МААМ-картинки

Семинар для педагогов «Как правильно научить ребёнка говорить?»

Елена Полуказакова
Семинар для педагогов «Как правильно научить ребёнка говорить?»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар «Как научить правильно говорить

Полноценная речь ребёнка влияет на гармоничное развитие его личности, является непременным условием успешного обучения в школе. Освоение языка, его грамматического строя даёт возможность детям свободно общаться, рассуждать, задавать вопросы, делать выводы, отражать разнообразные связи меду предметами и явлениями.

Публикация «Семинар для педагогов „Как правильно научить ребёнка говорить?“» размещена в разделах

В свою очередь, речевые нарушения в той или иной степени отрицательно влияют на всё психическое развитие ребёнка. Поэтому в дошкольном и младшем школьном возрасте очень важно устранять не только недостатки звукопроизношения и вести работу по коррекции всех психических процессов.

Построение качественной и эффективной коррекционно-развивающей работы является первостепенной задачей учителя-логопеда. Однако, для того чтобы добиться стойкости результатов работы по преодолению и профилактике нарушений речи у детей, должны быть объединены усилия всех участников образовательных отношений. Решением данной задачи является комплексный подход, предусматривающий преемственность в работе учителя –логопеда, педагога-психолога, воспитателя, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и других специалистов, а также участие родителей.

Ребёнок родился, сделал первый шаг, сказал первое слово. Его детская речь так умиляет… Нов от малышу уже 4,5 и, наконец, 6 лет, а его речь по-прежнему во многом остаётся детской. Теперь родители уже не умиляются, а огорчаются, и их огорчения,увы, не беспочвенны! Многие родители почему-то ждут «магических» пяти лет и только тогда обращаются к логопеду. Это ошибка! На консультацию к логопеду нужно приходить как можно раньше. Логопеду проще всего помочь ребёнку в период от 2 до 4 лет. Позже уже приходится исправлять неправильно сформированные звуки.

Почему ребёнок не научился говорить правильно?

Когда мы говорим, наш язык находится в постоянном движении. Эти движения не хаотичны, они строго упорядочены, и при произнесении звука язык занимает определенное место. Произнесите, например, звук «ш-ш-ш» несколько раз подряд, почувствуйте, как язык «прижимается» к нёбу за верхними зубами. Затем продвиньте язык назад в глубину рта. Звук «ш» зазвучал по-иному: это не его место. Попробуйте ещё раз произнести «ш-ш-ш», опустив кончик языка за нижние зубы. Получится звук «с-с-с». Малейшее отклонение языка от правильного положения, и звучание звука становится нечистым. При формировании звукопроизношения ребёнок ведёт поиск правильных положений языка. В силу чрезмерной подвижности языка или, наоборот, его вялости, движения языка несовершенны, не упорядочены, поэтому ребёнок совершает множество замен одних звуков на другие (сяпка-шапка, вапа-лапа и т. д.). По мере роста мышцы языка становятся крепче, эластичней, гибче. При помощи слуха звуки дифференцируются, язык находит правильные положения, ошибок в звукопроизношении становится меньше, двигательные навыки совершенствуются и переходят в автоматизм, и ребёнок говорит чисто. Там, где подвижность языка остается вялой или напряженной, механизм автоматизма движения закрепляет неверные положения. Поэтому ребёнок и в пять, и в семь лет продолжает говорить как в два или три года, у него остаются проблемы со звуками.

Почему язык бывает недостаточно подвижным?

Причины этого явления можно условно разделить на видимые и невидимые.

Видимые причины:

Различные врождённые или возникшие в результате травмы расщелины нёба, губ, деформации зубов;

Неправильный прикус – верхняя или нижняя челюсть заметно выдаётся вперёд;

Короткая уздечка языка (подъязычная связка).

В норме её длина составляет 1,5 см. если у ребёнка короткая уздечка, то она сдерживает движения языка, которому необходим простор (а он оказывается на «коротеньком поводке»). Но не спешите его подрезать! Уздечка очень эластична (это ведь мышца) и от специальных артикуляционных упражнений прекрасно растягивается.

