Виктория Кобзева
Семинар-игра «Безопасность на занятиях физического развития»
▼ Скачать + Заказать документы
СЕМИНАР - ИГРА
«БЕЗОПАСНОСТЬ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
Инструктор по физической культуре :
Кобзева Виктория Евгеньевна
Работа по физическому воспитанию в дошкольном учреждении начинается с выработки у детей привычки к соблюдению режима, потребности в ежедневных занятиях, развития умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, воспитания любви к занятиям спортом, интереса к их результатам. Основной задачей физического воспитания детей является использование его в целях всестороннего воспитания.
Публикация «Семинар-игра „Безопасность на занятиях физического развития“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Для успешного решения воспитательно - образовательных задач, важное значение имеет создание педагогически продуманных условий, таких, как: содержание и объем знаний, подбор пособий и оборудования, организация физкультурной площадки и физкультурного зала, продолжительность занятий с учетом его содержания и возраста детей.
Недостаточность внимания к созданию этих условий может привести не только к ошибкам, но и повлечь за собой различные травмы, навредить здоровью ребенка. Поэтому, организация занятий по физическому развитию детей требует строгого соблюдения правил техники безопасности, которые должны быть разработаны в каждом дошкольном учреждении, с учетом его особенностей и вместе с тем отвечать основным требованиям.
Требования к условиям организации занятий дошкольников
Любая деятельность, а особенно физическая, может осуществляться лишь под непосредственным контролем и наблюдением со стороны взрослого. В спортивном зале и на спортивной площадке должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей:
1) все оборудование: гимнастическая стенка, комплексы, лесенки должны быть надежно закреплены; всевозможное оборудование, пособия должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности и устойчивости, исключающей возможность падения;
2) инвентарь, используемый детьми, необходимо располагать на высоте, не превышающей уровня их груди.
3) Помещение, в котором организуется физкультурная деятельность, должно быть чистым, светлым, хорошо проветриваемым. Влажная уборка спортивного зала проводится один раз в день и после каждого занятия. Спортивный инвентарь протирается ежедневно влажной ветошью, маты – с использованием мыльно-содового раствора. Ковровые покрытия ежедневно очищаются с использованием пылесоса. Освещенность должна соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам.
Запрещается перенос детьми тяжестей весом более 2-2,5 кг (для ребенка старшего дошкольного возраста).
Требования к оборудованию и материалам
1. Оборудование, которым пользуются дети, должно по своим размерам соответствовать их возрастным показателям.
2. В пользование детям даются только исправные и безопасные предметы.
3. Все оборудование и инструменты должны быть аккуратно, удобно и рационально размещены, содержаться в чистом, исправном состоянии.
Требования к методике руководства физкультурной деятельностью в детском саду
1. Обучая детей различным навыкам, приемам выполнения движений, воспитатель должен обеспечить правильный показ движения.
2. При организации занятия следить за тем, чтобы дети самовольно не использовали снаряды и тренажеры.
3. Не допускать нахождения детей в зале или на физкультурной площадке без присмотра педагога, следить за организованным входом и выходом детей из зала.
4. При проведении занятия следить за правильным выбором места проведения так, чтобы в поле зрения находились все дети.
5. При выполнении упражнений с предметами (палки, обручи и т. д.) следить за достаточным интервалом и дистанцией между детьми.
6. Воспитатель (инструктор по физической культуре) осуществляет постоянный контроль над сохранением правильной позы и осанки детей во время занятия.
7. При организации занятия воспитатель должен следить за состоянием детей, не допускать их переутомления. В случае появления внешних признаков переутомления, воспитатель предлагает ребенку отдохнуть, а затем переключиться на более спокойную деятельность.
8. Воспитатель (инструктор по физической культуре) в обязательном порядке знакомит детей с правилами поведения на занятии и систематически контролирует их выполнение.
Таким образом, все оборудование и инвентарь, используемый детьми должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности. Помещение для физкультурных занятий должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. Оборудование должно быть исправным, безопасным и соответствовать их возрастным показателям. Все дети должны находиться в поле зрения воспитателя, который должен осуществлять постоянный контроль над всеми выполняемыми детьми действиями
Основные причины травматизма детей дошкольных образовательных учреждений на занятиях.
1. Нарушение правил организации занятий.
- проведение занятий с большим числом детей на одного преподавателя, чем полагается;
- нахождение детей в зале без присмотра преподавателя и неорганизованный вход и выход из зала;
- самовольный доступ к снарядам;
- неправильный выбор преподавателем места при проведении занятия, когда часть детей находится вне его поля зрения;
- недостаточная дистанция между детьми при выполнении групповых упражнений.
2. Нарушение в методике преподавания.
- форсированное обучение сложным, связанным с риском и психологическими трудностями для ребенка, упражнениям без достаточной его подготовленности;
- чрезмерная нагрузка на ребенка в ходе занятия, связанное с этим значительное утомление, приводящее к снижению концентрации внимания;
- излишнее эмоциональное возбуждение, вызванное выполнением упражнений, игр, эстафет.
3. Нарушение санитарно-гигиенических условий и формы одежды.
- недостаточная освещенность зала для занятий;
- отсутствие вентиляции;
- неудобная, сковывающая движения и затрудняющая теплообмен одежда;
- скользкая кожаная или пластиковая жесткая подошва обуви, высокий каблук, не завязанные шнурки;
- посторонние колющие предметы на одежде или в карманах (значки, булавки, заколки, мелкие игрушки и т. п.);
- бусы, цепочки, завязывающиеся на шее;
- длинные, не убранные в косу или не подобранные на резинку волосы у девочек;
- очки у плохо видящих детей, не закрепленные на затылке резинкой.
4. Отсутствие систематического врачебного контроля над физическим воспитанием.
- чрезмерность нагрузки для детей, недавно перенесших заболевания;
- отсутствие сведений о хронических заболеваниях и травмах.
5. Недооценка значения страховки и помощи.
- неправильная страховка или ее отсутствие при выполнении сложных упражнений на гимнастических снарядах, основных видах движений, опорных прыжках, акробатике;
- отсутствие матов под снарядами.
6. Нарушение техники безопасности, неудовлетворительное состояние мест занятий, инвентаря, оборудования.
- малые размеры зала или площадки для занятий;
- неровности пола
- неисправность коврового покрытия и матов (разрывы, разошедшиеся швы) и отсутствие его надежного крепления к полу;
- неисправность снарядов, ненадежность крепления, разболтанность соединений, незатянутые гайки, торчащие болты и шурупы;
- неправильная, излишне скученная расстановка снарядов, при которой дети мешают друг другу выполнять упражнения;
- плохо закрепленные и неисправные электрические выключатели, розетки;
- расположение магнитофона в доступном для детей месте;
- колонны и выступы, не обитые мягким материалом;
- свободный доступ детей к окнам, открытым для проветривания;
- отсутствие в легкодоступном месте аптечки первой медицинской помощи.
Таким образом, для предотвращения травматизма детей на физкультурных занятиях должны соблюдаться все правила организации занятия, требования к методике преподавания физической деятельности, соблюдение санитарно-гигиенических условий и форм одежды. Обязательный систематический врачебный контроль над физическим состоянием детей, осознано оценивать значение страховки и помощи; место занятия, инвентарь и оборудование должно находиться в удовлетворительном состоянии.
Уважаемые педагоги!
Инструктор по физической культуре проводит непосредственную работу по физической культуре. Должен иметь необходимую теоретическую и практическую подготовку, систематически повышать свою квалификацию. Для осуществления задач физического воспитания должен изучить содержание и требования «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду», уметь грамотно проводить все формы работы с детьми: физкультурные занятия, подвижные игры; а также правильно оформляет документацию по планированию и учету работы. При проведении физических упражнений инструктору нужно уметь:
а) правильно и четко показывать движения, подавать команды и распоряжения;
б) предупреждать и исправлять ошибки;
в) оказывать помощь, детям и обеспечивать страховку;
г) осуществлять наблюдение за самочувствием детей, их вниманием, интересом к занятиям, активностью, дисциплинированностью, а также за качеством выполнения физических упражнений.
Инструктору по физической культуре необходимо разбираться в состоянии здоровья детей, уметь вести учет уровня развития двигательных навыков и физических качеств. Инструктор должен постоянно анализировать свою работу и изучать опыт передовых педагогов, участвовать в проведении и обсуждении открытых занятий по физической культуре, выступать на педагогических совещаниях, готовить материалы для методического кабинета. Не менее важно проводить систематическую работу с родителями. Инструктор подготавливает и проводит беседы, консультации, собрания, открытые дни, занятия для родителей.
На занятиях по физической культуре в каждой возрастной группе присутствуют двое взрослых: инструктор по физкультуре и воспитатель.
Конечно, организует и проводит занятие инструктор.
Задача воспитателя - помогать инструктору по физической культуре, осуществлять страховку дошкольников, следить за качеством выполнения упражнений и дисциплиной, а также проводить индивидуальную работу с ослабленными детьми.
К педагогу предъявляются те же требования, что и к дошкольникам: обязательное наличие физкультурной формы и соответствующей обуви. Это позволит воспитателю быть свободным в движениях, благодаря чему он сможет включиться в образовательную деятельность по физическому развитию.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности.
Таким образом, физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено, прежде всего, на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному ритму жизни.
Практическая часть.
1 стол
1. Какие должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей в спортивном зале и на спортивной площадке?
2. Основные причины травматизма детей ДОУ в организации занятий?
(выбрать правильные варианты ответа)
1. Большое число детей;
2. нахождение детей в зале без присмотра;
3. чрезмерность нагрузки для детей, недавно перенесших заболевания;
4. неорганизованный вход и выход;
5. самовольный доступ к снарядам
6. отсутствие сведений о хронических заболеваниях и травмах
(правильный ответ 1,2,4,5)
3. Основные причины травматизма детей ДОУ во врачебном контроле над физическим воспитанием? (выбрать правильные варианты ответа)
1. -большое число детей;
2. -нахождение детей в зале без присмотра;
3. -чрезмерность нагрузки для детей, недавно перенесших заболевания;
4. -неорганизованный вход и выход;
5. -самовольный доступ к снарядам
6. -отсутствие сведений о хронических заболеваниях и травмах (правильный ответ 3,6)
2 стол
1. Какие требования применяются к помещению, где проводятся занятия по физическому развитию? (выбрать правильные варианты ответа)
2. Какие основные причины травматизма детей ДОУ в нарушении методики преподавания? (выбрать правильные варианты ответа)
1. - чрезмерная нагрузка на ребенка;
2. - форсированное обучение сложным, связанным с риском и психологическими трудностями для ребенка, упражнениям без достаточной его подготовленности;
3. - неправильная страховка или ее отсутствие при выполнении сложных упражнений на гимнастических снарядах, основных видах движений, опорных прыжках, акробатике
4. -излишнее эмоциональное возбуждение (правильный ответ 1,2,4)
3. Какие основные причины травматизма детей ДОУ в недооценке значения страховки и помощи? (выбрать правильные варианты ответа)
1. - чрезмерная нагрузка на ребенка; излишнее эмоциональное возбуждение;
2. - форсированное обучение сложным, связанным с риском и психологическими трудностями для ребенка, упражнениям без достаточной его подготовленности;
3. - неправильная страховка или ее отсутствие при выполнении сложных упражнений на гимнастических снарядах, основных видах движений, опорных прыжках, акробатике
4. -излишнее эмоциональное возбуждение (правильный ответ 3)
3 стол
1. Как часто производится влажная уборка в спортивном зале?
2. Какие основные причины травматизма детей ДОУ на занятиях в нарушении санитарно-гигиенических условий и формы одежды? (выбрать правильные варианты ответа)
1. - недостаточная освещенность зала для занятий;
2. - отсутствие вентиляции;
3. - неудобная, сковывающая движения и затрудняющая теплообмен одежда и обувь посторонние колющие предметы на одежде или в карманах (значки, булавки, заколки, мелкие игрушки и т. п.);
4. - бусы, цепочки, завязывающиеся на шее;
5. - длинные, не убранные в косу или не подобранные на резинку волосы у девочек;
6. - очки у плохо видящих детей, не закрепленные на затылке резинкой
7. - чрезмерная нагрузка на ребенка; излишнее эмоциональное возбуждение;
(правильный ответ все, кроме 7)
3. Для чего у воспитателя обязательно должно быть наличие физкультурной формы и обуви на занятиях по физическому развитию.
1стол
1. Какие должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей в спортивном зале и на спортивной площадке?
2. Основные причины травматизма детей ДОУ в организации занятий?
(выбрать правильные варианты ответа)
1.-большое число детей;
2.-нахождение детей в зале без присмотра;
3.-чрезмерность нагрузки для детей, недавно перенесших заболевания;
4.-неорганизованный вход и выход;
5.-самовольный доступ к снарядам
6.-отсутствие сведений о хронических заболеваниях и травмах
3. Основные причины травматизма детей ДОУ во врачебном контроле над физическим воспитанием (выбрать правильные варианты ответа) :
1.-большое число детей;
2.-нахождение детей в зале без присмотра;
3.-чрезмерность нагрузки для детей, недавно перенесших заболевания;
4.-чеорганизованный вход и выход;
5.-смовольный доступ к снарядам
6.-отсутствие сведений о хронических заболеваниях и травмах
2 стол
1. Какие требования применяются к помещению, где проводятся занятия по физическому развитию?
2. Какие основные причины травматизма детей ДОУ в нарушении методики преподавания? (выбрать правильные варианты ответа)
1.-чрезмерная нагрузка на ребенка;
2.-форсированное обучение сложным, связанным с риском и психологическими трудностями для ребенка, упражнениям без достаточной его подготовленности;
3.-неправильная страховка или ее отсутствие при выполнении сложных упражнений на гимнастических снарядах, основных видах движений, опорных прыжках, акробатике
4.-излишнее эмоциональное возбуждение
3. Какие основные причины травматизма детей ДОУ в недооценке значения страховки и помощи? (выбрать правильные варианты ответа)
1.-чрезмерная нагрузка на ребенка; излишнее эмоциональное возбуждение;
2.-форсированное обучение сложным, связанным с риском и психологическими трудностями для ребенка, упражнениям без достаточной его подготовленности;
3.-неправильная страховка или ее отсутствие при выполнении сложных упражнений на гимнастических снарядах, основных видах движений, опорных прыжках, акробатике
4.-излишнее эмоциональное возбуждение
3 стол
1. Как часто производится влажная уборка в спортивном зале?
2. Какие основные причины травматизма детей ДОУ на занятиях в нарушении санитарно-гигиенических условий и формы одежды? (выбрать правильные варианты ответа)
1. - недостаточная освещенность зала для занятий;
2. - отсутствие вентиляции;
3. - неудобная, сковывающая движения и затрудняющая теплообмен одежда и обувь посторонние колющие предметы на одежде или в карманах (значки, булавки, заколки, мелкие игрушки и т. п.);
4. - бусы, цепочки, завязывающиеся на шее;
5. - длинные, не убранные в косу или не подобранные на резинку волосы у девочек;
6. - очки у плохо видящих детей, не закрепленные на затылке резинкой
7. - чрезмерная нагрузка на ребенка; излишнее эмоциональное возбуждение;
3. Для чего у воспитателя обязательно должно быть наличие физкультурной формы и обуви на занятиях по физическому развитию?