Получи документы

Семинар для педагогов «Приемы работы над развитием связной речи»

Елена Нохрина
Семинар для педагогов «Приемы работы над развитием связной речи»
▼ Скачать +Заказ

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, боевиками и мультфильмами – все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.

Публикация «Семинар для педагогов „Приемы работы над развитием связной речи“» размещена в разделах

Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы педагогов в формировании речи подрастающего поколения.

Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительного, мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь.

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом, овладение грамматическим строем, а также практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ – развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Развитие связной речи является важнейшим условием успешности обучения ребенка в школе.

Основные этапы работы по формированию связной речи :

I ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП – предварительная работа по двум линиям :

а) интеллектуальное развитие, прежде всего развитие мышления;

б) речевое развитие : развитие понимания речи, обогащение лексики, формирование грамматических категорий.

II НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП – овладение диалогической речью при частичном слиянии обоих процессов: развития мышления и речи.

III ОСНОВНОЙ ЭТАП – формирование монологической речи : обучение рассказыванию (пересказу, составлению рассказов) при максимально возможном совпадении процессов мышления и речи на занятиях по обучению рассказыванию.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Завершением подготовительного этапа определяется сформированность фразы, умение самостоятельно пользоваться фразовой речью в речевом общении.

Развитие же мышления, овладение мыслительными операциями способствует формированию связанных с мышлением других познавательных процессов (восприятия, представления, памяти, внимания, косвенно влияют на развитие речи, обогащение лексики, усвоение грамматических форм одновременно испытывает обратное воздействие речи на мышление.

Особое место на данном этапе занимает развитие и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук, оказывающее благотворное влияние как на речевое развитие ребенка, так и способствующее психическому развитию, в том числе укреплению нервной системы, также развитие артикуляционной моторики

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП

- овладение диалогической речью.

Что такое диалог, диалогическая речь – это разговор между двумя или несколькими собеседниками, это сменяющиеся вопросы и ответы на них.

В работе над диалогической речью можно выделить три задачи:

1) научить детей отвечать на поставленные вопросы (краткие и полные ответы)

2) научить постановке вопросов

3) воспитать способность свободно, непринужденно вести беседу.

Беседа является вершиной формирования диалогической речи.

Беседа проводится по содержанию литературного произведения, картины с сложным сюжетом, реже по пейзажу. Она носит тематическую направленность, продолжительна по времени и требует достаточно высокого уровня речевого, интеллектуального и эмоционального развития детей, а также большой, серьезной предварительной подготовительной работы педагога.

Чем выше самостоятельность и речевая активность детей, чем непринужденнее их участие в беседе, тем выше уровень развития диалогической речи.

Сформированность диалогической роли является следующим и решающим шагом в овладении связной речью, умением рассказывания – это формирование монологической речи.

Монологическая речь сложная, развернутая, полная, контекстная, логически связанная и законченная, композиционно и грамматически оформленная, использующая сложные синтаксические конструкции, требующая строгого отбора лексических средств и обязательно предварительно планируемая, базирующаяся на глубокой познавательной и мыслительной деятельности, влияющая на развитие логического мышления словесно-логической памяти. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ

Обучение рассказыванию занимает большое место в системе занятий по развитию связной речи и проводится в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Составление рассказов значительно сложнее пересказов и базируется на основе владения навыками пересказа.

Составление рассказов требует более высокого уровня интеллектуального и речевого развития, и прежде всего, сформированности лексико-грамматического строя, более интенсивной познавательной деятельности, совершенствования всех познавательных процессов, а следовательно, усиленной и углубленной предварительной работы, подготавливающей речевую и интеллектуальную базу для составления рассказов. А с другой стороны, составление рассказов способствует совершенствованию познавательных процессов вообще, развитию логического мышления.

По ведущему виду познавательной деятельности, преобладающему психическому процессу в работе по составлению рассказа различают рассказы 3 видов:

Рассказы по восприятию

по представлению

по воображению.

Рассказы по восприятию

Рассказы по восприятию значительно легче по сравнению с другими рассказами, благодаря непосредственному зрительному восприятию опоры.

По степени сложности наглядной опоры рассказы по восприятию подразделяются на:

1. повествовательные рассказы по серии сюжетных картинок

2. повествовательные рассказы по сюжетной картинке

3. описательные рассказы по предметным картинкам или предметам.

4. описательные рассказы по несложным пейзажным картинам, которые возможны на завершающем этапе формирования монологической речи.

Рассказы по серии сюжетных картинок

Имеют большое значение для развития навыков самостоятельной речи.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок, кроме лексико-грамматических упражнений, обязательно включает и логические упражнения, манипуляции с картинками (расстановку их в логической, временной последовательности; восстановление специально пропущенного звена; придумывание дополнительной картинки в начале или в конце серии и т. д.)

Серии картинок помогают ребенку разобраться в последовательности событий. Если в начале занятия педагог посредством вопросов направляет внимание ребенка на процесс развертывания действия, то затем ребенок сам научается выделять основные моменты в содержании рассказа.

Составление рассказов по картинкам способствует уточнению знаний известных ребенку слов и усвоению новых. Новые слова запоминаются не механически, а в процессе их активного пользования. В ходе работы над рассказами по серии картинок дети овладевают навыками диалогической речи.

Публикации по теме:

Консультация-презентация на тему: «Формирование связной речи у ребёнка-дошкольника посредством дидактических игр» Консультация- презентация на тему: Формирование связной речи у ребёнка-дошкольника посредством дидактических игр Конкурс: «Лучший конспект.

Психологическая природа связной речи Статья: «Психологическая природа связной речи». Развитие речи становиться всё актуальной проблемной в нашем обществе. Снижающий уровень.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для педагогов «Приемы работы над развитием связной речи»
Опубликовано: 5 ноября 2014 в 20:35
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар для педагогов «Приемы работы над развитием связной речи»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Нохрина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД