попова надежда
Семейные ценности как основа воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Семейные ценности как основа воспитания детей дошкольного возраста
Попова Надежда Александровна,
Воспитатель высшей категории МБДОУ №11 «Полянка»,
Аннотация:
Публикация «Семейные ценности как основа воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Статья посвящена важному вопросу поддержки семейных ценностей и традиций как основе воспитания современного дошкольника. Автор описывает формы работы, направленные на формирование и поддержание семейных традиций.
Ключевые слова: семейные ценности, семейные традиции воспитание, взаимодействие с родителями.
Как известно, семья является основным социальным институтом, в котором дети проходят первоначальную социализацию и формируют свои ценности, нормы и установки. В последние годы отмечается тенденция, в обществе в целом, и в системе дошкольного образования в том числе, в повышения значимости развития института семьи и формирования семейных ценностей на благо нашей страны. Семейные ценности являются одним из ключевых аспектов в воспитании детей. Они помогают формировать у ребенка уважение к старшим, заботу о младших, понимание важности семейных традиций и связей. Сохранить духовно-нравственные и семейные ценности возможно только в семье, а передать их – только через детей. Семейные ценности – это то, без чего не может жить, расти и развиваться ребенок. Семья – одна из тех величайших ценностей, которую создало человечество за всю историю своего существования. Детско-родительские и родительско-детские отношения очень ценны и значимы как для родителей, так и для детей, потому что именно в этих отношениях идет формирование личности ребенка, закладывается и закаляется фундамент характера ребенка, воспитывается любовь к Родине, труду, окружающему миру, проявляются чувства к родителям и родственникам (любовь, доброта, забота). Крепкой, дружной и счастливой семье, где царят уют, тепло, любовь, благополучие и уважение, не страшны никакие невзгоды, потрясения, жизненные неурядицы и испытания [1].
Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования (далее – ФОП ДО) в работе с детьми должны быть задействованы методы, способствующие знакомству с семейными ценностями, традициями и образом жизни [3]. Программа предусматривает, что дети должны узнать о семейных отношениях, педагоги должны помочь им понять, что семья – это важная часть их жизни, и научиться уважать их близких. ФОП ДО, также подчеркивает важность сотрудничества семьи и ДОО.
Наш опыт работы с детьми показывает, что формирование положительного ценностного отношения к семье и ее традициям, устоям является многоаспектным процессом, что требует использование эффективных форм работы.
На наш взгляд, самая главная задача воспитателя по поддержке семейных ценностей и традиций – это оказание помощи дошкольникам и их родителям в осознании и формировании понимания ценностей семьи, трансляции положительных жизненные примеров, способствующих становлению и росту личности ребенка. Для этого необходимо активизировать воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный общественно значимый характер.
Для решения данной цели, в соответствии с ФОП ДО, нами ведется работа в следующих направлениях:
диагностико-аналитическое;
просветительское;
консультационное [6].
Анализ результатов заполнения родителями анкеты «Семейные традиции» позволяет выявить понимание значимости и наличия семейных ценностей, традиций и ритуалов, а также позитивный опыт формирования, сохранения и передачи имеющихся традиций. Эта работа впоследствии помогает нам презентовать лучшие семейные практики другим семьям.
Важным в поддержании семейных традиций является консультативные беседы и встречи с родителями с целью их просвещения о роли семейных традиций в жизни детей.
Одним из главных способов поддержки семейных ценностей является организация совместных мероприятий для детей и их родителей. Так, проведение тематических гостиных «Моя родословная», «Семейные реликвии», «Традиции нашей семьи» направленно не только на изучение истории семьей наших воспитанников и их традиций, но и на укрепление связи между поколениями и создание атмосферы семейного единства. Праздники, экскурсии, конкурсы, это то, что безусловно способствует укреплению взаимоотношений в семье и формированию положительного отношения у детей. Во время этих встреч дети наблюдают за активным участием родителей и видят их заботу и любовь, что способствует формированию положительного отношения к своей семье. Проводимые нами конкурсы, спортивные досуги и проекты также связанны с семейными традициями. Примерами таких мероприятий могут стать:
- конкурс «Мы - читающая семья!»;
- праздник «День матери»
- спортивный досуг «Мама, папа, я - спортивная семья»;
- вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки»;
- творческие выставки «Герб нашей семьи», «Мастерская Деда Мороза»;
- мастер-классы «Северные посиделки», «Печем архангельский пряник?»; оформление семейных и групповых альбомов «Наша жизнь день за днем», семейный вернисаж «Семья — здоровый образ жизни»
В современном мире дети уже с малых лет знакомятся с технологиями, поэтому использование цифровых платформ для взаимодействия с родителями является эффективным инструментом. Мы создали группу в мессенджере, где родители могут делиться фотографиями, видео и историями о своей семье. Такой формат позволяет детям лучше узнать о своей семье, ее истории и традициях. В нашей группе мы стали накапливать фотографии семейной жизни воспитанников, конечно, при активном участии родителей в этой работе. Дети или приносили, или родители присылали электронные фото из семейных архивов, на которых запечатлены яркие события, праздники, семейные вечера, где воочию можно наблюдать семейные ценности, традиции доброго отношения друг к другу, уважение, эмпатию, доброжелательность не только к членам своей семьи, но и к другим людям, животным, любовь к своему делу, дому, городу. Мы накопили значительный архив фотографий, который эффективно работает на повышение мотивации детей к познавательной деятельности, семья стала непосредственным участником образовательного процесса, расширились возможности нашего взаимодействия с родителями воспитанников.
Главной нашей целью нашей работы являлось создание условий для зарождение семейных традиций в семьях наших дошкольников, и популяризации тех семейных традиций, которые в семьях уже сложились. И у нас это получилось.
Занимаясь воспитанием и формированием основ семейной принадлежности у дошкольников, на основе нашего опыта мы сформулировали рекомендации для коллег педагогов дошкольного образования :
повышать роль семейных ценностей в становлении личности ребенка;
создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций;
привлекать родителей в работу по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи;
предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;
вызвать интерес у детей и родителей к семье, ее истории;
показать детям значимость семьи в жизни каждого человека;
воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению. [5]
Результатом нашей работы стало то, что сегодня мы видим, как наши воспитанники гордятся своей семьей. Во многих семьях появились свои традиции и обычаи, которые доставляют удовольствие всем членам семьи. Конечно, иногда эти традиции простые, но в то же время это очень важные моменты, такие, как совместный отдых, забота о старшем поколении, забота о животных, семейные праздники, религиозные. Ведь это корни, связывающие его с домом, где он родился и ближайшим окружением.
В заключение хотим еще раз отметить, что ФОП ДО придает большое значение формированию положительного отношения у детей к семье, ее ценностям и значимости в их жизни. Каждая группа детей уникальна, и каждому педагогу нужно основываться на своих знаниях и опыте, чтобы выбрать наиболее подходящие педагогические технологии для реализации этого направления. [6] Но основные принципы взаимодействия семьи и детей остаются неизменными: это уважение, поддержка, любовь и внимание. Успех в работе воспитателя с семьей воспитанника будет тогда, когда отношения с родителями будут строиться на высоком уважении интересов семьи, родительского авторитета, на всемерном содействии семье в ее духовном обогащении и тем самым в ее культурном и моральном влиянии на детей.
Список использованной литературы:
1. Антонова Л. И. Роль семейных традиций в воспитании ребенка // Вестник ПСТГУ. - 2020. - №1(16). - С. 7-14.
2. Бурлакова Т. В. Семейные традиции как средство воспитания // Семья и школа. - 2018. - №8. - С. 3-5.
3. Данилова М. В. Значение семейных традиций в формировании личности ребенка // Социальная педагогика. - 2019. - №3. - С. 69-74.
4. Евдокимова Е. С. Семейные ценности и традиции в современных семьях // Социологические исследования. - 2021. - №6. - С. 85-91.
5. Иванова А. В. Взаимодействие воспитателя с родителями как фактор поддержки семейных ценностей // Образование и наука. - 2018. - Т. 20. - №5. - С. 158-178.
6. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М. : ТЦ Сфера, 2023.-208 с.