МААМ-картинки

Семинар-практикум для воспитателей ДОО

Елена Емельянова
Семинар-практикум для воспитателей ДОО
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум для воспитателей ДОО

Семинар-практикум :

«Создание психологического климата в дошкольном образовательном

учреждении как основы благополучия и здоровья детей»

Цель – повышение психолого-педагогической компетентности в области создания психологического климата в ДОУ.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с понятием, видами и составляющими в группе социально-психологического климата.

2. Способствовать эффективному применению средств, влияющих на психологический климат в группе.

План проведения семинара.

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей ДОО» размещена в разделах

1. Социально-психологический климат в ДОУ: понятие, виды. Создание психологического климата в группе.

2. Влияние традиций на психологический климат в группе.

3. Практические рекомендации: игры для детей, способствующие снятию психоэмоционального напряжения; упражнения для саморегуляции эмоционального состояния педагогов.

Ход семинара

1. Социально-психологический климат в ДОУ: понятие, виды. Создание психологического климата в группе.

Создание психологического климата в дошкольном образовательном учреждении является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми.

Исследователи отмечают, что психологический климат выступает условием, обеспечивающим не только гармоничное развитие личности, но и гарантом сохранения здоровья.

Что же такое психологический климат и как его создать?

Социально-психологический климат – обычно определяется как психологический настрой – в нем соединяются настроения членов группы, их переживания, волнения, отношения друг к другу и окружающим событиям.

Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой доброжелательности, раскрепощения, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности. При таком климате дети достигают высоких качественных результатов без жесткого контроля со стороны воспитателя. Каждый из детей при таком климате защищен, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Дети в группе с благоприятным климатом выражают уверенность в себе, поскольку каждый чувствует себя принятым, знает свои достоинства, свободен в выражении собственного мнения. Поддерживать такую систему отношений воспитателю необходимо ежедневно.

Неблагоприятный психологический климат препятствует личностному развитию, создает у ребенка состояние незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния. В отношениях друг к другу в такой группе преобладает индивидуализм, настороженность, постоянное состояние обороны, ожидание посягательства на личность, неуверенность и равнодушие. В группе с неблагоприятным климатом ребенок чувствует отчужденность от общих дел, избегает общения, ведет себя настороженно по отношению к другим, и часто – агрессивно. Ребенок в группе с неблагоприятным климатом испытывает неуверенность в своих силах, скован и зажат, нерешителен, закомплексован.

Таким образом, климат в группе дошкольного образовательного учреждения складывается из совокупности социально- психологических отношений её участников, симпатий и антипатий, ценностных ориентаций.

Формирование климата заключается в постоянном создании и возобновлении атмосферы, благоприятной для воспитания детей.

Под атмосферой принято понимать окружающие условия, обстановку, которые периодически изменяются или имеют относительно постоянный характер.

Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.

Атмосфера в группе детского сада определяется:

1. Отношениями между воспитателем и детьми;

2. Отношениями между самими детьми;

3. Отношениями между воспитателями;

4. Отношениями между воспитателями и родителями.

Воссоздавая благоприятную атмосферу, педагог в итоге формирует климат, а климат, как устойчивая система отношений, в свою очередь, определяет и меру благоприятности атмосферы.

2. Влияние традиций на психологический климат в группе.

Большое значение для поддержания психологического климата имеют традиции. Они устанавливают и закрепляют определенный порядок поведения и отношения, который поддерживается, сохраняется передается в рамках ДОУ, группы. Через традицию воспитатель оказывает опосредованное влияние на формирование идей, взглядов, вкусов, образа действий детей и т. д.

Какие же могут быть групповые традиции?

Ежедневные традиции:

1. Традиция каждое утро начинать с помощью общего приветствия. Например,

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, матушка земля,

Здравствуйте, мои друзья!

После общего приветствия необходимо выяснить, кто из детей отсутствует. Если ребенок болен, то позвонить ему или написать коллективное письмо с пожеланиями быстрого выздоровления.

2. Традиция подведения итогов дня. В конце дня дети совместно с педагогом мысленно возвращаются к прожитому дню и складывают хорошие поступки в копилку добрых дел.

3. Традиция преподнесения всем детям регулярных подарков в виде различных, привлекательных для них предметов.

Еженедельные традиции:

1. Традиция открытия предстоящей недели. Каждая новая неделя начинается «Утром радостных встреч».

Цель проведения: снятие эмоционального напряжения у детей при переходе от дней отдыха и пребывания в семье к обстановке детского сада; развитие эмоциональной сферы детей и взрослых, рефлексии, раскрытие потенциальных возможностей детей.

