Красильникова Галина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «От пещеры до избы». Семинар-практикум для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум
От пещеры до избы
Программное содержание:
дать детям представление о жилище наших предков.
познакомить с особенностями строительства русской избы : выбор места, материалы для строительства, приглашение всего села на помощь.
обратить внимание на то, как человек совершенствовал своё жилище, благоустраивал его.
формировать интерес к прошлому и настоящему.
воспитывать желание познавать культуру своего народа.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „От пещеры до избы“, Семинар-практикум для родителей» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
Методы и приё мы: рассказ воспитателя, вопросы, рассматривание иллюстраций, пословицы и поговорки.
Материалы: предметные картинки: пещера, хижина, курная изба, современная изба.
С древнейших времён человек стал заботиться о том, что бы защитить себя от непогоды и хищников, сделать своё жилище удобным и безопасным.
- Как называлось жилище древних людей? /показ иллюстрации пещеры/
- Как люди попадали в пещеру?
- Что было внутри?
- Чем освещалась?
- Как люди обогревались в ней?
Пещера была лучшим домом, который человеку дала сама природа. Но древним людям приходилось переходить с места на место в поисках пищи. Там, где не было пещер, люди сами из имеющихся материалов строили землянки и хижины.
- Чем хижина лучше пещеры? (воспитатель выслушивает ответы и предположения детей)
Со временем хижины становились больше, в них появился очаг. /показ иллюстрации/ Многие хижины стали поднимать на столбы – сваи.
- Почему? (дети высказывают свои предположения)
Шло время люди стали дольше жить на одном месте, заниматься земледелием. Им потребовались более крепкие, долговечные дома. /показ иллюстрации курной избы/
- Что это за сооружение?
- Кто её сделал?
Каждый строил себе избу сам. Стены были сложены из брёвен. Пол дома на метр был углублён в землю. Свет еле пробивался через небольшие окна. В углу печь, сложенная из камня. Она топится по черному: дым из трубы выходит не через трубу, а через щели дома и из окошек. Дверь в избу низкая, а порог высокий. Делали это для того, что бы в холод с улицы меньше дуло.
/показ иллюстрации более современной избы/
- Чем похожи эти избы?
- Чем отличаются?
Такие избы люди стали строить позже, когда научились брёвна пилить на доски и делать стены из кирпичей.
«Чем больше рук, тем легче труд» - говорили в народе. Вот и строили всей семьёй. Но не каждая семья самостоятельно справлялась с такой работой, и приглашали на помощь всё село. Говорили – всем миром дом строили.
Лесов в России много, поэтому жилища строили деревянными – «рубили» их с помощью топора из толстых брёвен. Такие дома назывались срубами.
Человек продолжал совершенствовать своё жилище. Над окнами крепились козырьки – наличники. Они прикрывали окна от дождя и снега. Позже появились наличники со ставнями. С улицы каждый мог видеть: открыты утром ставни – значит, хозяева уже встали, а закрыты – значит ещё спят.
У домов появилось крыльцо.
- Зачем оно?
На крыльце отдыхали и даже пили чай. Крыльцо поддерживали столбы, на которые опиралась кровля. На крыльцо вели ступеньки, а для удобства ставились перила. Каждый хозяин старался выстроить избу понарядней. Окна украшали резными наличниками и ставнями, крыльцо – витыми столбами.
-Попробуйте объяснить пословицы:
Дом построить – не шапку на голову надеть.
Не дом хозяина красит, а хозяин дом.
А теперь попробуйте сами нарисовать русскую избу.
/устроить выставку работ/