Светлана Бродская
Семинар-практикум для педагогов по представлению опыта работы «Синергетический подход к тимбилдингу в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Повысить компетенцию педагогов в области организации тимбилдинговых мероприятий в детском саду, основанных на синергетическом подходе, для развития сотрудничества, коммуникативных навыков и коллективного творчества у детей.
Задачи:
1. Дать участникам четкое понимание понятия «синергетический подход» и его принципов применения в работе с детьми дошкольного возраста.
2. Отработать практические навыки организации и проведения игр и упражнений, способствующих развитию сотрудничества и взаимопомощи.
3. Повысить мотивацию педагогов к применению синергетического подхода в своей работе.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
4. Создать условия для обмена опытом и обсуждения проблемных вопросов среди участников семинара.
5. Стимулировать дальнейшее самообразование педагогов в области синергетики и тимбилдинга.
I. Теоретическая часть.
Психолог: Синергетический подход к тимбилдингу в детском саду — это организация коллективных активностей, направленных на развитие сотрудничества, взаимопомощи и совместного достижения целей, где результат работы группы превышает сумму результатов индивидуальных усилий каждого ребенка. В основе лежит идея о том, что дети, работая вместе, могут создать что-то большее и лучшее, чем могли бы сделать по отдельности, благодаря взаимодействию, взаимному обогащению и поддержке друг друга. Это не просто совместная игра, а целенаправленное создание условий для проявления коллективного интеллекта и командного духа.
Синергетический подход к тимбилдингу в детском саду позволяет создать единое образовательное пространство, где каждый участник чувствует себя важным и нужным, где все работают вместе на достижение общей цели – всестороннего развития детей. Так называемый эффект синергии - это взаимодействие двух или более факторов, характеризующийся тем, что их совместное действие существенно превосходит эффект простой суммы действий каждого из них в отдельности. Образно говоря, это когда 1 + 1 = 3 (или даже больше).
В современных условиях главным ресурсом эффективной работы является команда специалистов. Ключевым фактором эффективной работы команды является способность каждого ее члена «работать на результат» и уважать мнения всех сотрудников. командная деятельность невозможна без активного общения и взаимодействия. Решение общих задач требует от участников единства, сплоченности, согласования действий, координации решений. Командные отношения - это всегда своеобразное сотворчество, когда мысли одного обогащаются за счет их переосмысления другими. Обсуждение, критика, новые взгляды и свежие точки зрения - тот золотой фонд, которым владеет команда и которого не имеют одиночки.
Психолог: предлагаю провести мини-тест: «Ладошка. Кулачок. Замок”.
-А сейчас на счет три покажите одну из трех фигур:
1. Ладошки
2. Кулачки
3. Замок.
Анализ этого простого теста показывает:
Кулачки. – Вы скептически настроены на работу в тренинге;
Сложили руки в замок – Вам нужно немного времени, чтобы включиться и начать работать.
Ладошки. – Вы с интересом и желанием настроены на работу нашего занятия.
Наверное, многие хоть раз слышали это слово, знакомо вам понятие «Тимбилдинг»? (ответы участников). Если переводить с английского языка, термин расшифровывается как «построение команды». По-другому – командообразование. Это мероприятия, которые призваны сплотить коллектив, повысить эффективность его работы: В буквальном переводе teambuilding значит «создание команды».
Психолог. - Сейчас мы выполним небольшое задание.
Упражнение: “Ключевое слово”.
Возьмите каждый себе квадратик из бумаги понравившегося цвета. и образуйте свою команду по цвету по 4-5 человек (зеленые, желтые, красные, синие).
А теперь, пожалуйста, все встаньте. Посмотрите в потолок.
Какая ассоциация приходит на ум, когда вы слышите словосочетание “Работа в команде”? Подберите для этого ключевое слово и кто готов, садитесь и запишите его на своем листочке. Задание – составьте предложение, которое включало бы все эти ключевые слова.
Запишите его на листе. Представитель команды зачитает получившиеся предложение.
