Тамара Федорова
Семинар-практикум для воспитателей всех возрастных групп «Зрительный и слуховой гнозис»
▼ Скачать + Заказать документы
Сущность понятия "ГНОЗИС"
Гнозис – это собирательное понятие, применяемое для обозначения процессов опознания стимулов разной модальности.
Термин гнозис означает узнавание.
Каждый анализатор имеет свою надстройку в виде специфичного для него вида гнозиса. Например, малыш знакомится с погремушкой и на основе зрительных ощущений усваивает её зрительный образ. Он ещё не знает, что погремушку можно потрясти, и она издаст звук. Манипулируя погремушкой дальше, малыш связывает зрительный образ погремушки с издаваемым звуком.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей всех возрастных групп „Зрительный и слуховой гнозис“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Таким образом, зрительное ощущение связывается со слухом. В дальнейшем, при звуке погремушки, ребенок может её отыскать среди других игрушек – зрительные и слуховые ощущения становятся ассоциативно связанными.
В нейропсихологии это означает, что зрительный и слуховой гнозис, относящиеся к погремушке, стали интегрированными (связанными).
Гнозис и его виды
Зрительный гнозис
Чтобы ориентироваться в окружающей действительности важное значение имеет предметный зрительный гнозис, благодаря которому ребенок способен различать предметы. Его формирование начинается с узнавания реалистических изображений и реальных предметов.
До 2-х летнего возраста ребенку интересны игрушки и картинки, максимально приближенные к оригиналу. С игрушками, которые являются копией животных, мебели, посуды, ребенок быстро усваивает мир окружающих его предметов.
Усложняется зрительный гнозис с 2-летнего возраста, когда у ребенка появляется интерес к стилизованным изображениям, типа «мультиков».
Постепенно развивается и цветовой гнозис – сначала усваиваются более яркие цвета, такие как синий, зеленый, красный. Позже идет усвоение менее ярких – белого, черного, коричневого, оранжевого.
Детям свойственно «свободное обращение» с цветом, траву, например, они могут изобразить красным цветом, а небо – зеленым и это вполне допустимо.
На выбор цвета влияние оказывает психологический фактор.
При изображении предметов могут не соблюдаться пропорции, и до 5-летнего возраста это считается нормальным явлением.
Цветовой спектр и их оттенки усваиваются ребенком только с 6-7 –летнего возраста.
Правильно подобранный к цвету оттенок, говорит о зрелости цветового зрительного гнозиса.
Тесную связь с развитием мышления имеет симультанный гнозис – это способность укладывать детали в единое целое и видеть сложное изображение полностью.
Слуховой гнозис
Слуховой гнозис характеризуется необходимостью восприятия последовательности стимулов, реализующихся во времени. Такое восприятие обозначается как сукцессивное (последовательное). Следовательно, слуховые сигналы требуют последовательного анализа и синтеза последовательно поступающих акустических раздражителей. Это отличает его от зрительного гнозиса, организованных не во времени, а в пространстве. Пространственные стимулы воспринимаются не последовательно (сукцессивно, а одномоментно.
Что касается слухового гнозиса, то важно, чтобы ребенок имел способность прослеживать, следующие друг за другом, цепочки слуховых стимулов – мелодий, слов. Один фрагмент слуховой информации в целом не обеспечивает её понимания.
В составе единого слухового анализатора две функциональные системы:
• восприятие речевых звуков;
• восприятие неречевых звуков.