Залина САМВЕЛЬЯН
Семинар-практикум «Социальное партнёрство в ДОУ»
Семинар-практикум : «Социальное партнёрство в ДОУ»
Старший воспитатель Самвельян З. В.
Цель:
Формирование компетентности в вопросе социального партнёрства и навыков позитивного общения педагогов.
Актуальность
При создавшихся в нашей стране экономических, социальных и политических условий, современное образовательное учреждение не может эффективно осуществлять функцию развитие без установления взаимовыгодного социального партнерства, вовлечения представителей общественности в эффективном решении проблем модернизации дошкольного образования. Но существует множество проблем при организации работы в данном направлении. Деловая игра является формой моделирования тех систем отношений, которые существуют в ходе реализации социального партнёрства, в ней приобретаются новые методические навыки и приемы.
Публикация «Семинар-практикум „Социальное партнёрство в ДОУ“» размещена в разделах
Добрый день уважаемые коллеги, мы рады Вас видеть. И приглашаем Вас принять участие в семинаре в форме деловой игры.
Игра «Атомы и молекулы»
Необходима небольшая первичная настройка: группу просят закрыть глаза и представить, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. Далее следуют слова ведущего: «Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову. Когда будете готовы, откройте глаза». Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Подвигавшись, некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Затем ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т. п.
Если последним числом атомов в молекуле будет два, то упражнение служит хорошим способом деления группы на пары для последующей работы.
Спасибо коллеги таким образом мы разделились на 3 команды. Садитесь пожалуйста за столы.
Для того чтобы узнать название команд, Вам необходимо разгадать ребус.
Ребусы
воспитатели ДОУ, родители, социум.
Эффективное взаимодействие
Эффективное сотрудничество
Социальные партнеры
Введение в игру: участниками социального партнёрства выступают 3 стороны, это педагоги ДОО, родители и социальные партнёры. Сегодня мы предлагаем рассмотреть проблему социального партнёрства с трёх позиций и выявить оптимальные пути решения её.
• Правила игры: Правило «здесь и сейчас» : ничего из происходящего во время игры в плане личностных отношений внутри группы не должно выйти за рамки данной аудитории.
• Умение в «малом видеть проявление большого» : даже самая маленькая идея способна улучшить существующую модель, а несколько новых, оригинальных идей способны привести к победе в конкурсе идей;
• Целенаправленность: во время обсуждения следует сформулировать основной вопрос и стремиться дать ответ именно на этот вопрос, а не воспроизводить все свои знания.
• Краткость: следует высказывать свое мнение, позицию, идею в лаконичной форме, чтобы все успели высказаться в отведенное для дискуссии время:
• Конструктивность: по отношению к чужим идеям проявлять меньше критики, стараться дополнять и развивать их.
• Взаимоуважение.
Для подготовки выступления – общего решения – группе дается определенное время. (определить)
Регламент выступлений (определить)
ТРЕНИНГОВАЯ ИГРА «АССОЦИАЦИИ»
Ход: Каждый участник должен сказать, чем родители, педагоги и социум похожи на тот предмет, который ему выпал. (карточки с изображением животных, мебели, посуды и пр. участникам)
Вопросы к командам.
1 вопрос: Так ли уж необходимо социальное партнёрство в ДОО.
Консультация ведущего:
педагогам - Раскрыть все положительные и отрицательные стороны работы с социумом с точки зрения педагогов (большая подготовка, напряжение, риски.);
родителям - показать 3 точки зрения - за, против, всё равно;
социум – показать взгляд с точки зрения руководителей, администрации предприятий.
Провокационные вопросы:
Воспитателям: Зачем лично воспитателю это надо, не проще ли найти информацию в интернете, можно показать развивающие мультфильмы. И не тратить силы, нервы, энергию.
Родителям: Как часто родители позволяют себе познакомить ребёнка с социумом в познавательном направлении.
Социум : Сейчас остро стоит вопрос - Молодое поколение не хочет работать. Почему? Как сделать труд привлекательным?
2 вопрос : Эффективные пути решения организации социального партнёрства (для всех сторон) что сделать, чтобы общение с социальными партнёрами стало систематическим, соответствовало возрасту детей и было бы безопасным для всех участников (Ватман, фломастеры или маркеры)
Обобщение результатов: Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников. Сотрудничество дошкольного образовательного учреждение с социальными партнерами позволяет выстраивать единое информационно- образовательное пространство, которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире.
Составление синквейнов.
Предлагаю каждой команде составить синквейн по теме нашего семинара.
В переводе с французского «синквейн» — «пять строк» — стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.
Правила написания синквейна таковы. На первой строчке записывается одно слово — существительное это и есть тема синквейна. На второй строчке — два прилагательных, раскрывающих данную тему. На третьей — три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого человек характеризует тему в целом, выказывает свое отношение к ней.
Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим педагогом фраза в контексте с темой. Пятая строчка — это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает к ней личное отношение.
Использовать такое упражнение можно в работе над любым направлением воспитательно-образовательного процесса.
Пример синквейна тему любви.
Любовь.
Сказочная, фантастическая.
Приходит, окрыляет, убегает.
Удержать ее умеют единицы.
Мечта.
Пример синквейна на тему жизни.
Жизнь.
Активная, бурная.
Воспитывает, развивает, учит.
Дает возможность реализовать себя.
Искусство.
Первая команда сейчас составит синквейн на тему «Социум», вторая команда – на тему «Воспитатель», третья команда – на тему «Родители».
«Сказочные персонажи»
Вам необходимо в течение 10 минут придумать название мероприятия, определить его цель, разработать небольшой план его проведения с использованием сказочных персонажей.
Рефлексия
Ехал однажды богач в роскошной карете, которую везла шестерка породистых лошадей, купленных в разных странах. Карета завязла в трясине, и сколько кучер ни стегал лошадей, они не могли сдвинуться с места. Но тут появился крестьянин на телеге, которую везла пара лошадок, и с легкостью проехал через ту самую трясину. Богач изумился и спросил крестьянина:
- В чем сила твоих неказистых лошадей?
И тот объяснил:
- Ваши лошади, хоть и сильны в отдельности, но все разной породы. Каждая считает себя лучше и породистее другой и тянет в свою сторону: стегнешь одну, а другая только радуется. А у меня лошадки простые, одной масти: кобыла со своим жеребенком. Только пригрозишь кнутом одной, так другая все силы прикладывает, чтобы помочь той, что рядом.
Как вы думает, как можно соотнести эту притчу с темой нашего семинара.
Обладать силой сотрудничества, – значит жить в гармонии с другими, ценить их способности, не злоупотребляя ими и не принимая их как должное. Мир изменится, если мы будем друг с другом сотрудничать.
Спасибо за участие! Всего доброго!