Лариса Александрова
Семинар «Пальчиковый театр в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар по теме :
Пальчиковый театр в детском саду.
Цель:
1. Повысить компетентность педагогов по данной теме.
2. Рассказать об истории возникновения данного вида театра.
3. Побудить к более широкому использованию пальчикового театра на занятиях и в режимных моментах.
Публикация «Семинар „Пальчиковый театр в детском саду“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковый театр
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Практически каждый педагог знает о пальчиковом театре и пальчиковых куклах. История возникновения пальчиковых игрушек уходит своими корнями в очень далекие времена. Наши предки ничего не знали о мелкой моторике, мышечном тонусе и прочих премудростях неврологии, однако интуитивно делали своим детям нужные пальчиковые игрушки. Заметив, что малыш начал проявлять заинтересованность к своим ручкам, для него делали простую игрушку «зайчик на пальчик» – сворачивали квадратный лоскуток жгутом по диагонали, сгибали жгут пополам, а затем обматывали ниткой, формируя кольцо, в которое просовывался пальчик ребенка, и обозначая голову зайца, а концы лоскутка оставались торчать задорными ушками. Такой зайчик сразу привлекал внимание ребенка, а надетый на мизинец не позволял сжимать кулачок неправильно. Невропатологи и сейчас обращают внимание на то, как ребенок сжимает кулачок, если большой палец оказывается внутри кулака, то мышечный тонус у ребенка слабый. Если пустить дело на самотек, ребенок не сможет освоить ремесла, а значит будет всю жизнь нахлебником. А зайчик помогал укреплять ручки. Помимо этого, зайчик становился собеседником ребенку, оставшемуся дома одному. Если ребенку становилось скучно или страшно, он мог обратиться к зайчику как к другу, поговорить с ним, поиграть. Зайчик на пальчик становился оберегом для маленького члена семьи.
Современный пальчиковый театр – это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых сказок. Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, перед ним открывается ее удивительный мир, в которой он сможет сыграть роль любого героя. Такой театр обладает следующими преимуществами перед остальными его видами:
• Куклы пальчикового театра занимают мало места и не требуют больших материальных затрат.
• Использование пальчикового театра не предполагает наличия у ребенка специальных технических умений, которые могут понадобится при использовании перчаточных кукол, марионеток и пр.
• Он позволяет ребенку показать сразу несколько персонажей; у ребенка открывается полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и автором сценария постановки. Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у малыша появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций.
Пальчиковый театр помогает решить ряд очень важных задач:
1. Развивает точность и выразительность, координацию движений. Малыш учится работать пальцами рук, как одним пальчиком, так и всеми вместе.
2. Стимулирует развитие внимания, памяти, воображения, мышления. Пока воспитатель рассказывает сказку или поет песенку, двигая пальцами, взгляд ребенка прикован к ним. У малыша развивается непроизвольное внимание, во время игр малыш будет запоминать персонажей сказки, названия пальчиков, выполняемые действия и, конечно, сам сюжет сказки.
3. Повышает усидчивость. Каждый малыш стремится подражать взрослым, и, конечно, ему захочется, чтобы яркие игрушки сидели на его пальчиках, а значит, он приложит все усилия и терпение, чтобы посадить куклы на свои пальчики. Никто не говорит, что это получится сразу, здесь необходима поддержка, как в прочем, и во всех начинаниях ребенка.
4. Стимулирует развитие мелкой моторики. Брать мелкие предметы в руки - это не так просто, как нам кажется. Играя с пальчиковым театром, ребенок научится брать "щепоткой" мелкие предметы, двигать отдельными пальцами, раскрывать ладошку так, чтобы куклы все сидели на пальчиках.
5. Помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции. Дети очень любят эмоциональные рассказы. Чем больше их будет, и чем разнообразнее они будут, тем богаче будет словарный запас малыша. Вначале это будет пассивный словарь (ребенок будет все понимать, но потом и ему захочется вам рассказать сказку, и весь пассивный словарь может превратиться в активный.
Очевидно, что пальчиковый театр не только интересен, но и полезен нашим малышам, как маленьким, так и подросшим.
1. Он знакомит детей с такими понятиями, как форма, цвет, размер, количество.
2. Помогает развивать пространственное восприятие (справа, слева, рядом, друг за другом)
3. Развивает артистические умения, творческие способности, воображение, память, мышление, внимание, фантазию, коммуникабельность.
4. Способствует снятию стрессов и проблем ребенка путем проигрывания различных ситуаций.
5. Является для ребенка естественным средством самовыражения.
