Ирина Матвеева
Семинар-практикум «Организация сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение уровня компетентности педагогов в вопросах организации и руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников
Задачи: закрепить теоретические понятия, относящиеся к сюжетно ролевой игре детей дошкольного возраста; расширить представления педагогов – о методах и приемах управления сюжетно-ролевыми играми; развивать умение находить выход в сложных педагогических ситуациях; развивать творческий подход в организации и управлении игрой, повышать мастерство и творчество педагогов.
Публикация «Семинар-практикум „Организация сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Необходимое оборудование: экран, мультимедийная установка, раздаточный материал для практических заданий и рефлексии.
Ход семинара:
Тема нашего семинара выбрана не случайно. Актуальность организации сюжетно-ролевой игры с дошкольниками остается на протяжении долгих лет. К сожалению, наши дети стали меньше играть, кроме этого вы каждый день из опыта работы видите, что у современных детей существует ряд проблем при организации сюжетно-ролевой игры. И, безусловно, от руководства педагогов игрой, от профессиональных знаний, умений и навыков педагогов будет зависеть развитие личности каждого дошкольника.
Далее педагогам задаются следующие вопросы.
Как вы считаете, какие проблемы испытывают дети во время сюжетно-ролевых игр?
Предполагаемые ответы представлены ниже.
1. Дети не могут принять решения в игровых ситуациях, выстроить диалог со сверстниками, не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса к ролевым играм.
2. У детей слабо развито воображение, творческая активность. Они нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки.
3. Сюжетно-ролевые игры детей бедны по содержанию, тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов
Какие же сюжеты предпочитают разворачивать современные дети? Принципиальное отличие игры современных дошкольников двойственно : с одной стороны, появились игры, заимствованные из мультфильмов; очень популярны игры в супергероев, черепашек-ниндзя, человека-паука, фей Винкс, Сказочный патруль и т. д. Такие игры представляют собой типичный набор простых действий, отсутствие ролевого и диалогового взаимодействия. Отношения между персонажами примитивны. Сюжет не имеет развития. Длительность игры очень короткая. Даже если она и начинается спонтанно, логического завершения она не имеет.
С другой стороны, дошкольники ограничены в присвоении социальных ролей. Жизнь взрослых перестает быть содержанием игр, как это описывается в теоретических положениях о сюжетно-ролевой игре. Место близких взрослых начинают занимать виртуальные персонажи. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач.
4. Современные дошкольники имеют весьма смутное представление о мире современных профессий взрослых, не знают даже, кем работают, и каким делом заняты их родители. Детские высказывания часто свидетельствуют, что, даже если ребенок и был на работе у своих родителей, он так и не понял сути их профессиональной деятельности. У многих родителей в графе «Сведения о родителях, занимаемая должность» написано «риэлтор», «менеджер», «дилер», «агент», «мерчендайзер», «аудитор», «логистик» и т. д. Сами родители не могут объяснить ребенку на доступном детскому пониманию языке, чем они занимаются.
А какие проблемы возникают у вас/педагогов в процессе организации, руководства сюжетно-ролевыми играми?
Предполагаемые ответы представлены ниже.
1. Руководство играми дошкольников в детском саду со стороны педагогов несет на себе отпечаток излишнего дидактизма и осуществляется по аналогии с проведением учебных занятий, часто на устаревшем и неинтересном современным детям содержании в строго регламентированной предметно-игровой среде.
2. Существует неоднозначное отношение педагогов к играм современных дошкольников, проявляющееся в запрете педагогами некоторых игровых тем, игрушек, что делает игру ребенка более закрытой от взрослых, чем это было ранее.
3. Недостаточно профессионально-педагогических умений, в частности аналитических умения (умение анализировать и оценивать уровень развития игровой деятельности каждого ребенка и группы в целом; умение анализировать и оценивать конкретную сюжетно-ролевую игру); проектировочных умений (умение проектировать уровень развития игровой деятельности, планировать приемы руководства, проектировать развитие конкретной сюжетно-ролевой игры); информационных умений (умение подбирать материал для обеспечения впечатлений детей, передавать его детям в доступной для них форме, вызывать интерес к нему, желание отражать в играх); организаторских и коммуникативных умений (умение стимулировать детей договариваться о начале игры, выбирать тему, обговаривать план игры, подбирать и изготавливать необходимое оборудование, игрушки и предметы, их заменяющие).
Ответы педагогов обобщаются и записываются на доске.