Психолог. Тимбилдинг - Это большой комплекс мероприятий самого разного характера: от совместных тренингов до эстафет или же шуточных состязаний. Чаще всего игры бывают подвижными. Не случайно тимбилдинг был заимствован из спортивной среды, где верность принятых решений и результат работы напрямую зависят от сплоченности участников. Платон говорил: «Ты узнаешь больше о человеке за час игры, чем за год разговоров». Вопрос эффективности групповых действий особенно остро вставал в ходе охоты и войны, поэтому основоположниками современного тимбилдинга можно считать мероприятия, проводимые для поддержания боевого духа и сплочённости солдат.
Особенность педагогического коллектива заключается в том, что его психологическая атмосфера, межличностные отношения и личностные особенности педагогов обязательно проецируются на детей, родителей. Сплоченная, дружная команда – это половина успеха коллективной педагогической деятельности. Именно поэтому одной из основных задач является сплочение коллектива и создание у сотрудников уверенности в том, что они в собственном учреждении окружены, если не друзьями, то близкими по духу людьми.
Цель тимбилдинга— создание команды единомышленников за счёт построения и укрепления связей между участниками образовательного процесса.
1. Развитие коммуникативных навыков. В игровой форме участники учатся понимать и считаться с особенностями и нуждами друг друга, находят компромиссы, слушают и принимают чужое мнение.
2. Создание комфортной образовательной среды. Тимбилдинг сближает детей и родителей, улучшает микроклимат в группе, гармонизирует взаимоотношения детей, родителей и педагогов.
• Цель тимбилдинга для педагогов:
* Улучшение коммуникации и взаимодействия: Научиться эффективнее общаться друг с другом, выстраивать конструктивный диалог, разрешать конфликты, работать в команде.
* Повышение эффективности работы: Разработать общие стратегии, синхронизировать действия, улучшить координацию, оптимизировать рабочие процессы.
* Развитие креативности и инновационного мышления: Стимулировать творческий подход к работе, генерировать новые идеи, находить нестандартные решения.
* Сплочение коллектива и укрепление командного духа: Создать благоприятную атмосферу в коллективе, повысить мотивацию, укрепить чувство принадлежности к команде.
* Снятие эмоционального напряжения и профилактика профессионального выгорания: Создать условия для релаксации и отдыха, повысить эмоциональную устойчивость.
* Развитие профессиональных компетенций: Отработать навыки публичных выступлений, управления временем, лидерства, коучинга.
* Обмен опытом и лучшими практиками: Создать платформу для обмена знаниями, опытом, идеями.
• Цель тимбилдинга для детей:
* Развитие навыков коммуникации и сотрудничества: Научиться работать в команде, договариваться, слушать друг друга, разрешать конфликты мирным путем.
* Развитие социальных навыков: Адаптироваться в коллективе, находить общий язык со сверстниками, уважать чужое мнение.
* Развитие лидерских качеств: Брать на себя ответственность, инициативу, организовывать деятельность группы.
* Развитие творческого мышления и воображения: Придумывать новые идеи, находить нестандартные решения, проявлять креативность.
* Повышение самооценки и уверенности в себе: Преодолевать трудности, достигать поставленных целей, получать положительный опыт взаимодействия.
* Развитие эмоционального интеллекта: Распознавать и управлять своими эмоциями, понимать эмоции других людей, сопереживать.
* Формирование позитивного отношения к коллективной деятельности: Получать удовольствие от совместной работы, видеть ценность командных усилий.
• Цель тимбилдинга для родителей:
* Улучшение взаимодействия между родителями и детьми: Укрепить эмоциональную связь, научиться лучше понимать друг друга, проводить время вместе.
* Улучшение коммуникации между родителями и педагогами: Создать атмосферу доверия и взаимопонимания, обсудить важные вопросы, найти общие решения.
* Развитие родительских компетенций: Получить новые знания и навыки по воспитанию детей, обменяться опытом с другими родителями.
* Сплочение родительского коллектива: Создать сообщество родителей, готовых поддерживать друг друга, делиться опытом, совместно решать возникающие проблемы.
* Повышение вовлеченности родителей в жизнь образовательной организации: Стимулировать участие родителей в мероприятиях, проектах, инициативах.
