наталья абзалова
Семинар-практикум «Роль родительских установок в развитии эмоциональной сферы дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Помочь родителям анализировать собственные действия, подходить к воспитанию как к серьезному и целенаправленному процессу.
Здравствуйте. Тема нашего семинара – практикума : “Роль родительских установок в развитии эмоциональной сферы дошкольников”.
Мы сегодня с вами собрались для того, чтобы обменяться родительским опытом.
Публикация «Семинар-практикум „Роль родительских установок в развитии эмоциональной сферы дошкольников“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе – главная социальная задача, решаемая обществом и семьей.
Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна.
В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения. В детях, как в фокусе отражается настроение родителей. Если взрослые веселы, уравновешены, приветливы, то и дети спокойны, жизнерадостны. Особенно влияют на поведение ребенка эмоциональная атмосфера семьи, стиль отношения взрослых.
Вашему вниманию предлагаю прослушать проблемные ситуации.
1 проблемная ситуация
Родителям предлагается обосновать свой выбор реагирования на поведение ребенка в следующих ситуациях.
Утро началось спокойно. У мамы выходной, она хочет заняться домашними делами, а именно – генеральной уборкой. С этим категорически не соглашается Вика, требуя занятий только с ней.
Как вы обычно поступаете в данных ситуациях, что следует после этих поступков?
Сейчас я предлагаю вам послушать, как разрешилась данная ситуация.
Мама приветливо смотрит на дочку и доброжелательно говорит:
- Викуля, давай или вместе убирать, или ты можешь рисовать именно в той комнате, где будет проходить уборка и нарисовать ее, или слушать вместе со мной сказки по радио (его слышно во всех комнатах, или взять свои любимые игрушки и играть возле меня, а я буду смотреть на тебя и радоваться.
Где принципы “Особые дети – особое общение?” Вот они: доброжелательный тон; отсутствуют частицы “Не”, приказные фразы, раздражение; мама умело переключила внимание с ненужной деятельности на допустимую, предоставив определенный выбор; дочь не чувствует себя ущемленной.
Мама переделала все дела. Вика осталась довольна, она провела день с мамой. Они вместе убирались, играли в “работу”, где мама была инспектором и отдавала распоряжения по роли. К обеду мама еще и борщ сварила.
Внимательно посмотрим на разницу в решении ситуации!
Вариант семьи Сидоровых. Дочь пристает к маме, плачет, капризничает. Мама не уступает. Дочь обижается, бросается на пол, кричит. Затем поджав губы, со слезами забивается в угол и приговаривает, что ее никто не любит. Это длится долго, уговоры и угрозы не помогают.
Рассмотрим вторую ситуацию.
2 проблемная ситуация.
Пришла мама в детский сад за четырехлетней Мариной. Девочка, выбежав ей на встречу, всматривается в ее лицо, какое у нее сегодня настроение?
Мама улыбается, и Марина щебечет возле нее. Все события в группе за день выкладываются здесь же в вестибюле. Да и по дороге есть о чем поговорить.
Следующий раз мама с пакетом, и лицо у нее таинственное. Это значит, содержание пакета имеет прямое отношение к Марине. Что бы там могло быть? Кукла, платье или заводной слон? И начинается веселое угадывание!
Иногда у мамы усталое лицо. В таком случае лучше промолчать…
Изредка Марина видит на лице мамы строгость, недовольство. Это очень серьезное обстоятельство: дочери предстоит отчитываться за свое поведение.
А сегодня мамино лицо радостное, и Марина тут же догадывается:
- Наверное, папа приехал из командировки?
- Почему ты так думаешь?
- У тебя в глазах лучики бегаю. Хочешь сюрприз мне сделать.
- Ну что ж поделать – сюрприз не удался! Угадала. Папа ждет нас возле детского сада.
Скажите, пожалуйста, какие выводы можно сделать для себя, исходя из данной ситуации? Проанализируйте, как реагирует ваш ребенок на ваше настроение
(приведите конкретные примеры).
Описанная ситуация позволяет нам сделать следующий вывод: дети присматриваются к нам, взрослым, они обладают необыкновенной способностью распознавать наше настроение и заражаться им.
Упражнение “Что осталось за кадром”
Цель: Получение обратной связи от участников тренинга в анонимной форме.
Тренер просит всех участников вложить в соответствующие конверты ответы на поставленные вопросы. В конверт “Что особенно понравилось” и “Что хотелось бы изменить” можно просто вложить листок с названиями понравившихся и непонравившихся упражнений, этапов работы или критических замечаний ведущему тренинга.
Упражнение “Подарок соседу”.
Цель: Высказывание благодарности участникам тренинга.
Я раздам вам чистые бланки, вы можете написать на них пожелание, напутствие, комплимент или нарисовать что – нибудь памятное своему соседу слева, справа или тому, кому сами захотите сказать что – нибудь приятное.
Наш семинар – практикум подходит к концу. Приятно было с вами общаться. До новых встреч.