Работа по разыгрыванию каких-либо действий с пальчиковым театром включает в себя следующие этапы:
1 этап. Знакомство детей с художественным произведением (сказкой, потешкой, стихотворением, которое будет обыгрываться. Знакомство осуществляется в активной деятельности, в режимных моментах, на занятиях. Есть определенные требования к литературным произведениям, которые будут использоваться для драматизации: это сказки с однотипным эпизодом, повторяющимся сюжетом, стихи с ярко выраженной формой диалога, произведения народного фольклора (пестушки, потешки). Существуют также требования к прочтению сказки педагогом. Оно должно быть неспешным, выразительным, что доставляет детям удовольствие от восприятия литературного произведения, а также, формирует механизмы внутренней речи ребенка.
2 этап. Показ иллюстраций, картинок, игрушек по данному литературному произведению. Педагог с детьми определяет характер героя, обговаривают его внешний вид. На данном этапе словарь ребят обогащается словами, выражающими эмоциональное состояние героя, словами, дающими нравственную оценку поступков. Пополняется также глагольный словарь. Подбор совместно с детьми театральных кукол к данному произведению.
3 этап. Показ способов управления куколками. Здесь важно показать малышам простейшие упражнения с куклами: наклон - здороваются, приподнять - опустить - куколка пляшет, покачать из стороны в сторону - куколка сердится и т. д. Хорошо, когда действие с куколками сопровождается речью, вокализацией, эмоциональными реакциями ребенка. Для плохо говорящих детей можно подбирать игры с куколками на звукоподражание, четкое произнесение гласных звуков, например, Маша потерялась, кричит: «Ау», дедушка вытянул репку и удивился: «О-о-о» и т. д.
4 этап. Разыгрывание отдельных эпизодов по литературному произведению. На этом этапе отрабатываются реплики, фразы, интонации - все это также способствует развитию речи детей.
Во время театральных действий обязательно делайте акцент на интонации речи каждого персонажа (мышка говорит писклявым голосом, медведь басом, в голосе лисички обязательно должна улавливаться хитрость). Развивайте у ребенка интонацию голоса и звукоподражательные навыки. Ощущая себя в роли любого персонажа из сказки, ребенок, по сути, играет в сюжетно ролевую игру;
- используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтоб его поняли; формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь;
-замкнутый малыш, вдруг начинает принимать активное участие в сказке и, незаметно для себя, становится общительным.
- стараясь не пропустить «выход» своего персонажа, малыш вырабатывает способность к концентрации внимания,
- заучивая реплики героев и стремясь не перепутать их во время спектакля, ребенок тренирует память;
- обогащается словарный запас, построение предложения становится более правильным и развернутым;
- и конечно пальчиковый театр – это наиболее простой способ развития мелкой моторики – прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер.
От сюжетной игры нужно переходить к режиссерской. Фантазируйте вместе с малышом, придумывайте новые истории, поощряйте ребенка за любое добавление к сюжету. Это способствует развитию воображения, речь становится образной и выразительной
Таким образом, о пальчиковом театре можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале, который можно использовать не только для показа инсценировок, но и для мотивации детей на выполнение тех или иных режимных моментов, на занятиях:
• При приеме детей: особенно в младших группах, где расставание с родителями как маленькая трагедия, если встречает их пальчиковая кукла, и надевается самому ребенку на пальчик, предлагается поздороваться с остальными детьми и от своего имени, и от имени персонажа, то переход из раздевалки в групповую становится менее проблематичным.
• При заучивании стихов:
«Приходите к нам, барашки,
Мы расчешем вам кудряшки.
Нет, спасибо, бе-бе-бе,
Расчешите их себе.
• При проговаривании чистоговорок: у нас проговаривание чистоговорок проходит на манер распевок: надевается игрушка на пальчик и проговаривается соответствующая чистоговорка: курочка: ко-ко-ко, барашек: бе-бе-бе-бе, мышка: пи-пи-пи, и т. д.
• При работе с календарем природы: Педагоги ежедневно проговаривают с детьми какой сегодня день недели, какой месяц, какое время года. Составляют рассказ о том, что наблюдают за окном, на улице – по дороге в детский сад. Как вариант можно проводить телевизионные передачи новостей с прогнозом погоды, ребенок сам выбирает от имени какого персонажа будет вестись передача, рассказывает прогноз погоды на утро – получится мини спектакль.
Вариантов пальчикового театра множество : это и бумажные фигурки, сшитые из плотного фетра, вязаные игрушки, фабричного изготовления, изготовленные заботливыми родителями или воспитателями, каким бы ни был ваш пальчиковый театр – он является эффективным средством развития мелкой моторики кисти руки у детей дошкольного возраста, т. к. направлен на развитие координации и синхронизации движений мелких мышц обеих рук; смену движений, которые выполняются по образцу взрослого (по показу и одновременно с ним); движения выполняются точно, с ускорением при повторении. Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе. Желаю вам удачи.