Лучший педагог года

Семинар-практикум «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Татьяна Дорофеева
Семинар-практикум «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 58»

Семинар-практикум

«Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ».

Подготовила: старший воспитатель

МБДОУ №58 г. Ижевск

Дорофеева Т. Е.

Апрель 2023г.

Участники: педагоги ДОУ.

Публикация «Семинар-практикум „Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ“» размещена в разделах

Цель: повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.

Задачи педагогического педсовета:

1. Проанализировать состояние работы в детском саду по нравственно- патриотическому воспитанию.

2. Побуждать педагогов к поиску способов совершенствования работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

3. Активизировать работу по нравственно-патриотическому воспитанию во взаимодействии с родителями.

Предварительная работа.

Изучение литературы по теме;

Материал: методическая литература, дидактические игры, презентация.

Ход педсовета.

Добрый день, коллеги! Я приглашаю Вас с патриотическую гостиную, чтобы поговорить о патриотическом воспитании детей в детском саду, оценить работу и решить главный вопрос: «Что делать, чтобы воспитать в детях чувство патриотизма?»

Повестка дня:

1. Принятие решения предыдущего педагогического совета.

2. Вступительное слово по теме педсовета «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ».

3. Деловая игра.

4. Итоги смотра - конкурса «Лучший уголок по нравственно-патриотическому воспитанию».

4. Итоги, решение педагогического совета.

5. Рефлексия.

Старший воспитатель :

Чтобы говорить о патриотическом воспитании нужно уточнить, что такое патриотизм, гражданственность.

Патриотизм – это преданность своему Отечеству, и стремление сделать всё возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в его состав.

Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности осваивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.

Что такое патриотическое воспитание? (вопрос для воспитателей)

Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.

Патриотическое воспитание – это воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину. Если патриотизм — это любовь к Отчизне, то патриотическое воспитание должно быть направленно на формирование у

подрастающего поколения этого высокого, великого чувства.

Уважаемые коллеги, вы знаете, что одной из задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование любви к своей родине. А что такое родина? Такое знакомое слово, но возникает пауза после этого вопроса…

Я предлагаю взяться за руки, закройте, пожалуйста, глаза и представьте тот образ, который вызывает у вас слово «родина» (включается спокойная

релаксационная музыка). Скажите, пожалуйста, какой образ возник у вас? (Педагоги по очереди озвучивают свои ассоциации на данное слово).

Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то они похожи, у кого-то нет. Давайте выведем свое определение слова «родина», исходя из ваших образов.

Родина – отечество, отчизна, страна в которой человек родился. Исторически принадлежащая данному народу территория с её природой, населением, особенностями исторического развития, языка, культуры, быта и нравов.

А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей родиной, потому что…».

Вывод: даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова,

следовательно, необходима специальная работа, чтобы тема патриотизма стала для ребенка личностно значимой.

Вступительное слово по теме педсовета –

«Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ».

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Стандарт дошкольного

образования требует от педагога глубокой работы по воспитанию у детей патриотизма, гражданственности, уважения к правам и свободам человека. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей Родины.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач:

Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;

Уважения к людям труда;

Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;

Элементарных знаний о правах человека;

Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

Чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

Толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

Расширение представлений о России, ее столице;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, труде, быту и т. д. Таким образом, патриота в ребенке воспитывает вся жизнь в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Педсовет наш я предлагаю провести в форме деловой игры,

посредством которой определим ваше педагогическое мастерство в вопросах воспитания духовности, нравственности, патриотизма…

Правила игры:

1. Принимать активное участие в игре.

2. Уметь слушать других.

3. Вырабатывать общее решение вопроса.

4. Соблюдать культуру речи и тактичность.

Сегодня мы будем выявлять Ваши знания по нравственно – патриотическому воспитанию и региональному компоненту. Игра состоит из нескольких заданий. Ваша задача: за короткий промежуток времени дать правильные ответы, а также следить за ходом игры, соблюдать педагогический такт.

Победит тот, кто без ошибок пройдет все раунды.

За каждый правильный ответ команда получает один балл.

3. Итак, начинаем нашу игру! Уважаемые педагоги вам необходимо

разделиться на две команды с помощью жеребьёвки. У меня на подносе лежат перевёрнутые карточки, вам необходимо подойти к подносу и взять одну карточку. Если у вас на карточке изображён синий кружок, тогда вы присаживаетесь за столы синего цвета, если оранжевый кружок за столы оранжевого цвета. Прошу команды занять свои места.

«Знакомство». Командам необходимо придумать названия, которое должно соответствовать теме нашего педсовета.

Составьте синквейн (пяти строчное стихотворение) на тему «Патриотическое воспитание дошкольников» (патриотизм) – это и будет ваш девиз.

Деловая игра:

ЗАДАНИЕ № 1: Блиц-опрос: «История России»

За 1 минуту нужно дать как можно больше правильных ответов.

1. Земля, где ты родился? (Родина.)

2. Древнее название России? (Русь.)

3. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна.)

4. Население определенной страны? (Народ)

5. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство.) 6. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного

государства и пользуется всеми нравами, выполняет все обязанности этого государства (Гражданин.)

7. Что является государственной символикой (Герб, гимн, флаг.)

8. Какая птица изображена на гербе России? (Орел.)

9. Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую историю? (Этнография.)

10. Средство раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств? (Фольклор.)

11. То, что перешло от одною поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений? (Традиция.)

12. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (Семья.)

13. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (Родители.)

14. Терпимость к чужим мнениям, верованию, поведению. Что это? (Толерантность.)

15. Сохранение прошлых ценностей в настоящем. (Культурное наследие.)

ЗАДАНИЕ № 2: «Мозговая атака». (Ребусы)

Задание:

Каждой команде даны конверты, в которых находятся по две карточки с ребусами. В ребусах зашифрованы слова-понятия, относящиеся к теме нашей деловой игры. Задача команд расшифровать эти ребусы, назвать зашифрованные слова.

Родина Память

Ордена Честь

ЗАДАНИЕ № 3: «Собери пословицы» (“рассыпались” на слова)

С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок. С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

1 команда. Восстановите пословицы

Нет в мире краше когда над ней крыша одна.

Глупа та птица, будет Родина крепка.

Если дружба велика, которой свое гнездо не мило.

Семья сильна, хорошие дети растут.

В хорошей семье Родины нашей.

2 команда. Восстановите пословицы

Человек без Родины, дороже всякого богатства.

В своем доме и счастье дорогу не забывает.

Народное братство что соловей без песни

В семью, где лад, а в ленивом доме пусто.

В прилежном доме – густо стены помогают.

Уважаемые коллеги! Внимание на экран! Правильный ответ! Нет в мире краше Родины нашей.

Глупа та птица, которой свое гнездо не мило. Если дружба велика, будет Родина крепка.

Семья сильна, когда над ней крыша одна. В хорошей семье хорошие дети растут.

Человек без Родины, что соловей без песни.

В своем доме и стены помогают.

Народное братство дороже всякого богатства. В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

В прилежном доме – густо, а в ленивом доме пусто.

Задание: «Бой пословиц»

1 Команда: нужно вспомнить и дописать

1. Для Родины своей ни сил ни жизни не … (жалей)

2. Родина – мать сумей за нее… (постоять)

3. Чужбина калина, Родина - … (малина)

4. Русский солдат не знает …. (преград)

5. Тот герой, кто за Родину стоит … (горой)

2. Команда: нужно вспомнить и дописать

6. Береги землю родимую, как мать … (любимую)

7. Козак на чужбине воюет, а жена …. (в доме горюет)

8. Козак без коня, что охотник ….(без ружья)

9. Родина – мать, а чужбина - …. (мачеха)

10. Козак скорее умрет… (чем с родной земли сойдет).

Задание № 4: «Цветы толерантности»

Вспомним понятие слова – толерантность. Толерантность – это терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности. Сейчас мы попытаемся с вами сделать цветы

толерантности. На экран выведены задания.

Сделайте цветок толерантности из основных черт толерантной

личности.

- терпение;

- умение владеть собой;

- доверие;

- чуткость;

- способность к сопереживанию;

- снисходительность;

- расположение к другим людям;

- чувство юмора;

- терпимость к различиям;

- доброжелательность; Сделайте цветок толерантности, который состоит из шагов, ведущих к толерантности

- желание быть толерантным;

- стремление человека стать лучше;

-постоянное

саморазвитие (личностный рост);

-умение ставить себя на место других;

- не осуждать;

- замечать мелочи и тонкости;

- замечать особенности ситуации;

- подключать интуицию и воображение;

- гуманизм;

- умение слушать;

- несклонность осуждать других. - расширять свой круг общения;

-знакомиться с другими

культурами (традициями);

-улучшить самоконтроль.

ЗАДАНИЕ № 5: «Педагогическая эрудиция». 1 команда

1. Перечислите задачи нравственно – патриотического воспитания.

2. Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольников.

2 команда.

1. Назвать формы взаимодействия с родителями.

2. Почему формирование патриотических чувств нужно начинать с детства.

ЗАДАНИЕ № 6: Что означают цвета государственного флага УР, России.

Государственный флаг УР.

В Государственном флаге Удмуртской Республики:

Восьмиконечный солярный знак — знак-оберег — по преданию оберегает человека от несчастий;

черный цвет является символом земли и стабильности;

красный - цветом солнца и символом жизни;

белый - символом космоса и чистоты нравственных устоев.

Государственный флаг Российской Федерации. Красный – отвага, мужество, храбрость, а так же символизирует красоту.

Синий цвет символизировал небо, целомудрие, верность, духовность, веру. Синий (голубой) считался цветом Богоматери, покровительницы русской церкви; голубые балдахины патриархов во время крестных ходов

указывали на их причастность к служению ей.

Белый цвет обозначал мир, чистоту, правду, благородство, свободолюбие. Он являлся символом свободы и величия.

ЗАДАНИЕ № 7: “Хорошо ли я знаю свой город?”.

Задание: Каждая команда получает фото какого-либо объекта города. Нужно описать этот объект, не называя его. А другая команда должна угадать, что изображено на фото.

ЗАДАНИЕ № 8: назовите автора

следующих слов:

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание

– это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной» (Антон Семёнович Макаренко)

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.

Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Задание: зачитать подготовленные высказывания на тему нравственно-

патриотического воспитания и поместить их на наше «Дерево мудрости».

«Фундаментом воспитания является желание ребенка быть хорошим, готовность быть воспитуемым, активно «присваивать» нравственный идеал, из которого исходит педагог». Иначе говоря, воспитание должно

осуществляться как самовоспитание» - писал В. А. Сухомлинский.

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца» - К.

Паустовский

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». (В. А. Сухомлинский)

У В. П. Астафьева есть замечательные

слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он еще не сирота».

В. А. Сухомлинский писал: «Говоря о воспитании гражданственности и

патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он

мог отличать плохое от хорошего…»

Академик Д. С. Лихачёв говорил, что «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому.

Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему

государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

«Очень важно с малых лет учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином» (В. А. Сухомлинский).

«Детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так,

чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» (В. Сухомлинский)

В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

4. Итоги смотра - конкурса «Лучший уголок по нравственно-патриотическому воспитанию».

5. Рефлексия «Все в наших руках».

На основании проведенной игры, предлагаю Вам выбрать и записать на гранях куба, что Вы считаете самым важным в воспитании нравственно-

патриотических чувств у дошкольников. Возьмите их в руки. Мы видим, что куб сам по себе не держится, а только благодаря нашим рукам.

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание

– это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А. С. Макаренко Воспитание нравственно- патриотических чувств у детей в Ваших руках!

Этими замечательными словами В. А. Сухомлинского я хочу завершить наш педагогический совет.

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень,

от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

так и педагог должен заботиться о воспитании

у своих детей чувства безграничной любви к Родине» -

Подведение итогов и выполнение решения педагогического совета.

1. Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по данному

направлению, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт гражданско-патриотического воспитания. Ответственные: педагоги.

Срок – постоянно.

2. При планировании и организации воспитательно-образовательного процесса :

-продолжить проводить мероприятия по нравственно-патриотическому

воспитанию;

-использовать в работе с воспитанниками разнообразные педагогические, информационные технологии, мультимедиа, интернет;

Ответственные: педагоги. Срок – постоянно.

3. Всем педагогам разработать для детей своей группы интерактивную игру по теме патриотического воспитания. Ответственные – все педагоги. Срок – до 01.05.2023г.

4. Провести самоанализ календарного и перспективного планирования воспитательно-образовательной работы по патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста. Ответственные – все педагоги. Срок –

постоянно.

5. Провести анкетирование по нравственно-патриотическому воспитанию с целью выявления уровня нравственной позиции родителей. Ответственные – все педагоги. Срок – до 01.05.2023г.

Публикации по теме:

«Военные профессии». Дидактическая игра-лото по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста«Военные профессии». Дидактическая игра-лото по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Представляю Вашему вниманию дидактическую игру, имеющую огромное познавательное и воспитательное значение в формировании нравственно-патриотического.

Дидактическая настольная игра по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя семья» для детей среднего дошкольного возрастаДидактическая настольная игра по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя семья» для детей среднего дошкольного возраста Настольная игра «Моя семья». Важным направлением в воспитании детей по направлению нравственно-патриотического воспитания, является такие.

Консультация для родителей «Организация физкультурно-оздоровительной работы для детей дошкольного возраста в условиях семьи» Цель консультации: Повышение компетентности родителей в организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях семьи. План консультации:.

Лэпбук «Моя Родина — Россия» как форма работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возрастаЛэпбук «Моя Родина — Россия» как форма работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Лэпбук «Моя Родина – Россия». Патриотическое воспитание сейчас – одна из главных ценностей в системе российского образования. Чтобы воспитать.

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольников Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольниковСентябрь. Тема: «Детский сад» 1. Экскурсия по детскому.

Обобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОбобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Михаил Ломоносов сказал: "Человек не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее". И задача воспитателя с раннего возраста прививать.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина» для старшего дошкольного возраста Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной.

Проект «Семь Я» по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего возрастаПроект «Семь Я» по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего возраста Цель проекта:  формирование предпосылок нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста  через знакомство с семьей. Задачи.

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОпыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Сообщение из опыта работы на тему «Никто не забыт, ничто не забыто…» Одна из важнейших задач современного общества – нравственно-патриотическое.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя» для старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя» для старшего дошкольного возраста Цель: Закрепить знания детей о нашей стране, продолжать формировать представления о том, что наша страна – Россия. Систематизировать знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Опубликовано: 11 января 2024 в 15:20
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Дорофеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД