Кристина Оратинская
Семинар-практикум для педагогов «Формирование финансовой грамотности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Ключевые слова: финансовая грамотность, экономическое воспитание, экономика, финансы, деньги, цена, доход, цена, бюджет.
Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах формирования первичных экономических представлений и развития финансовой грамотности у дошкольников.
Задачи:
1. Актуализировать и расширить знания педагогов о значении финансовой грамотности дошкольников.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Формирование финансовой грамотности дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
2. Познакомить с практическими приемами и методами экономического воспитания дошкольников.
3. Совершенствовать способность педагогов мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания и умения.
4. Создать положительный образ финансово грамотного человека.
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, ноутбук, презентация.
Ход мероприятия:
Финансы, экономика и дошкольное воспитание на первый взгляд могут показаться не связанными между собой. Однако дети начинают взаимодействовать с экономической жизнью довольно рано. Они сталкиваются с деньгами, рекламой, сопровождают родителей в магазинах и наблюдают за ведением домашнего хозяйства. Эти наблюдения не проходят мимо их внимания, и именно через них они получают свои первые уроки в сфере экономики.
Суть экономического воспитания дошкольников заключается не в организации специализированного обучения экономическим дисциплинам, а в интеграции экономических понятий в различные виды детской деятельности. Обогащение повседневной жизни дошкольников элементарными экономическими знаниями способствует развитию основ реального экономического мышления, что делает этот процесс более осознанным. Ребенок неизбежно сталкивается с экономическими вопросами, даже если ему не проводят специального обучения. Он узнает, что такое «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.
Сегодня я вам предлагаю, отправиться в «игровой мир экономики».
ЗАДАНИЕ №1. Педагогическая разминка «Мозговой штурм» :
Что делает с рублём копейка? (бережёт).
Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей).
Как называется место продажи Новогодних ёлок? (ёлочный базар).
Скажите, пожалуйста, что считать в чужом кармане не хорошо, но очень интересно? (деньги).
Делать это ни в чужом, ни тем паче в своем доме не стоит, деньги выжить можно? (свистеть).
Что сколачивают из денег? (капитал).
Какое животное всегда при деньгах? (поросенок).
Как Вы думаете: что такое бюджет? (Все деньги, которые поступают в семью, называются доходом. Это зарплата, пенсия, стипендия). Но в каждой семье существуют и расходы. Например: покупка еды и игрушек, одежды, плата за квартиру и детский сад. Подсчет доходов и расходов это и есть бюджет.
ЗАДАНИЕ №2.
Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Доход-расход». Я буду называть примеры доходов и расходов. Если названное мной является доходом, вы должны произнести – слово «доход», если расходом, произносите – «расход».
Мама получила зарплату
Сестричка заболела
Выиграли в лотерею
Нашли 100 рублей
Порвалась куртка
Заплатили за свет
Потеряли кошелёк
Купили конфеты
ЗАДАНИЕ №3. Дидактическая игра «Как сберечь наши деньги?»
На слайдах поочередно появляются картинки: капает вода из крана; в пустой комнате горит свет и работает телевизор; ребенок залез на дерево и порвал штаны; малыш разорвал книгу; поломанные игрушки; овощи и фрукты лежат не в холодильнике (предлагается по каждому слайду ответить на вопрос «Как здесь можно сэкономить?»)
ЗАДАНИЕ №4. «Продолжи пословицу».
О деньгах, цене
Деньги – не люди, лишними не будут.
Доход не живет без хлопот.
Получишь доход – явится и расход.
О купле-продаже, товаре
Хороший товар на полке не залежится.
На что спрос, на то и цена.
Кота в мешке покупать нельзя.
О бережливости
Бережливость лучше богатства.
Бережливая вещь два века живет.
Запас человека не портит.
О жадности и зависти
В одну лапу всего не сгребешь.
В чужой лодке всегда больше рыбки.
Глаза завидущие, руки загребущие.
Ни себе, ни людям.
ЗАДАНИЕ № 5. «Экономика в сказках».
С помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия. Через героев сказок можно дать детям понятие об обмене, правильной покупке, профессии. В поставленных мною вопросах назовите сказку, которая соответствует описанию:
1. Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря? («Колосок»).
2. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? («Кот в сапогах»).
3. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купилось на лесть? (Колобок).
4. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? («Лисичка со скалочкой»).
5. Герои какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном существовании? («Теремок»).
6. в каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? («Морозко», «Крошечка-хаврошечка», «Царевна-лягушка»).
7. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? («Как старик корову продавал»).
ЗАДАНИЕ №6.
Сделать экономику понятной помогают сюжетно-ролевые игры. Играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно обучаются экономике. Сюжетно-ролевая игра помогает и делает экономику понятной через моделирование реальных жизненных ситуаций.
Перечислите сюжетно-ролевые игры, способствующие развитию экономических знаний и навыков детей: «Семья», «Кафе», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Железная дорога», «Аптека», «Ветеринарная лечебница», «Столовая», «Автосалон», «Магазин», «Гипермаркет», «К нам в гости пришли», «День рождения», «Ателье», «Почта-банк», «Рекламное агентство».
ЗАДАНИЕ 7. «Кроссворд»
1. Как называется то, что принадлежит одному человеку или группе людей? (Собственность)
2. Плановое ведение хозяйства. (Экономика)
3. Как называется договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять? (Сделка)
4. Чем становится собственность, если ее хотят продать, обменять? (Товар)
5. Как называются ценные бумаги, при помощи которых делают покупки? (Деньги)
6. Как называют человека, который продает товар? (Продавец)
7. Обмен товарами без участия денег. (Бартер)
Современные дети станут участниками финансового рынка, вкладчиками, заемщиками и налогоплательщиками. Поэтому обучение финансовой грамотности следует начинать уже в дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется социальная позиция. Я надеюсь, что практическая реализация этой темы позволит сделать выводы о том, что финансовая грамотность детей в современных условиях является необходимостью. Игнорирование финансового обучения может оказать значительное влияние на их будущее.
Список литературы:
1. Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 56 с.
2. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.
3. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.
4. Шорыгина Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. - М. :ТЦ Сфера, 2017.- 96 с.