Сегодня я предлагаю вам объединить наши усилия для повышения уровня организации игровой деятельности и совместно продумать возможные пути устранения проблем, которые возникают как у детей, так и взрослых в процессе организации сюжетно-ролевых игр.
Сейчас я предлагаю вам побыть в роли экспертов и ответить на следующий вопрос «Для чего детям нужна сюжетно-ролевая игра?».
Педагогам дается 1 минута для размышления, после чего они отвечают на данный вопрос по одному, с места.
Для того чтобы рационально и методически грамотно организовывать сюжетно-ролевые игры, нам с вами необходимо знать классификацию игр, этапы ее развития, структурные компоненты, а так же методы и приемы руководства игрой.
Педагогам задается следующий вопрос.
Вспомните, какие виды сюжетно-ролевых игр дошкольников вы знаете.
Затем педагоги перечисляют виды сюжетно-ролевых игр, после чего я предлагаю взглянуть на экран, на котором открывается слайд с классификацией сюжетно-ролевых игр дошкольников. Обращаю внимание педагогов на виды игр, которые не были названы. На экране демонстрируется представленная ниже классификация.
1. В зависимости от игрового сюжета выделяют следующие виды игр:
• игры, отражающие труд взрослых, профессиональную деятельность людей (моряков, строителей, космонавтов и т. п.);
• игры, отражающие быт людей, игры в семью;
• игры, навеянные литературно-художественными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику);
• игры на темы кино, теле- и радиопередач.
2. По содержанию игры (Д. Б. Эльконин) :
• игры, в которых главным содержанием является предметная деятельность людей;
• игры, отражающие отношения между людьми;
• игры, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и общественных отношений между людьми.
3. По количеству участников:
• индивидуальные;
• групповые.
4. По способу организации :
• игра-сюжет
• игра-драматизация
• режиссерская игра
• игра-фантазирование.
Теперь давайте вспомним, какие же этапы развития проходит сюжетно-ролевая игра, и каковы ее особенности на каждом этапе.
Развитие сюжетно-ролевой игры происходит постепенно в несколько этапов:
Теперь я предлагаю Вам раскрыть особенности развития сюжетно-ролевой игры, начиная с раннего возраста.
Педагоги по возрастным группам рассказывают об этапах развития игры
Продолжительность выступления 2-3 минуты. Предполагаемые ответы представлены ниже.
Младший дошкольный возраст
1. Младшие дошкольники в основном играют в одиночку (игры рядом, индивидуальные, т. к. они не умеют договориться между собой, распределить роли, игровой материал.
2. Темы игр в основном бытовые, берутся из жизни: впечатления собственной жизни, непосредственного окружения. Сюжеты игр однообразны, в основном – многократное повторение игровых действий.
3. Среди игровых действий преобладают внешние действия изображаемых людей. Словесные игровые действия выполняются редко.
4. Ребенок берет на себя роль, но пока еще редко называет себя соответственно этой роли. Дети с интересом воспроизводят ролевые действия, эмоционально передают ролевое поведение. Сначала игра сопровождается отдельными репликами, постепенно развивается ролевой диалог, в том числе и с воображаемым собеседником.
5. Дети хорошо владеют действиями с сюжетно-ролевыми игрушками, начинают свободно применять в игре предметы-заместители, могут заменять недостающие тематические игрушки другими предметами.
Постепенно идет смена сюжетно-ролевой игры – переход от одиночных игр к совместным, где участвуют двое и более детей.
Средний дошкольный возраст
1. В игре появляются группки по 2-3 человека (групповая форма организации). Их объединяет интерес к одним и тем же темам, сюжетам игр.
2. Расширяется тематика игр. Дети включают в игру элементы общественной жизни, комбинируют эпизоды из сказок и реальной жизни. Усложняются сюжеты. Они становятся развернутыми и разнообразными. Главным в сюжете для детей становится воспроизведение отношений между людьми, соблюдение правил взаимоотношений.
3. Ролевой диалог становится более длительным и содержательным. Дети передают характерные особенности персонажа игры с помощью средств выразительности. Они вступают в ролевое взаимодействие на длительное время до 40-50 минут.
4. Дети самостоятельно выбирают предметы-заместители, легко дают им и воображаемым предметам словесные обозначения.
Старший дошкольный возраст
1. Сюжетно-ролевая игра, как правило, коллективная.