Психолог. Как вы думаете отличается ли тимбилдинг от корпоративного отдыха? И если да или нет, то чем?
Основные отличия корпоратива от тимбилдинга
1. Цели. Корпоратив ориентирован на создание атмосферы веселья, расслабления и общения. Тимбилдинг же направлен на развитие командной работы, улучшение коммуникации и сплочённости коллектива.
2. Формат. Корпоратив, как правило, проводится в формате вечеринки, где акцент делается на отдых и развлечение, в то время как рабочие вопросы отодвигаются на второй план. Тимбилдинг же может быть организован в менее затратных условиях, при этом основной акцент делается на содержании и цели мероприятия, а не на его внешней атрибутике.
3. Уровень вовлечённости участников. На корпоративе сотрудники, как правило, могут быть пассивными участниками. Тимбилдинг же требует активного участия всех членов команды.
4. Эмоциональный эффект. Корпоратив обычно вызывает положительные эмоции и способствует повышению лояльности сотрудников к компании. Тимбилдинг оказывает более глубокое влияние, укрепляя доверие, взаимопонимание и усиливая командную сплочённость.
Если бы это были только конкурсы, соревнования и забеги половина людей подумывали бы больше в нем не участвовать.
Психолог. Какие виды тимбилдинга вам известны?
Выделим основные виды тимбилдинга:
• Спортивные тимбилдинги (направлены на физическую активность участников, своеобразные игры и соревнования и т. д.) – это различные модификации соревнований в стиле «Олимпийских игр», спартакиады, разные виды «веревочных курсов», курсов на выживание.
В шестидесятых годах двадцатого века с этой разновидности началось развитие тимбилдинга. Американец Карл Ронке создал веревочный курс, который принёс ему мировую известность. Упражнения курса для офисных работников он позаимствовал у американских военных, которые для выполнения задач действуют как слаженная команда. Это могут быть эстафеты, постройка корабля из подручных материалов с последующей проверкой его на плавучесть или давно ставшие классикой «тролли». Так называют дощечки, по которым участники должны переправиться через игровое поле так, чтобы ни один не коснулся земли.
• Логико-интеллектуальные тимбилдинги (направлены на интеллектуальную активность участников, задания с логическим уклоном, тесты, квесты, квизы и т. д.).
Тимбилдинг строится таким образом, чтобы люди могли получить обратную связь от коллег и понять, чем они руководствуются при принятии решений. В ходе тренингов команды выполняют серию упражнений на развитие доверия, эффективного взаимодействия и т. п. (примеры в нашем детском саду презентация)
• Творческие тимбилдинги (направлены на эмоциональную активность участников, квесты, флешмобы и т. д.). Творческие тимбилдинги делятся на несколько видов:
• Музыкальный тимбилдинг.
• Танцевальный тимбилдинг.
• Художественный тимбилдинг.
• Актерский тимбилдинг.
• Флористический тимбилдинг.
• Кулинарный тимбилдинг
• Шерстяной тимбилдинг
В рамках реализации синергетического подхода в нашем детском саду была проведена неделя тимбилдинга "Дружная команда" – это комплекс мероприятий, направленных на сплочение детского коллектива. Каждый день недели посвящен разному виду тимбилдинга, связанному с взаимодействием и дружбой. Она прошла с большим энтузиазмом, интересом и эмоциональным откликом, как со стороны педагогов, так и со стороны детей и их родителей. Каждый день все ждали, какая же общая, командная работа будет сегодня, что в итоге получится.
Для чего нужен детям тимбилдинг?
Тимбилдинг для детей дошкольного и младшего школьного возраста важен по многим причинам: он способствует развитию важных социальных, эмоциональных и когнитивных навыков, которые будут полезны им на протяжении всей жизни. Вот несколько ключевых причин:
Развитие социальных навыков: Тимбилдинг учит детей взаимодействовать друг с другом, сотрудничать, общаться и разрешать конфликты. Они учатся слушать других, учитывать чужие мнения и работать вместе для достижения общей цели. Это особенно важно в коллективе детского сада или класса, где дети проводят большую часть дня.
Улучшение коммуникативных навыков: Дети учатся ясно и эффективно выражать свои мысли и идеи, а также понимать и интерпретировать сообщения других. Они практикуют навыки активного слушания и обратной связи.
Развитие эмоционального интеллекта: Тимбилдинг помогает детям лучше понимать свои собственные эмоции и эмоции других людей. Они учатся эмпатии, сопереживанию и управлению своими чувствами в стрессовых ситуациях.
Повышение самооценки: Успешное участие в командной деятельности повышает уверенность детей в себе и своих способностях. Они чувствуют себя ценными членами команды и получают положительный опыт сотрудничества.
Развитие навыков решения проблем: Тимбилдинг часто включает в себя задачи, требующие коллективного поиска решений. Дети учатся анализировать ситуации, предлагать идеи, выбирать лучшие варианты и работать вместе для достижения результата.
Формирование чувства принадлежности и сплоченности: Участие в командных играх и мероприятиях способствует созданию чувства общности и принадлежности к группе. Дети чувствуют себя частью чего-то большего, чем просто отдельные личности.
Улучшение межличностных отношений: Тимбилдинг помогает детям строить более крепкие и позитивные отношения со сверстниками, улучшая их социальную адаптацию.
Развитие креативности и воображения: Многие тимбилдинговые активности требуют творческого подхода и фантазии. Это способствует развитию у детей креативного мышления и способности к нестандартным решениям.
День 1 - Спортивный Тимбилдинг
Дети через игры и игровые соревнования учатся взаимодействовать и договариваться друг с другом, заменяя чувство конкуренции на чувство сотрудничества, устанавливать контакты, объединив усилия всей команды для достижения общей цели.
День 2 - Интеллектуальный Тимбилдинг, мы продолжаем формировать навыки взаимодействия в команде, развивать способность организовать мыслительную деятельность в условиях ограниченного времени.
Как почувствовать, услышать, увидеть друг друга, как узнать о работе нашей памяти, можно ли быстро запомнить предметы, узнать о памятных местах нашей страны, известных людях эпохи, открыть чудеса природы, задать тысячи вопросов о том, почему зимой дороги посыпают солью, как мука, песок и соль влияют на таяние льда, как собирают пазлы и что такое часть и целое?
Множество вопросов в течение дня сегодня решали ребята всех возрастов с воспитателями. Получили множество ответов) и всё это в рамках проекта - Тимбилдинг в детском саду!
День 3 - Музыкально- танцевальный Тимбилдинг.
Танцы - это не только возможность танцевального самовыражения, это прежде всего возможность общаться и интересно проводить время в кругу друзей,
а Музыка - это эмоциональный подъём, она находит скрытый потенциал в каждом.
"Мы- оркестр или Как создать успешную команду в группе "
День 4 - Театральный тимбилдинг.
Он многим помогает побороть страх публичных выступлений и раскрыться в новом образе перед друзьями и сверстниками.
Это отличная возможность побыть не самим собой, а сказочным персонажем или даже просто объектом природы, проявив выдумку, фантазию, артистизм.
Мы справились, мы- молодцы, мы - команда!
День 5 – Творческий тимбилдинг. Этот вид тимбилдинга помогает развивать творчество, воображение, фантазию, образное мышление. В каждой группе - Мастерской сегодня царила творческая атмосфера: бумага, ножницы, клей, краски, обои, карандаши были инструментами для исполнения общего замысла картины, а самым главным инструментом для получения результата, конечно же были умение договориться, стремление к сотрудничеству, принятию общих решений для достижения одной цели!
Неделя была насыщенной, продуктивной и очень весёлой.
Таким образом, Синергетический подход к тимбилдингу в детском саду позволяет создать единое образовательное пространство, где каждый участник чувствует себя важным и нужным, где все работают вместе на достижение общей цели – всестороннего развития детей.
II. Практическая часть.
Игра «Ручеек» у каждого участника канавка, все должны встать рядом и соединить канавки так, чтобы шарик катился по ней, не падая.
Цель: создать положительный настрой участников на работу.
Игра «Передай вешалку». У каждого участника своя веревочка и ведущий пускает по кругу несколько вешалок, задача участников передать друг другу, не касаясь руками.
Цель: создать положительный настрой участников на работу.
Деление на группы «Разрезанная открытка».
Берутся 2 картинки по теме. Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются. Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.
Игра «Собери слово» рисование на спине.
Разбиваемся на 2 команды, первая игра называется: «Собери слово», связанное по смыслу с темой нашего семинара. Встаньте пожалуйста друг за другом, последний участник рисует 1 букву слова на спине у впереди стоящего, тот в свою очередь рисует на спину у своего впереди стоящего человека и так далее. Первый участник пишет эту букву на бумаге, пока не соберется слово. Старайтесь писать разборчиво – от вас зависит насколько быстро команда справится с заданием. (примерные наборы слов – игра, отдых, мотив….) Вид Тимбилдинга – Интеллектуальный.
Игра «Путь к счастью»
Инструкция: Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Конечно, на пути к счастью будут встречаться препятствия, но вы же в счастливых галошах.
Ваша задача, надев калоши преодолеть все препятствия (демонстрирую как пройти эстафету):
• (кочки) – преодолеваем кочки неприятных, преследующих мешающих, темных мыслей (идем в галошах по ним);
• (дорожка) – это река тревожности, волнений, страхов. (по ней нужно пройти необычным способом, ни разу его не повторить);
• (барьер) - ваша планка низкая самооценка (я не смогу, у меня не получится);
• Болото (обруч) невежества окружающих. Подумайте, как его перейти чтоб не увязнуть в этом же болоте;
• впереди цель (пьедестал с медалью) – победа (здесь у вас минутка радости победы: ваши жесты, мимика, пантомимика, возгласы - которые помогут, вам передать ощущение победы) порадуйтесь немного;
• Возвращаемся гордым победителем – передаем эстафету;
• Бежит следующий участник.
Вид Тимбилдинга – Спортивный.
Игра «Собери стаканчики по порядку»
Участникам выдается резинка с привязанными к ней веревочками, задача команды – взявшись за веревочки все вместе, собрать стаканчики по порядку (номера на стаканчиках) Вид Тимбилдинга – Интеллектуальный.
Игра: «Геометрическая пирамида»
Состав каждой группы должен быть из 6 участников. Ведущий дает инструкцию: “Сейчас вы должны всей командой собрать пирамиду из цветных геометрических фигур. Но при этом необходимо соблюдать следующие правила:
1. Работать всем надо молча.
2. У каждого из вас будет инструкция, которую каждый должен четко соблюдать.
Инструкции для каждого участника:
1 – Собирать пирамиду должен только ты из команды;
2 – Пирамида должна состоять только из квадратов, кругов, ромбов, прямоугольников.
3 – В пирамиде должны присутствовать только синие, красные, желтые и черные цвета, кроме зеленого и белого;
4 – Пирамида должна состоять только из 10 уровней;
5 - В пирамиде может находиться только 2 прямоугольника;
6 – В первом уровне пирамиды должно находиться 3 фигуры, кроме круга.
Ведущий наблюдает за ходом выполнения задания и соблюдения правил. Напоминает о том, что правила нужны для того, чтобы всем было удобно, и что успех сопутствует тем, кто не нарушает принятые правила и умеет сотрудничать в команде.
Обсуждение упражнения:
- Трудно ли было придерживаться правил?
- Что вы чувствовали при выполнении упражнения?
- Как вам было комфортно работать в команде?
Игра «Необитаемый остров».
«Ваша группа летела на ковре-самолете и случайно попала неизвестно куда. Оказалось, что это необитаемый остров, представляющий собой высоко поднятое над морем плато, имеющий обрывистые скалистые берега и узкую полоску земли внизу, на побережье. На плато есть деревья, животные, пресная вода, то есть условия для жизни. На побережье нет ничего. Поэтому на острове можно просуществовать лишь несколько дней.
Исследуя остров, вы обнаруживаете в скале пещеру, и от случайно произнесённых слов, которых никто не запомнил, она неожиданно открылась. В ней есть любые предметы. Каждый из вас может взять по 10 предметов. Советоваться с другими нельзя. Поделиться, обменяться предметами с другими участниками потом тоже будет нельзя.
Составьте список тех предметов, которые вы хотели бы взять из пещеры.
После выполнения этой части задания задание будет следующее:
«У каждого из вас есть по 10 предметов, однако ситуация такова, что вся группа может унести из пещеры только 10 предметов. В течение нескольких минут вы должны посоветоваться между собой и составить единый, общегрупповой список.
Обсуждение:
- Удалось ли участникам группы договорится? Если нет, то почему,
- Какие формы взаимодействия в группе способствовали достижению
результата, а какие препятствовали?
- Был ли в дискуссии лидер? Назначили его сознательно или он проявил себя
сам?
Игра «Вавилонская башня» Упражнение приводит к повышению групповой сплоченности, позволяет развивать способности выдвигать и отстаивать свои идеи, вызывает у участников положительные эмоции. Участники разделяются на две группы. Каждой из подгрупп выдается примерно по 100-150 листов бумаги или пачка газет и дается задание: построить из этих листов максимально высокую башню, не используя каких-либо скрепляющих материалов.
Обсуждение:
- Думали ли вы о стратегии строительства до начала игры? Если да, насколько она оказалась эффективной?
- Что было самым сложным в процессе строительства башни?
- Какие трудности возникли у вашей команды? Как вы их преодолевали?
- Как вы оцениваете командную работу вашей группы?
- Что бы вы сделали по-другому, если бы строили башню ещё раз?
Игра «Блюдо» Цель: развитие умения учитывать интересы каждого в команде. Материалы: фломастеры и ватман. Все участники делятся на две группы. Каждой группе предлагается придумать и нарисовать новое несуществующие блюдо, состав которого бы удовлетворял пожеланиям и соответствовал вкусам всех членов команды. После чего каждая команда презентует другой группе свое блюдо, с его названием, составом и всем остальным.
Обсуждение:
- Как вы оцениваете командную работу вашей группы? Что понравилось, а что нет?
- Что было самым сложным в процессе приготовления блюда? Почему?
- Возникали ли споры или разногласия по поводу процесса приготовления? Как вы их решали?
- Чем ваше блюдо отличается от блюд других команд?
- Если бы вы готовили это блюдо еще раз, что бы вы изменили?
Сейчас предлагаю небольшой блиц-опрос по теме нашей встречи:
• Что вы понимаете под синергетическим подходом к тимбилдингу в детском саду?
• Как вы думаете, какие виды тимбилдинга были использованы нами сегодня? (спортивный, интеллектуальный, творческий)
• Что такое синергия?
• Какие трудности возникают при реализации синергетического подхода в детском саду?
• Для чего нужен тимбилдинг детям?
• Какие мероприятия по тимбилдингу проводятся в Вашем детском саду?
В заключении, хочу рассказать притчу:
"В один оазис пришел молодой человек. Попил воды и спросил у старика, который отдыхал возле источника: - Какие люди живут в этом городе?
Старик в свою очередь спросил у юноши:
- А какие люди живут там откуда ты пришел?
- Кучка злодеев, с плохими мыслями- ответил молодой человек
- Таких же найдешь ты и здесь — сказал старик.
В тот же день другой юноша подошел к источнику, утолил жажду. Увидев старика он поздоровался и спросил:
- Какие люди живут в этом месте?
- Старик в ответ задал тот же вопрос:
- А какие люди живут там откуда ты пришел?
- Прекрасные, умные, гостеприимные, дружелюбные. Мне жаль было с ними расставаться.
- Таких ты найдешь и здесь — сказал старик.
Один мужчина, слышавший оба разговора спросил:
- Мудрый старик, как ты мог дать два разных ответа на один и тот же вопрос?
На что старик ответил:
- Каждый из нас может видеть только то, что несет в своем сердце.
Психолог: Улыбайтесь! Освещая всех улыбками!
Ошибайтесь! Веселее жить с ошибками.
Не пугайтесь! В жизни всякое случается.
Не сдавайтесь! Всё не сразу получается.
Давайте наградим себя за успешное сотрудничество аплодисментами!