Татьяна Шерстнева
Семинар по грамматическому строю речи (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар :
«Формирование грамматического строя речи у дошкольников»
• Подготовила учитель – логопед Шерстнева Т. Ю.
Дата:15.02.2011г.
Сформированность лексико - грамматических категорий у детей :
Старшая группа Подготовительная группа
1. использование падежных окончаний. 1. употребление простых и сложных предлогов.
2. употребление относительных прилагательных (шерстяной, шелковый, резиновый, кожаный, пластмассовый, деревянный, металлический, фарфоровый). Какой сок? (яблочный, сливовый, виноградный и т. д). 2. согласование существительных с числительными.
Публикация «Семинар по грамматическому строю речи (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Старшая группа
- Темочки
3. употребление несклоняемых имен существительных. 3. использование притяжательных прилагательных (собачья, лошадиный, медвежье, заячий).
4. употребление и образование притяжательных прилагательных (мамина, папина, Машина). 4. употребление в речи глаголов, обозначающих трудовые действия.
5. образование однокоренных слов. 5. образование сравнительных прилагательных (высокий – ещё выше, широкий – ещё шире).
6. согласование числительных «2» и «5» с существительными. 6. подбор синонимов; антонимов.
Игры и игровые упражнения:
• Игра «Два брата ИК и ИЩ»
( Взрослый говорит: - Жили два брата. Одного звали ИК, он был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было своё жилище. ИК имел маленький домик, а ИЩ – большой домище. У ИКа был носик, а у Ища – носище.
В дальнейшем закрепляется дифференциация слов: ротик – ротище, лобик – лбище, глазик – глазище, ручки – ручищи, ножки – ножище.
Делается вывод: если в слове слышится ИК, это значит, что предмет маленький, а если ИЩ – значит предмет большой.
Далее педагог переходит к следующему этапу работы:
- А сейчас я буду говорить два слова и бросать мяч, а вы мне будете отвечать одним словом, используя ИК или ИЩ. Например, я буду говорить: маленький стол, а вы будете отвечать: столик. Если я скажу: большой дом, вы говорите: домище.
(большой комар –комарище, маленький куст – кустик, большие усы – усищи, большой куст – кустище, маленький ковер – коврик, большая изба – избища, маленький винт – винтик, большой помидор – помидорище).
• Игра в лото «Что из чего сделано?»
(детям раздаются карточки с изображением различных предметов; взрослый называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например: «Стакан из стекла». Дети ищут изображение этого предмета на карточках. Тот, у кого на карточке этот предмет, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного, т. е. ответить на вопрос «какой?» (стеклянный стакан, а затем закрыть картинку фишкой.
Речевой материал: сковорода из чугуна, ложка из дерева, нож из металла, ведро из железа, ваза из хрусталя, чашка из фарфора, платье из шелка, коробка из картона, шарф из шерсти, булка из пшеницы, варенье из вишни, крыша из соломы, игрушка из пластмассы, труба из кирпича, одеяло из ваты и т. д.
• «Сравни и закончи предложение»
Апельсин большой, а арбуз еще …
Клубника маленькая, а смородина еще …
Дерево высокое, а башня еще …
Клен толстый, а дуб еще …
Рябина тонкая, а камыш еще …
Лёд прозрачный, а стекло ещё …
Олень высокий, а жираф еще …
Груша вкусная, а ананас еще …
Шар легкий, а пушинка еще …
Подушка мягкая, а вата еще…
Шнурок длинный, а нитка еще …
• Слова – «родственники»
(на доске картинка «Зима». Проводится беседа по картинке).
- А теперь подберите слова – «родственники» к слову «зима». Каким словом можно ласково назвать зиму? (зимушка). А как можно назвать день зимой? (зимний). А как называются птицы, которые у нас остаются на зиму? (зимующие). А как по – другому сказать «остаются на зиму» (зимуют).
Аналогичная работа: снег (снежок, снежинка, снежная, снеговик, подснежник); лес (лесок, лесной, лесник, лесничий); гриб (грибок, грибник, грибной); вода (водный, водяной, водолаз, наводнение); сахар (сахарный, сахарница); гора (горка, горный, гористый, пригорок); ёж (ежиха, ежонок, ёжик, ежата, ежовый); лист (листик, листочек, листва, лиственница, лиственный).
• Игра в лото «Два и пять»
(закрепление формы существительного родительного падежа единственного и множественного числа).