2. В игре используется большое разнообразие тем. Дети в играх отражают события и ситуации, выходящие за рамки их личного опыта, стремятся воспроизвести то, что происходит в жизни страны и всего человечества. В играх дети комбинируют знания, почерпнутые из наблюдений, книг, кинофильмов, рассказов взрослых. Сюжет игр планируется в соответствии с темой и ролевыми отношениями.
3. Дети заранее планируют игру – договариваются о теме, распределяют роли, определяют материал. У детей насчитывается 7-10 ролей в играх, из них 2-3 любимые. Иногда детям при большом количестве ролей не хватает времени развить сложный сюжет и выполнить до конца действия своих ролей – возникает конфликт. Воспитателю необходимо вмешаться, а детям остановить игру и определить дальнейший ее ход.
4. Игры этого возраста предполагают воспроизведение реальных отношений окружающей жизни через словесное общение, поэтому некоторые действия дети выполняют намеком или словесно.
5. В этом возрасте дети соблюдают правила игры и придают этому большое значение. Если кто-то не хочет или не знает, как справиться с ролью, не знает правила – это тут же замечается.
6. Материалу для игр придается следующее значение: там, где действие выполняется условно, материал вообще не применяется, но для детей значительно привлекательными становятся аксессуары, обозначающие роль.
7. Сложный характер приобретает соотношение ролевых и реальных взаимоотношений. В этом возрасте выделяются организаторы игр – дети, знающие много сюжетов, пользующиеся авторитетом. Они берут на себя главную роль. Однако случается, что такой ребенок выбирает второстепенную роль, но при этом «ведет» всю игру, определяет действия остальных.
8. У детей старшего дошкольного возраста развивается разновидность сюжетно-ролевой игры – режиссерская. Режиссерская игра – это одиночная игра, но как бы впитывающая в себя опыт совместной. В ней ребенок не берет на себя никакой роли, а выступает как режиссер в театре. Он раздает роли игрушкам, а сам лишь передвигает их, придумывает происходящие с ними события. Сюжеты таких игр могут достигать большой сложности. Например, сражение целой армии, имеющей генералов, офицеров, разведчиков и составленных из пластмассовых солдатиков всадников, пушек, танков.
Затем педагогам задается вопрос
Какие структурные компоненты имеет сюжетно-ролевая игра?
В ходе ответов педагогов на экране появляется следующая информация.
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль, игровые правила и действия, а так же игровой материал.
Сюжет - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.
Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.
Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.
Игровые правила – основной регламент, которому нужно следовать, чтобы игра состоялась.
Игровые действия - способствуют выполнению роли: «врач» делает укол «больному», «продавец» отвешивает «покупателю» «колбасу», «учитель» учит «учеников» «писать» и т. д.
Игровой материал – игрушки, атрибуты и разнообразные другие предметы, при помощи которых дети разыгрывают сюжет и роли.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет игры. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад). Производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д.). Общественные (игры в празднование дня рождения города, в библиотеку, школу и т. д.).
Для выполнения следующего задания, я предлагаю педагогам разделиться на три подгруппы (педагоги делятся на подгруппы по цвету бейджев).
Продумайте и постарайтесь развить игровой сюжет следующих игр : «супермаркет», «автосервис» и «театр».
В чем заключается задание? Рассмотрим на примере «Поликлиника» регистратор – врачи – медсестра – педиатр – прививочный кабинет – лаборатория – дневной стационар – гардероб – главврач.
Для выполнения задания педагогам дается 2-3 минуты. Поработав в группе, педагоги выбирают спикеров для ответа.
Особенности сюжетно-ролевой игры и ее компоненты мы с вами обсудили, теперь давайте поговорим о не менее важном вопросе, как методы и приемы руководства игрой.
Руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях: косвенное и прямое руководство.
Косвенное руководство осуществляется без вмешательства воспитателя в игру, и оно направленно на обеспечение опыта детей. К данному виду руководства можно отнести следующие методы: наблюдения; целевые прогулки; экскурсии; беседы; чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций; ознакомление с атрибутами, предметами-заменителями и способами их использования; организация игрового пространства (подбор, изготовление своими руками); игры (конструктивные, дидактические, подвижные); изобразительная деятельность; игры-имитации; придумывание историй для планирования игры, например: «Придумаем историю о больной девочке и то, как помог ей необычный чай»; домашние задания, которые приучили ребенка к самостоятельному поиску информации, например: «Как мама убирает, что делает сначала, что потом».
Прямое руководство с непосредственным вмешательством педагога в игру детей.
Методы и приемы, которые может применять воспитатель в процессе прямого руководства игрой, напрямую зависят от возраста детей.
Далее педагоги рассказывают о применяемых ими на практике методах и приемах прямого руководства сюжетно-ролевой игрой.
Предполагаемые ответы педагогов представлены ниже.
Младший возраст Средний возраст Старший возраст
показ игровых действий;
описание сюжета или персонажа (например, больной куклы);
рассуждения воспитателя (например, о причинах болезни куклы);
упражнения ребенка в игровых действиях;
упражнения в игровых действиях в новых ситуациях («Скорая помощь везет в больницу», «Больного несут на носилках»);
обращение персонажа к детям;
вопросы к ребенку, к персонажу;
проблемные игровые ситуации («У Мишки температура», «Зайчик сломал ножку»). непосредственное участие в игре (преимущественно второстепенные роли);
вопросы;
предложение темы игры;
совет в игровой форме;
беседа с детьми перед началом игры (помощь начать игру);
беседа о распределении вещей;
беседа о чем должно состояться (помощь в планировании игры);
напоминание о том, что наблюдали;
подсказка ходу игры (игровые действия);
сообщение любого нового факта во время игры. совет (например, напомнить, что главную роль можно выполнять поочередно);
уместен вопрос перед началом игры;
помощь в объединении нескольких сюжетов в одну развернутую игру (подсказкой, намеком, советом, вопросом, предложением, отнюдь не навязчиво);
прямое вмешательство в игру, если она приобрела отрицательного направления (воспитатель в игровой форме подталкивает способы выхода в сложившейся ситуации).
Умения играть самостоятельно, с другими детьми, придумывать и развивать сюжет, брать на себя определенную роль не появляются сами по себе. Ребенка нужно этому учить. Чтобы учить детей играть, педагог должен сам уметь это делать и понимать, в какой момент он может включиться в игровую деятельность, чтобы не нарушить ее.
Далее сейчас мы с вами попробуем разобрать типичные ситуации, которые возникают в детском саду, когда действия и слова педагога мешают игре детей, с примерами конструктивного в ней участия педагога.
Для выполнения задания, педагоги делятся на четыре подгруппы по два человека (педагоги делятся на подгруппы по цифре на бейджах).
Педагоги выходят по парам и вытягивают номер игровой ситуации, зачитывают ее и варианты ответов. Педагогам дается 1 минута для обсуждения, после чего они дают ответ и поясняют его выбор.
Игровая ситуация 1. Манипуляция с предметом
Варианты: ребенок катает машинку, строит пирамиду, оборудует кукольный домик.
Пример: Мальчик Миша, которому 3 года, все время катает машинки по полу. Речь ребенка отстает от возрастной нормы : говорит плохо.
Деструктивное участие взрослого Конструктивное участие взрослого
Педагог обращается к мальчику: «Миша, хватит с машинками уже играть, возьми вот лучше это, будем цвета учить». Педагог: «Миша, посмотри, едет синяя машинка. Проверь, все ли у нее колесики хорошо крутятся. Миша, а кто тут у тебя еще?»
Комментарий: педагог не понимает значимости манипуляций ребенка с игрушкой, заменяет его игру на другую, например, дает ребенку игру с разноцветными фигурками. Комментарий: педагог видит, что ребенок долго катает машинку, и не заменяет его игру, а показывает другой способ, как можно еще играть с ней. Например, поднять, перевернуть, положить в нее груз, сравнить с другой машинкой. При этом педагог описывает в развернутом высказывании действие ребенка, сопровождает свои действия речью, выбирает игрушку – робота, которая позволит ребенку манипулировать с ними по-разному.
Игровая ситуация 2. Примерка ролей и отображение сюжетов
Варианты: дочки-матери; врач и пациент; попавший в беду и спасающий; плохой и хороший.
Пример: мальчик Саша, которому 6 лет, изображает зомби, идет с вытянутыми вперед руками и воет: «Мозги, мозги».
Деструктивное участие взрослого Конструктивное участие взрослого
Педагог обращается к мальчику: «Саша, хватит в эту гадость играть!» Педагог: «Ох, опять у нас зомби мозги ищет… Нам срочно нужен полицейский или волшебник. Или кто-то, кто накормит наконец этого зомби».
Комментарий: педагог запрещает роль, которую выбрал себе ребенок. Также педагог может запрещать сюжет игры. Например: «Нет, не надо тебе за девочку играть», «А почему ты всегда солдат, а он – генерал?», «Давай все же я буду учителем». В таких ситуациях педагог часто предлагает ребенку взамен буквальные игрушки, которые не дают ему возможности придумать сюжет игры. Комментарий: так педагог помогает ребенку развивать сюжет, а не запрещает его. Педагог принимает сюжет и любую роль (зомби, преступник, которую предложил ребенок, даже если считает ее «плохой». Педагог поддерживает инициативу ребенка в игре, соглашается с его видением персонажа/сюжета, проявляет интерес к сюжету и роли ребенка : расспрашивает от лица своего персонажа, одобряет. Организует игровое пространство, в котором нет избытка игрушек и которое ребенок может легко изменить.
Игровая ситуация 3. Взаимодействие с ровесником
Вариант: любая совместная игра с другими детьми
Пример: Катя, которой 3 года, играет в песочнице. Матвей подходит и тянет у нее из рук формочку. Катя отпихивает его, он опять.
Деструктивное участие взрослого Конструктивное участие взрослого
Педагог: «Катя, ну поделись с ним, ты же добрая девочка» Педагог: «Ты сейчас не хочешь давать ему формочку. Скажи словами, толкать не надо. Матвей, когда Катя будет готова поделиться, она это сделает».
Комментарий: педагог принуждает ребенка не жадничать, уступить. Также в подобных ситуациях педагог часто запрещает игры с ровесниками. Вторгается в игру детей и нарушает личные границы. Выражает заботу бытового характера, когда ребенок увлечен игрой: «Застегнись!», «Ты руки помыл?» Комментарий: педагог создает условия для совместных игр детей. Признает право ребенка самому решать, как обращаться со своей игрушкой, с кем контактировать в игре. Может деликатно вмешаться в игру, когда дети просят об этом, чтобы предложить игрушку, сюжет, идею, или чтобы остановить агрессию. Не спешит помогать. Оценивает в игре действия, а не самого ребенка.
Игровая ситуация 4. Взаимодействие со взрослым
Вариант: любая совместная игра взрослого и ребенка
Пример: Ира, которой 5 лет, просит: «Анна Петровна, а давайте в прятки!»
Деструктивное участие взрослого Конструктивное участие взрослого
Педагог: «Ирочка, я так устала. Поиграйте сами». Педагог: «Я один раз буду ведущей, а потом кто-то из вас. А я буду смотреть, как вы прячетесь и ищете, и потом вам расскажу, что видела».
Комментарий: педагог отказывается от совместной игры с детьми. В других ситуациях деструктивного участия педагог отдает приоритет развивающим занятиям, в которых детям не нужно инициировать игру. Много указывает, запрещает во время совместной игры. Часто следует за ребенком по пятам, во всем участвует, делает «сложное» за него. Ограничивает возможность для свободных проб и инициативности ребенка в игре. Комментарий: педагог организует совместные игры с детьми. Соблюдает личные границы в игре: хозяин игры и игрушек, если они используются, – ребенок. Не дает указания, проявляет интерес, помогает организовать условия для игры, находится рядом, если ребенок не возражает. Делает свои дела и аккуратно проявляет внимание к игре словами или действиями.
Управление сюжетно-ролевой игрой требует огромного мастерства и педагогического такта. Воспитатель обязан направлять игру, не разрушая ее, сохраняя самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры.
Сегодня мы раскрыли общую стратегию поведения воспитателя при организации игры и конкретную тактику его взаимодействия с детьми в игре.
Предлагаю объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня организации игровой деятельности и решить все проблемы, которые мы с вами определили в начале нашего семинара. А вот как мы их с вами будем решать, мы сейчас и обсудим.
Далее педагоги предлагают варианты решений проблем, которые были определены в начале семинара. Предполагаемые ответы педагогов представлены ниже.
В завершении семинара проходит этап рефлексии по технологии «Чемодан, корзина, мясорубка», описание данной технологии представлено ниже. Несколько педагогов зачитывают свое мнение.
Технология "ЧЕМОДАН, КОРЗИНА, МЯСОРУБКА".
Напротив картинки «Чемодан» - запишите то важное, что вынесли с семинара; готовы забрать с собой и использовать в своей работе.
Напротив картинки «Мясорубка» - запишите то, что оказалось интересным, но пока не готовы к использованию в Вашей работе, что нужно додумать, доработать, изучить.
Напротив картинки «Мусорная корзина» - запишите то, что оказалось ненужным, бесполезным, и это можно отправить в мусорную корзину.
Спасибо всем за работу!