Купцова Людмила
Русская дореволюционная педагогика о музыкальном развитии ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар на тему: «Русская дореволюционная педагогика о музыкальном развитии ребенка».
Подготовила воспитатель Купцова Л. К.
История любой отрасли педагогической науки является своеобразной школой, в которой можно получить объяснения многим педагогическим явлениям. Данные отечественной истории дошкольной педагогики, в частности анализа основных исторических вех в решении вопроса о взаимодействии музыкального воспитания и развития ребёнка, дают ценный материал, который поможет не повторять ошибок прошлого, развивать наиболее прогрессивные идеи. Известно, что путь развития музыкальной деятельности в нашей стране — композиторской, музыковедческой и педагогической — не отличался ровным, последовательным характером. Это был процесс, насыщенный борьбой нового, прогрессивного с реакционным, тормозящим становление советской культуры. То же можно сказать и о дошкольной педагогике. Длительный период борьбы и исканий советских педагогов, их достижения и временные ошибки отразились и на развитии дошкольного музыкального воспитания.
Публикация «Русская дореволюционная педагогика о музыкальном развитии ребенка» размещена в разделах
На развитие этой области теории, несомненно, оказали влияние передовые идеи социал-демократов, для которых характерна вера в возможности ребенка, внимание к формированию его личности, его способностей.
В их трудах признавалось влияние воспитательной среды на формирование ребенка, подчеркивалась решающая роль в этом общественных условий (Н. Чернышевский). Душа ребенка отнюдь не белая доска, на которой можно все написать. Значение имеют и «свойства самой доски», и «воспитание, внешние обстоятельства, опыт жизни» (В. Белинский).
Особую роль сыграли эстетические идеи Н. Г. Чернышевского, В. Г. Белинского, дающие материалистическую трактовку искусству, признающие его воздействие на гармоническое развитие личности ребенка. Белинский считал, что надо в раннем возрасте воспитывать у ребенка чувства и фантазию и для этого привлекать произведения искусства — ведь ребенку «нужны образы, краски, звуки». Искусство помогает воспитать у детей восприимчивость к прекрасному. Он отмечал особое значение музыки и поэзии для эстетического развития детей именно на первых ступенях их жизни. Д. И. Писарев также написал немало ярких страниц, призывающих к тому, чтобы у ребенка прежде всего развивать отзывчивость на прекрасное в искусстве. Он протестовал против тех механических приемов, посредством которых знакомят его с искусством. «Ребенка, не обнаружившего еще никаких музыкальных наклонностей, неспособного с удовольствием выслушать самую простую и ненатянутую мелодию, сажают прямо за фортепиано и заваливают гаммами и экзерсисами. Мудрено ли, что при подобных условиях гибнет эстетическое чувство ребенка, забитого рутиною, запуганного сухими, безжизненными формами, в которых впервые перед его глазами является искусство».