Детям раздаются карточки лото с изображением двух т пяти предметов. Педагог называет предмет. Дети находят на карточке его изображение, определяют количество предметов, называют словосочетание числительного с существительным и закрывают картинку фишкой.
• Игра «Сделай, не ошибись»
(закрепление употребления предлогов и предлогов – наречий).Педагог предлагает детям выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, справа, слева, между, перед, сзади и др.).
Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч?
Положи пирамидку между куклой и мячом. Куда ты положил пирамидку?
Нарисуй кружок, сверху кружка нарисуй крестик. Где нарисован крестик?
Посади мишку сзади куклы. Куда ты посадил мишку?
Положи яблочко перед куклой. Куда ты положил яблочко?
Встань так, чтобы дверь была сзади от тебя. Где дверь?
Встань так, чтобы дверь была перед тобой. Где дверь?
• Игра «Исправь ошибки»
(закрепление предложно – падежных конструкций).
Дед в печи, дрова на печи.
На столе сапожки, под столом лепешки.
Овечки в речке, караси у речки.
Под столом портрет, над столом табурет.
• «Игра в поезд»
(закрепление предложно – падежных конструкций, дифференциация простых и сложных предлогов).
На доске выставляется макет поезда. Педагог говорит: - Пассажиры везут в поезде разные вещи. В первом вагоне везут вещи, про которые можно составить предложение со словом В; во 2-м – со словом НА; в третьем – со словом ПОД.
• Игра «Займи свой домик»
(закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными).
• Игра «Радуга»
(закрепление согласования прилагательного с существительным).
На доске – картина с изображением радуги. Уточняется название цветов радуги. Дети получают предметные картинки разного цвета. Педагог говорит, что у каждого цвета радуги есть свои любимые предметы, которые всегда имеют этот цвет. Подберите картинки к каждому цвету радуги.
• Упражнения на словоизменение прилагательных (используется пособие «речевой куб»). Категории: цвет, форма, размер, длина, ширина, высота, толщина.
Покажи предмет, про который можно сказать: голубой; голубая; голубое; голубые.
Аналогично: круглый…;большой…;длинный…;широкий…;высокий. ;
толстый…
• Упражнение «Вставить нужный предлог, используя схему»
Лампу повесили …столом.
Щенка посадили …ящик.
Мост построили …реку.
Ученик выходит …школы.
Машина стоит …дома.
Пуговица оторвалась …пальто.
Автобус подъехал …остановке.
( схемы предлогов: над, в, через, из, у, от, к).
• Игра «Лесенка»
(закрепление навыка словообразования существительных с суффиксами ОК и ОЧЕК).
«Спуститесь по лесенке сначала на одну ступеньку, потом – на вторую, получая уменьшительное значение слов».
Голос – голосок – голосочек; зуб, глаз, мост, лист, рост, ноготь, коготь.
• Игры с мячом: «Волшебные превращения слов»
(формирование и совершенствование навыков словообразования и словоизменения).
«Скажем ласково – и вот
Звук К в слово и придет!»
( существительные: нос, стол, брат, глаз, дом, рот, лист, голова, трава, нога, спина, нора; прилагательные: синий, белый, желтый, добрый, новый, модный, умный, старый, молодой, веселый и т. д.
• «Он – она»
Люди: профессии, занятия, увлечения, склад характера.
«Он, она – какая разница?
Он – проказник, она – проказница.
Он был умник, она же – умница.
Вы послушайте, что получится»
(учитель,уборщик, дрессировщик. крановщик, писатель, художник. Воспитатель, ученик, школьник; поет – певец – певица, читает, умеет, продает, кормит, ленится; удалой – удалец, хитрый, глупый.
Животные: лев – львица, волк, тигр. лис, медведь, орёл, осёл, верблюд.
• Продукты, посуда.
«Где продукты размещать?
Это надо твердо знать!»
(хлеб – хлебница, сахар, салат, перец, сухари, соус, конфеты, суп, вафли и т. д).
• Тара, сосуды, здания.
«Сколько есть предметов разных,
Мелких, крупных, очень важных.
Как все это различить?
Это надо уяснить!»
(мыло – мыльница, иголка, песок и т. д.).
• Игра с мячом: «Чей хвост?»
«Хвост у собаки, конечно, собачий,
У поросенка он поросячий,
А вот у кошки просто кошачий,
У индюка цветной, индюшачий!»