Невидимые причины.

Как и всё невидимое, такие причины гораздо сложнее и коварнее: они затормаживают развитие речевых центров в коре головного мозга, как бы усыпляют их. Поступающие слабые сигналы задерживают речевое развитие ребёнка, и он начинает говорить только после двух, трёх лет. Если же не задерживают, то не способствуют достаточной для чистого звукопроизношения подвижности языка. Невидимые причины- это негативные факторы, влияющие на ход беременности, тяжёлые роды. Частые болезни ребёнка в раннем периоде (до 2,5 – 3 лет, инфекции, травмы, аллергии, диатезы, ушибы, стрессовые ситуации, неблагоприятные факторы речевого окружения (кто-то в семье имеет дефекты звукопроизношения).

Практическая часть: Лик А. В. способы преодоления речевых трудностей, проведение игры-конкурсы среди воспитателей:

1. Викторина на знание органов артикуляции:

Назовите главный орган артикуляции? (язык)

Назовите части языка? (кончик, стенка, корень, боковые края)

Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков (язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое небо, голосовые связки, носовая полость)

Как образуется голос? (в гортани смыкаются связки).

2. Задание на знание упражнений пальчиковой гимнастики. Покажите одно или несколько упражнений из пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением.

3. Назовите слово, начинающееся на гласный звук, на твёрдый согласный, на мягкий согласный. (предлагается каждому участнику семинара).

4. Придумайте рифму к словам (например, кошка, улитка, корзина, жучок, море, чайка и т. д.)

5. Динамическая пауза: определение места звука в словах.

Если звук «л» будет стоять в начале слова, нужно поднять руки вверх и потянуться, если в середине слова - поставить руки на пояс, если же звук «л» будет стоять в конце слова - нагнуться и поставить руки на колени.

6 Назовите одну или несколько пословиц о языке, о человеке, о труде.

7 Произнесение скороговорок.

Советы родителям учителя –логопеда «Как научить ребёнка правильно говорить

1. С первых дней жизни ребёнка окружайте ребёнка полноценной речевой средой.

2. Говорите с ребёнком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык» сами и не разрешайте делать это другим взрослым.

3. Оберегайте слух ребёнка от постоянных сильных слуховых воздействий, а при заболеваниях органов слуха своевременно их лечите.

4. Следите за состоянием и развитием зубочелюстной системы и вовремя обращайтесь за консультацией к стоматологу. Искажённое звукопроизношение может быть следствием нарушенного мышечного тонуса артикуляционного аппарата. В таких случаях необходима консультация учителя- логопеда и психоневролога.

5. Поощряйте любые попытки ребёнка заговорить : малыш начнёт разговаривать только тогда, когда вы захотите его слушать.

6. Не перебивайте ребёнка, если он допустит ошибки, предоставьте ему возможность закончить высказывание, а затем уже исправьте его ошибки. Не повторяйте искажённое ребёнком слово, дайте правильный образец. Ни в коем случае не ругайте малыша за его плохую речь и не требуйте от него немедленного верного повтора трудного для него слова. Такие методы приводят к тому, что ребёнок вообще отказывается говорить, замыкается в себе.

7. Каждый день читайте ребёнку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребёнок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил.

8. Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.

9. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.

10. Некоторые нарушения детской речи возможно исправить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Помните это, не забывайте своевременно обращаться к специалистам.

Публикации по теме:

Развитие компонентов речи дошкольников. Часть 2 Грамматический строй речи Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает.

Задержка речевого развития (консультация для воспитателей и родителей) Работая в детском саду, замечаешь на сколько увеличилось количество детей с нарушением речи. Современные родители просто не замечают этих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для педагогов «Как правильно научить ребёнка говорить?»
Опубликовано: 24 октября 2014 в 10:19
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар для педагогов «Как правильно научить ребёнка говорить?»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Полуказакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД