Татьяна Козырева
Семинар «Обучение детей рассказыванию по картине» (Занятие 1)
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение детей рассказыванию по картине является одним из направлений работы по формированию связной речи. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.
Для методики обучения рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия картин. А. А. Люблинская считает, что восприятию картин ребенка надо учить, постепенно подводя его к пониманию того, что на ней изображено. С. Л. Рубинштейн, Г. Г. Овсепян, изучавшие вопросы восприятия картины, считают, что характер ответов детей зависит от ее содержания, близости и доступности ее сюжета, от опыта, умения рассматривать и характера вопросов воспитателя, определяющих умственную задачу. М. М. Конина считала, что разные типы картин должны по-разному использоваться в связи с различными задачами обучения родному языку.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Семинар, практикум
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Предметные картины располагают к занятиям номенклатурного характера, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изображения предмета.
Сюжетная картина наталкивает ребенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия.
Рассмотрим и сопоставим характерные черты, свойственные повествованию и описанию, различающие эти рассказы. (Данное сравнение сделано таблицей в два столбика "Повествовательный рассказ" и "Описательный рассказ", но здесь ее невозможно вставить, поэтому проведите параллель между буквами самостоятельно).
Повествовательный рассказ
а) имеет сюжет и фабулу;
б) передает события в определенной временной последовательности
в) примерная структура рассказа:
начало (экспозиция) – знакомство с героями, обстановкой;
завязка – с чего начинается повествование, события, где и когда происходят события рассказа;
развитие действия – изложение последовательности событий, эпизодов…;
кульминация – момент наивысшего напряжения;
окончание – развязка, итог повествования;
г) структура плана, вытекающая из структуры рассказа:
- О ком этот рассказ?
- Когда происходит действие в рассказе?
- Где оно происходит?
- Что делают герои (что с ними происходит?
- Отношение к происходящим событиям (действиям);
д) речь менее эмоциональная, более простая, с преобладанием существительных и глаголов;
е) более легкий, как для восприятия, так и для составления, чем описательный рассказ.
Описательный рассказ
а) не имеет сюжета и фабулы;
б) отсутствие временной последовательности – отношения одновременности;
в) примерная структура рассказа:
название предмета или явления, описываемого в рассказе;
характерные признаки предмета или явления (внешние и внутренние);
назначение предмета или явления и как с ним взаимодействовать;
какую приносит пользу;
отношение к данному предмету или явлению;
г) структура плана, вытекающая из структуры рассказа:
- Кто это или что это?
- Характерные признаки предмета или явления.
- Внешний вид (форма, цвет, размер, материал).
- Назначение (где используется, какую приносит пользу).
- Отношение к описываемому;
д) речь более образная, с большим количеством признаков предметов (прилагательных) и признаков действий (наречий);
е) значительно труднее для составления, чем повествовательный.
Требования к картине
• Интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему.
• Реалистичное изображение.
• Картина должна быть высокохудожественной.
• Доступность содержания и изображения (отсутствие множества деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка).
Виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине
• Составление описательного рассказа по предметной картине.
• Составление описательного рассказа по сюжетной картине.
• Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине.
• Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картин.
• Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.
• Творческое рассказывание по сюжетной картине.
Требования к рассказам детей:
• точная передача сюжета;
• самостоятельность;
• образность;
• целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий);
• наличие связей предложений и частей рассказа;
• выразительность; умение интонировать; акцентирование наиболее значимых слов; плавность речи;
• фонетическая четкость каждой фразы.
На этом первое занятие семинара заканчивается.
На втором занятии мы рассмотрим подробно как проводить обучение рассказыванию по картинам в разных возрастных группах.
Литература:
1. И. Л. Саво. Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из направлений работы по формированию связной речи/ Дошкольная педагогика - №6, 2009. – с. 14 – 16.
2. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001. – с. 48.
3. В. П. Глухов. Методика формирования связной речи детей длшкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М. : МГОПУ, 1995. – с. 126.