Гимнастика для глаз
Современные дети большую часть времени проводят за гаджетами. Которые вредно воздействуют на зрение, так как не всегда соблюдаются гигиенические требования: необходимо строго контролировать, на каком расстоянии от монитора находится ребенок, а так же время, проведенное перед ним. Можно использовать традиционную зрительную гимнастику для снятия напряжения с глаз. Самое простое, перевод взгляда с ближнего предмета на дальний. Проследить глазами за двигающимися предметами, не поворачивая головы.
Консультации и отработка с родителями гимнастики для глаз и рекомендации проведения ее с детьми.
Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук, развития речи
Развивать мелкую моторику можно разными способами: лепка, конструирование, рисование.
Упражнения на развитие дыхания.
Дыхательная гимнастика — это упражнения, которые способствуют развитию и укреплению дыхательной системы организма. Гимнастику часто применяют в комплексе при лечении заболеваний, а также для общего оздоровления у детей дошкольного и школьного возрастов. Дыхательные упражнения используют для профилактики простудных заболеваний и бронхитов, для восстановления после воспаления легких и укреплению иммунитета ребенка.
Упражнение «Погружение под воду»
Представьте, что вам необходимо плыть под водой. Нужно глубоко вдохнуть воздух, и задержать дыхание на максимальное время. Во время этого зажмите нос рукой или изображайте плавание, медленно разводите руками в стороны.
• Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика — это упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Артикуляционные упражнения используют для повышения подвижности органов речи, увеличения силы их движения, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ. С помощью артикуляционной гимнастики формируется правильное «автоматическое» произношение.
• «Лопата». Полностью расслабить язык, высунуть изо рта и удерживать на нижней губе.
• «Сытый хомячок». Надуваем полные щеки воздуха и удерживаем в таком положении. Можно надувать по очереди правую и левую щеки.
• «Трубочка». Губы как будто хоботок вытягиваем вперед трубочкой.
• ходьба по дорожке здоровья,
• игра «Для чего нужны?» (предметы личной гигиены).
• тематические консультации.
Синий лепесток «Гигиенические процедуры»
Посещение родительских собраний узких специалистов, лора, стоматолога.
Ежедневные единые правила гигиены в ДОУ и семье, консультации,памятки информация на сайте и в групповых чатах.
Фиолетовый лепесток «Эмоциональный баланс»
Индивидуальные консультации для родителей. Объяснить, что эмоциональное здоровье зависит от нас взрослых. Семейные ссоры, неурядицы – это все оказывает влияние на психическое и физическое здоровье детей, чтобы избегали семейных сцен, если это произошло, не размахивайте руками, пытайтесь не повышать голос друг на друга при ребенке. Одна стрессовая ситуация может повлиять на здоровье ребенка.
В заключении проверим ваши знания.
Телевизор можно смотреть в темноте? Не следует смотреть телевизор в темноте, глаза устают.
Препараты черники влияют на зрение? Польза черники — это вымысел. Подушка из синтепона может вызвать головную боль? Может. Синтепон не держит форму и мышцы шеи оказываются напряженными всю ночь.
Болгарский перец полезен для суставов? Полезен, в нем много витамина С, а этот витамин стимулирует выработку коллагена.
Многие полагают, что спать на животе не полезно. Это действительно так. Лучшей является для сна поза на боку. Если вы спите на животе, то часто пережимаются сосуды шеи, будет давление внутри брюшной полости, желудочный сок будет забрасываться в пищевод.
Молоко полезно пить на ночь? Полезно, оно улучшит сон.
Вредно ли для зрения читать лежа? Это так. При чтении лежа глазные мышцы испытывают двойную нагрузку, это пагубно влияет на глазное яблоко и остроту зрения, мышцы перенапрягаются.
Гранатовый сок полезен при анемии? В нем нет железа, это миф.
Детский зимний транспорт? (санки)
Коньки на лето? (ролики)
«Какой вид оздоровления отражает предмет?»
крупа (развитие мелкой моторики рук)
травяной сбор (фитотерапия)
апельсин (аромотерапия, витаминизация)
мыльные пузыри (дыхательная гимнастика)
перчатка (пальчиковая гимнастика)
Чтобы уменьшить риск заболеваний педагоги должны заботиться о своем здоровье, начиная с самого элементарного, а именно, с утренней гимнастики, прогулок на свежем воздухе, здорового сна, оптимистического взгляда на жизнь.
Упражнение "Я работаю над своим здоровьем".
Я буду задавать вопросы, если ответ положительный, то делаете шаг вперед, если отрицательный – не двигаетесь
- я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику;
- я ежедневно совершаю прогулки перед сном;
- я посещаю бассейн, тренажерный зал или занимаюсь каким-либо спортом;
- я периодически провожу разгрузочные дни;
- соблюдаю режим дня;
- я правильно питаюсь;
-я эмоционально уравновешен;
-я выполняю профилактику заболеваний. Итак, кто из вас оказался рядом с бесценным сокровищем "здоровье"? Это упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли вы пути.
Для здоровья наших детей, необходимо научить их осознанному отношению к своему здоровью и здоровью окружающих. Необходимо воспитать потребность детей к здоровому образу жизни.
"Здоровье - это скала, которую каждый должен покорить самостоятельно", - так гласит восточная мудрость.
Мы с родителями должны помочь научиться детям, покорять эту вершину скалы. С сильным умом, в здоровом теле ребенок добьется любых успехов, любых высот.
Взаимодействие родителей и детского сада возникает не сразу. Это длительный, долгий и кропотливый процесс, требующий терпения и неуклонного следования выбранной цели.
Загадки
• Если вы не соблюдаете его, то пропадает аппетит, ухудшается сон, уменьшается работоспособность, это также необходимое условие распределения времени. ( Ответ: режим)
• В этом состоянии люди проводят треть своей жизни. В древнем Китае одной из страшнейших пыток было лишение человека этого состояния. ( Ответ: сон.)
• Тому, кто начинает каждое утро с этого действия, понадобится в два раза меньше времени, чтобы собраться и настроиться на рабочий лад. ( Ответ: зарядка.)
• Чтобы стать по-настоящему выдающимся специалистом в своей профессии, нужны желание,знания, трудолюбие, настойчивость, вера в себя и… ( Ответ: хорошее здоровье)
Наш семинар подошел к концу и хочется, чтобы все педагоги заботились не только о здоровье воспитанников, но и о своем и так как скоро весна, нужно пополнять витаминный баланс (педагогам вручается витаминка -аскорбинка).