Любовь Дагаева
Семинар для педагогов «Современные формы здоровьесберегающего взаимодействия ДОУ и семьи в контексте ФГОС до»
▼ Скачать
Семинар на тему : «Современные формы здоровьесберегающего взаимодействия ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО»
в рамках районного мастер-класса
Подготовила:
старший воспитатель МАДОУ д/с №19
г. Кстово
Дагаева Л. И.
Слайд 1
Ни для кого не секрет, что семья и детский сад – две основные социальные структуры, которые определяют, как уровень всестороннего развития ребёнка, так и уровень здоровья в частности.
Слайд 2
Публикация «Семинар для педагогов „Современные формы здоровьесберегающего взаимодействия ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В соответствии с различными образовательными документами и в том числе с ФГОС ДО, приоритетная задача дошкольной организации – обеспечение педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.
Слайд 3
И говоря о здоровье мы понимаем, что здоровье - это состояние полного физического, духовного и социально-нравственного благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов, это главная человеческая ценность, залог успешной реализации в обществе. Мы с вами (педагоги) в рамках реализации ООП ДО наших образовательных организаций систематически решаем задачи приобщения дошкольников к ЗОЖ, формирование навыков сохранения и укрепления здоровья. Но ни одна, даже самая лучшая программа (будь то общеобразовательная или физкультурно-оздоровительная) не сможет дать полноценный результат, если она не решается совместно с семьёй.
В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья ребенка, происходит его стремительный рост и развитие, формируется осанка, приобретаются необходимые навыки и привычки, формируются базовые физические качества, вырабатываются черты характера. Поэтому важно именно в этот период начинать работу по формированию у дошкольников элементарные знания, выработке практических навыков сохранения своего здоровья, по формированию осознанной потребности в ведении здорового образа жизни. Это оказывается эффективным, если взрослые, которые окружают ребенка, имеют единые воспитательные стратегии, доверяют друг другу и осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка с целью формирования у него навыков и установок на здоровый образ жизни.
Слайд 4
В основе взаимодействия дошкольной организации и семьи лежит, прежде всего, сотрудничество. Ранее сотрудничество детского сада и семьи подразумевало лишь обмен информацией и пропаганду педагогических знаний. В настоящее время принято говорить о новой философии взаимодействия ДОО и семьи, предполагающей особую форму общения между родителями и педагогами, которую можно обозначить как «доверительно деловой контакт», как «партнерские отношения», под которым понимается особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.
Слайд 5
Мы, как и многие педагоги, столкнулись с проблемой, что многие современные родители перекладывают свои функции воспитания на ДОУ, не понимая важности семейного воспитания и не принимая ответственности за развитие своих детей. Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени приводят к ухудшению физического и психического состояния родителей, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам, дисгармонизации детско–родительских отношений, что, как следствие, наносит ущерб физическому здоровью и психологическому благополучию ребенка. Дома родители предпочитают занять детей спокойными играми: в лучшем случае рисованием, настольными играми, а в худшем – просмотром телепередач, мультфильмов, игрой в компьютере. Что касается педагогического процесса, то зачастую родители являются пассивными его участниками.
Есть родители, заинтересованные сохранением здоровья ребенка, но им не всегда удается правильно решить возникающие проблемы и найти ответы на интересующие их вопросы о здоровьесбережении.
Поэтому в своей работе по реализации Программы развития ДОУ 2017-2020г. г. «В здоровом теле - здоровый дух» мы старались использовать разнообразные как уже утвердившиеся в этой области формы взаимодействия, так и нетрадиционные, ориентированные на формирование активной позиции родителей в вопросах здоровьесбережения, на создание традиций и трансляцию семейного опыта физического воспитания и активного досуга.
Слайд 6
Слайд 7
Если обратимся к традиционным формам взаимодействия, то
Беседа- наиболее доступная форма связи педагога с родителями воспитанников, по вопросам здоровьесбережения в том числе. Ведущая роль здесь отводится педагогу, который заранее планирует тематику и структуру беседы, но и родители являются активными участниками обсуждения ("Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста", "Оздоровление и закаливание детей", «Влияние режима дня на здоровье дошкольника» о результативности и успешности ребенка, об организации приема пищи в семье и многие другие);
На консультациях также затрагивались вопросы сохранения и укрепления здоровья развития. Основное отличие от беседы в том, что в ходе консультации появляется возможность обсудить с родителями достаточно глубоко какой-то конкретный вопрос, проанализировать его, познакомиться с опытом семейного воспитания и сделать определенные выводы.
Родительские собрания - целесообразная и действенная форма совместной работы воспитателей с коллективом родителей, где они выстраивают стратегии дальнейшего здоровьесберегающего взаимодействия, знакомятся с содержанием оздоровления детей, обсуждают целесообразность использования тех или иных здоровьесберегающих технологий как в ДОУ так и в семье, а так же совместное решают вопросы организационного характера.
- «Комплексный подход к созданию единого здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ и семьи»,
- «Создание единого пространства: здоровый ребенок в детском саду и дома»,
- «Моделирование перспектив взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам оздоровления».
Анкетирование, опросы как традиционные формы взаимодействия помогали определить интересы родителей, их запросы касаемые здоровья детей, помогали проанализировать эффективность уже проведенной работы с целью дальнейшего выстраивания продуктивной воспитательно-образовательной работы и взаимодействия с родителями :
«Давайте познакомимся!»
«Физическое воспитание в семье и ДОУ»
«Профилактика нарушений ОДА»
«Здоровый образ жизни вашей семьи»
«Психологический климат в группе ДОУ»
«Здоровое питание – здоровый ребёнок»
«Удовлетворенность деятельностью ДОУ» куда включены вопросы, касающиеся комфортного пребывания ребенка в ДОУ питания и т. д.
Слайд 8 (щелчок)
С целью выявления интересов родителей, запросов в группах создана «Почта доверия» - каждый родитель в удобное для себя время может внести предложения, замечания, обозначить интересующие его темы или проблемы. На основании этих записей мы корректировали административно-хозяйственную, методическую, воспитательно-образовательную, медицинскую работа ДОУ, определяли круг вопросов, интересующих большинство родителей и форма ответов (беседа, консультация, один из вопросов родительского собрания) на них.
Слайд 9-10
Огромные возможности по освещению вопроса здоровьесбережения в работе с родителями, несет наглядная информация в виде стендов, тематических плакатов, папок-передвижек и различных уголков, памятки (рекомендации, буклеты) :
консультации специалистов (советы и рекомендации и конкретные советы воспитателей, мед. сестры, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя, логопеда по определённым вопросам, которые интересуют родителей);
трансляция семейного опыта: Портфолио семьи, «Путешествие по страницам семейного альбома (семейных традиций)», презентации ЗОЖ, Моя семья -моя команда, «Подвижные игры в семье», «Спортивный досуг с пользой для здоровья»,
Важно отметить, что традиционные формы сотрудничества с семьями воспитанников не всегда оказываются эффективными, т. к. :
на консультациях, собраниях родители чаще выступают в роли пассивных слушателей и исполнителей;
с информацией в уголке для родителей они знакомиться чисто механически, когда забирают или приводят детей в группу, а иногда просто не замечают.
работа с родителями ведётся не дифференцированно, без учёта особенностей семьи.
Традиционные формы сотрудничества с семьёй станут более эффективными, если изменить отношение к их реализации. Необходимо подбирать такие способы взаимодействия с родителями, которые создадут заинтересованность в изучении проблемы и ненавязчиво помогут родителям стать активными участниками:
информация должна быть актуальной для родителей, отвечать их потребностям и интересам, не быть формальной;
желательно использовать практические формы работы с участием детей, что повышает интерес родителей: просмотр открытых занятий с детьми, видеозаписи прогулок, игр детей, которые озвучиваются специалистами, аудиозаписи детских рассказов, диалогов и т. д. ;
беседы, консультации, родительские собрания можно оживить, проводя их в форме дискуссий, деловых игр, используя видео-аудиоинформацию, детское творчество.
Видеоматериалы - эта форма педагогического взаимодействия с родителями, которую мы использовали (с согласия родителей) Видеоматериалы предлагались родителям для домашнего просмотра или использоваться как наглядное дополнение к родительским собраниям, консультациям, семинарам и т. д. Использование данной формы помогло родителям увидеть своих детей в естественной обстановке детского сада и сделать соответствующие выводы.
Слайд 11
Основная цель всех форм взаимодействия– это, конечно же, установление доверительных отношений между всеми участниками образовательных отношений, объединение усилий, направленных на решение проблем здоровьесбережения детей дошкольного возраста. Для того чтобы возникли доверительные отношения, необходимо быть искренними, открытыми. С этой целью функционирует сайт нашего Учреждения, личные сайты педагогов. На группах разработаны папки «Давайте познакомимся? Детский сад «Солнышко!»» Где родители могут познакомится с правилами пребывания в детском саду, с реализуемыми программами и т. д.
Слайд 12
Для нас уже традиционной стала такая форм взаимодействия, как «День открытых дверей», которая позволяет родителям познакомится с воспитательной работой детского сада, её содержанием, методами, стимулирует их к активному участию в жизни ДОУ, а, кроме того, способствуют повышению качества педагогического процесса.
В рамках данного мероприятия мы проводим экскурсии по ДОУ, цель которых – показать родителям, что в дошкольном учреждении создана безопасная, педагогически грамотная и психологически комфортная среда для развития ребёнка. Во время экскурсии обращаем внимание родителей на особенности построения развивающей предметно-пространственной среды, организацию режима дня, оздоровительные процедур и мероприятия т. д.
По желанию и по предварительной договоренности родителей могут посетить любую образовательную деятельность у любого педагога, режимные моменты (прогулка, прием пищи, утренняя гимнастика или бодрящая - после дневного сна).
Слайд 13
В нашем дружном коллективе есть не равнодушные родители, которые сами являются спортсменами и охотно отзываются на просьбы в практической форме пропагандировать спорт, физкультуру и ЗОЖ. Так в рамках летней оздоровительной работы 2019г. утреннюю гимнастику на свежее воздухе неоднократно проводили воспитанники школы Самбо под руководством тренера по дзюдо Исакова Е. В. В то же лето мы приобрели опыт совместного проведения мероприятий с другими ДОУ. Для участия в Спартакиаде, которую проводила Суворова О. В. - мама одного из воспитанников, были приглашены воспитанники МБДОУ №27.
Одним из важных условий эмоционального благополучия является организация интересной, содержательной жизни ребёнка в ДОУ и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально – интеллектуального опыта, послужит основой для развитой гармоничной личности. Поскольку родители - основное звено в воспитании ребёнка, то вовлечение их в образовательную деятельность - неважно будь то праздник, участие в акции или экскурсии – служит важным условием эмоционального благополучия ребенка и гармонизации детско-родительских отношений. Какой восторг и гордость вызывает сделанная вместе с мамой, а еще больше, если вместе с папой, поделка! Семья во многом определяет, в том числе, отношение детей и к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Поэтому все мероприятия в той или иной степени являются здоровьесберегающими.
Слайд 14
Уже традиционным для нас стал ежегодный семейный творческий конкурс «Минута славы», где родители вместе с детьми демонстрируют свои таланты. Отрадно, что активное участие и инициативу проявляют папы. Родители вместе с детьми поют, танцуют, демонстрируют актерские способности и т. д.
Слайд 15
Родители принимают участие в праздниках и развлечениях не только как гости, но и непосредственные участники мероприятий (спортивные праздники и развлечения «Папа, мама, я – спортиная семья» или «В здоровом теле зоровый дух»)
Слайд 16
или в качестве героев: Снегурочка, Лисичка, Печка и т. д.
Слайд 17
Родители с удовольствием откликаются на призыв принимать участие в очередной акции. («Сдай макулатуру - спаси дерево», Сирень победы, Зеленые островки Эколят, Засветись, Покормим птиц, Щедрый вторник и т. д.)
Слайд 18
Принимают активное участие в конкурсном движении на различных уровнях:
- различные смотры-конкурсы на базе ДОУ: Лучший зимний участок «Зимняя сказка», центры физической активности, нетрадиционное физкультурное оборудовании,
Слайд 19
творческие конкурсы, итогом которых становится тематические вставки
Слайд 20
Районные конкурсы и мероприятия: Забег в ползунках,
Слайд 21
Разговор о правильном питании и т. д.
Слайд 22-23
Еще одна форма, способствующая налаживанию доверительных отношений между детским садом и семьей, а также открывающая возможности для родителей участвовать в образовательном процессе – Мастер-класс.
Слайд 24
Для развития партнерских отношений между детским садом и родителями воспитанников в вопросах воспитания и здоровьесбережения детей дошкольного возраста немаловажное значение имеет проектная деятельность. Совместные проекты помогают сплотить коллектив родителей, дает возможность им осознать необходимость и важность семьи и семейных отношений для ребёнка в дошкольном возрасте. Особое значение имеет совместная деятельность детей и взрослых, в процессе которой удовлетворяются потребности дошкольников в общении с взрослыми.
Через проектную деятельность семьи воспитанников делились опытом проведение семейного активного отдыха, своими спортивными увлечениями и достижениями.
Однако пандемия внесла свои коррективы в процесс осуществления образовательной деятельности и взаимодействие с семьями воспитанников. Если такие традиционные формы как индивидуальные беседы и консультации педагоги проводят в «живом» общении, то все формы, предполагающие сбор родительского коллектива (родительские собрания, групповые консультации, мастер-классы, Круглые столы) переведены в дистанционный режим – Zoom, Viber, WatsApp и другие мэссенджеры. Наглядная информация, расположенная в информационных уголках для родителей дублируется на сайте ДОУ и личных сайтах педагогов.
В период самоизоляции (апрель- май 2020г., образовательная деятельность как таковая была приостановлена. Но мы активно продолжали сотрудничать с родителями по вопросам обучения и воспитания детей. На сайте Учреждения был запущен дистанционный проект «Сидим дома с пользой», где была размещена информация об организации режима дня, двигательного режима, рабочего места ребенка для осуществления различных видов активности. Также были размещены СанПиН по работе с гажетами, т. к. на сайте был представлен большой выбор образовательных интернет-ресурсов как для детей, так и для совместной работы с родителями. В рамках данного проекта родителям было предложено «рассказать» посредствм фото – и видеоматериалов о том, как они проводят время вместе с детьми. В результате такой работы появился ни один видеоролик о том, как наши воспитанники занимались спортом, готовили с родителями здоровую пищу, закалялись.
Родители-спортсмены также не остались в стороне в это непростое время и проводили онлайн-тренировки с дошкольниками (Суворова О. В., гр. «Звездочка»).
На время самоизоляции не прекращалась работа и по реализации ООП ДО. На сайте Учреждения педагогами размещались консультационные материалы, подбирался методический и дидактический материал в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Слайд 25
Анализ результатов работы показал, что позиция родителей существенно изменилась. Теперь они не сторонние зрители и наблюдатели, а активные участники образовательного процесса. Используемые формы и методы работы оказались достаточно эффективными и дали ожидаемый результат. Родители стали более осознанно относиться ко всем мероприятиям, освоили приемы эффективного здоровьесберегающего взаимодействия с ребенком, заметно повысился и педагогический уровень здоровьесберегающей культуры родителей. Нужно отметить также, что проведенная работа, целесообразно подобранные формы положительно сказались и на детско-родительских отношениях.
Слайд 26
У нас большие планы на предстоящую деятельность – продолжать внедрять современные нетрадиционные формы работы, осуществлять взаимодействие ДОУ, семьи и школы.