Технологические этапы:

1. Подготовительный. В пятницу, прощаясь с детьми, педагог делится своими планами на выходные дни, выражает радость по поводу того, что и дети родители проведут эти дни вместе. Воспитатель обращает внимание на то, что он будет скучать без них в выходные, и с радостью будет ждать встречи в понедельник.

2. Когда соберутся все дети в понедельник, произносится коллективное приветствие. Например,

Чтобы солнце нам сияло,

Чтобы горя мы не знали,

Все мы за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

3. Проводится «Минутка радостных воспоминаний». Детям предлагается вспомнить радостные события, которые они пережили в выходные дни. Воспитатель делится своими воспоминаниями о выходном.

4. Педагог организует совместные игры и этюды с детьми.

5. Воспитатель рассказывает о том, что нового и интересного ожидает детей на этой неделе.

6. Завершается утро «Сюрпризным моментом». Сюрпризным моментом может стать:

- встреча детей со сказочным героем;

- сценка из кукольного театра;

- встреча детей воспитателем, одетым в костюм какого-либо героя;

- получение посылки, которую приносит «необычный житель» группы.

Соблюдение традиций не должно явиться самоцелью в деятельности ДОУ. Они должны ограниченно войти в жизнедеятельность детского сада и позволить:

- каждому ребенку почувствовать свою значимость и необходимость в детском коллективе;

- понять свою самоценность;

- обрести уверенность в том, что он любим сам по себе, его всегда рады видеть как воспитатели, так и дети.

Результатом создания в ДОУ благоприятного психологического климата может явиться: установление гуманных отношений между взрослыми и детьми; освоение механизма партнерства и сотрудничества детьми, воспитателями, родителями; освоение детьми и взрослыми умений решать конфликты не с позиции силы, а позиции разума и убеждения.

3. Практические рекомендации: игры для детей, способствующие снятию психоэмоционального напряжения; упражнения для саморегуляции эмоционального состояния педагогов.

Игра «Тух-тиби-дух».

Цель – снятие негативных эмоций и восстановление сил у детей.

Ход игры: «Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами». В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

Упражнение «Настроение».

Цель: стабилизация эмоционального состояния педагогов.

Оборудование: листы бумаги, наборы цветных карандашей на каждого участника.

Сядьте за стол и возьмите цветные карандаши или фломастеры. Перед вами чистый лист бумаги. Нарисуйте абстрактный сюжет — линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Представьте, что вы переносите свое беспокойство и тревогу на бумагу, стараясь «выплеснуть» его полностью, до конца. Рисуйте до тех пор, пока не заполнится все пространство листа, и вы не почувствуете успокоение. Ваше время сейчас не ограничено: рисуете столько, сколько вам нужно.

Затем переверните лист и напишите несколько слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы ваши слова возникали свободно, без специального контроля с вашей стороны.

После того как вы нарисовали свое настроение и переложили его в слова, с удовольствием, эмоционально разорвите листок и бросьте его в урну. Все! Теперь вы избавились от своего напряженного состояния! Ваше напряжение перешло в рисунок и уже исчезло, как исчез этот неприятный для вас рисунок.

Рефлексия: Какие ощущения от выполнения этого упражнения?

Были ли трудности при выполнении? Легко ли было охарактеризовать свое настроение? Помогло ли вам это упражнение избавиться от напряжения?

Публикации по теме:

Муниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классовМуниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов ПЛАН проведения муниципального семинара-практикума для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов «Использование.

Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине»Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине» План семинара 1. Введение в тему. 2. Немного теории. 3. Практическая работа. 4. Демонстрация моделей по составлению рассказов по картине.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста»Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста» Цель: - познакомить воспитателей с нетрадиционными техниками рисования; - совершенствовать педагогическое мастерство; - способствовать.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной.

Семинар-практикум для воспитателей всех групп «Игры и задания для формирования звукового анализа» Семинар-практикум для воспитателей всех групп Тема: «Игры и задания для формирования звукового анализа» Цель: Оказать помощь воспитателям.

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическая тропинка в детском саду» Цель: создание мотивации педагогов к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения. Задачи:.

Семинар — практикум «Карельские посиделки»Семинар — практикум «Карельские посиделки» На базе нашего детского сада провели семинар - практикум «Карельские посиделки», в котором принимали участие дети подготовительной группы,.

Семинар-практикум «Конфликты и взаимодействия» Здравствуйте, уважаемые друзья и гости моей странички! Хотелось бы поделиться с вами семинаром -практикумом, который я провела с воспитателями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей ДОО
Опубликовано: 18 октября 2020 в 17:53
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для воспитателей ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Елена Емельянова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД