Зайцева Вера
Семейная гостиная «Формирование характера в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Семейная гостиная
по теме «Становление характера дошкольника»
Ведущий: педагог-психолог
Цель : формирование у родителей воспитанников потребности в воспитании положительных черт характера в ребёнке.
Оборудование: презентация, стикеры, цветные карандаши или фломастеры, запись м/ф «Маша и Медведь» - «Крик победы», доска и маркер, музыка - релакс, бланки анкет для родителей, ПК, проектор, жетоны 5 цветов по числу родителей.
Ход
Публикация «Семейная гостиная „Формирование характера в дошкольном возрасте“» размещена в разделах
"Характер и нравственное поведение ребёнка - это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение" Эрих Фромм (на первом заставочном слайде).
При входе в музыкальный зал родители берут себе по 1 жетону.
I. Вступление.
Добрый вечер! Как приятно видеть вас на нашем собрании. Спасибо, что вы нашли время и пришли. Сегодня мы поговорим с вами о том, как происходит становление характера ребенка и как его улучшать, корректировать (слад 1).
Я сейчас попрошу Вас ответить на вопрос «Каким вы хотите видеть характер вашего ребенка?» Как показали ваши ответы, данная тема будет для нас весьма интересной, а ее актуальность очевидна.
II. Становление характера.
1) Информация «Что же такое характер?» (слайд 3)
Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках, эмоциональных реакциях.
Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом (слад 4).
Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша.
(слайд 5) С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера : человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления.
Характер «замешивается»
на темпераменте, но судьба человека зависит от характера.
С характером неразрывно связаны и способности. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.
(слайд 6) Характер формируется в повседневной, будничной деятельности. И здесь существенное значение имеет режим дня, соблюдение дисциплины, следование нормам поведения. Даже незначительные поступки, если они служат доброму делу и совершаются систематически, воспитывают положительные черты характера, облагораживают человека.
(слайд 7) Характер не застывшее образование, он формируется на всем жизненном пути человека. Но очень важную роль в формировании фундамента характера ребенка играют родители. Основы характера закладываются до 7 лет.
Возникают вопросы:
- Для чего нам нужно прилагать усилия в становлении характера ребенка? (ответы родителей) («Чтобы ребенок вырос счастливым)
- Какие параметры определяют необходимые качества характера? На этот вопрос ответили ученые психологи вот такой структурой параметров
(слайд 8)
Я+ - положительное отношение к себе, «Я хороши»
Вы+ - положительное отношение к близким
Они + - положительное отношение к людям
Труд+ - положительное отношение к труду
Если черты характера проявляются в этих параметрах – человек будет счастливым!
III.
(слайд 9) Сейчас мы с вами на примере мультфильма определим какие положительные черты характера проявились у героини мультика «Маша и медведь».
(слайд 10) Просмотр м/ф «Маша и Медведь» - «Крик победы» (10мин, а Вы постарайтесь определить, какие качества характера здесь представлены (просмотр и обсуждение).
(слайд 11) Вы называете, а я записываю на доске.
О том как родители могут влиять на формирование положительных качеств характера предлагаю вам обсудить в группах, а затем представить выводы.
2) Работа в группах (соответственно выбранному жетону) - изучение материала по теме – чтение и обсуждение, а далее краткий пересказ своими словами другим группам.
«Особенности формирования характера в дошкольном возрасте»
1 группа - Формирование характера происходит также и в деятельности, в общении ребенка со сверстниками и взрослыми. В дошкольном детстве получают значительное развитие такие виды деятельности, как игра, труд, учение, дающие большие возможности для формирования нравственно-волевых качеств характера.
Воспитание волевого поведения у детей - важная задача взрослых. Под влиянием интереса к игре, труду, в ходе овладения новыми умениями дети становятся способными к волевым усилиям, преодолению препятствий. Однако, недостаточное развитие воли проявляется нередко в неустойчивости замысла, легкой отвлекаемости, отказе от намеченной цели. Это свидетельствует о слабой сформированности волевых черт характера у дошкольников : настойчивости, целеустремленности, решительности, выдержки.
Учитывая эту особенность детей, взрослым следует обращать особое внимание на формирование у них устойчивости внимания, сосредоточенности, целенаправленности и так далее, используя их интерес к игре, труду, разным занятиям. Следует помогать детям выбирать цель, учитывая свои возможности, поддерживать стремление достичь результата. Такое руководство позволяет формировать устойчивость замысла.
Важно разъяснять детям необходимость волевых усилий для осуществления поставленной задачи, положительно оценивая старательность, умение справиться с трудностями, обращая на это внимание, когда оценивается результат деятельности.
2 группа - Учитывая неустойчивость поведения младших дошкольников, взрослый помогает им выполнять установленные правила поведения, предупреждает возможные нарушения, формирует умение сдержать себя, не поддаться отрицательному примеру сверстника, без особых горестей или радостей.
В среднем дошкольном возрасте дети становятся более способными к волевому поведению, особенно в условиях, когда деятельность представляет для них интерес. Так, неспокойно, легко отказывающийся от цели ребенок сосредоточенно выполняет задание, будучи включенным в интересную игру, выступая в роли, обязывающей проявлять выдержку и настойчивость.
Старших дошкольников следует ставить в условия, требующие самостоятельного выполнения правил поведения, с тем чтобы формировать у них умение выбирать правильные действия и поступки. Важной чертой характера является смелость. Она всегда сопряжена с уверенностью ребенка в своих силах, способностью сознательно преодолевать страх. Смелость помогает проявлять инициативу, решительность, активность.
Формированию таких особенностей характера способствуют физкультурные игры и упражнения, в которых нередко ребенок ставится перед необходимостью побороть чувство неуверенности или страха, проявить решительность в игре.
Особенность проявления смелости у детей дошкольного возраста - недостаточность сочетания ее с разумной осторожностью. Так, ребенок, желая быть похожим на взрослого берет в руки нож, ножницы или пилу, не умея обращаться с ними и не думая об осторожности, что может привести к печальным последствиям. Взрослый всячески поддерживает проявления смелости у детей, но одновременно сообщает им некоторые правила предосторожности, объясняя, почему их необходимо соблюдать. Важно при этом не запугивать детей, а приучать их обдумывать свои действия. Например, разъясняя дошкольникам правила перехода через улицу, надо подчеркивать, что соблюдение их позволяет обеспечить безопасность людей и т. д.
3 группа - У детей нередки проявления капризов и упрямства, хотя они не являются закономерностью дошкольного возраста. Это может выражаться в упорном нежелании ребенка подчиниться предъявленному требованию, в настаивании на выполнении своего желания.
Основная причина проявления капризов и упрямства - несогласованность воспитательных воздействий педагогов детского сада и родителей, неустойчивость режима, большие отклонения в нем. У детей не вырабатывается четкое представление о том, чем и когда следует заниматься. Например, вчера после сна они продолжительно играли, а сегодня им сразу предлагают садиться за стол на полдник.
Часто капризничают дошкольники, избалованные излишним вниманием к себе, привыкшие к тому, что все их желания удовлетворяются. «Хочу такую же куклу, как у Тани!», «Я здесь хочу сидеть, пусть бабушка подвинется!» - подобные капризные заявления можно слышать от избалованных детей.
Не следует принимать случаи капризов и упрямства за проявление настойчивости. Напротив, это - свидетельство недостаточного развития волевого поведения, неумения подчинить свои желания справедливым требованиям окружающих.
Капризничающего ребенка лучше всего оставить на время в покое, не добиваясь сиюминутного выполнения своего распоряжения, даже путем убеждения или доказательства неправильности его поведения. Находясь в возбужденном состоянии, он не сможет принять слова взрослого, тем более согласиться с предъявляемым требованием. Убедившись, что ребенок уже не возбужден, можно спокойно повторить требование или выразить свое огорчение, одновременно разъяснив, как следовало бы поступить.
Капризных детей следует почаще ставить в условия, заставляющие их уступать, считаться с мнением или желанием других детей. Чаще всего используйте предвосхищающую оценку, выражая уверенность в том, что ребенок поступит соответствующим образом. Это помогает ребенку выполнить предъявляемое требование без капризов, упрямства.
Важно разъяснять детям, как плохо быть упрямым, к чему это может привести; используя художественную литературу, в которой описываются ситуации, ставящие упрямца в смешное положение, и тем самым вызывает отрицательное отношение к подобным поступкам.
4 группа - Вся обстановка детского сада и семьи, характер взаимоотношений взрослых с детьми должны способствовать воспитанию у них честности и правдивости. Быть честным и правдивым - это значит открыто заявлять о своем мнении, желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершенном проступке, не боясь наказания, хотя и испытывая чувство неловкости и вины. Проявления лжи - это чаще всего вынужденный поступок в ответ на неправильные действия взрослых (боязнь наказания за проступок, стремление переложить свою вину на другого, желание получить незаслуженную награду и т. д).
Например, отец пообещал купить сыну игрушку при условии, если он будет следить за своим костюмом. Ребенок, увлеченный игрой с песком, испачкал костюм. Желание получить игрушку было настолько велико, что побудило его к обману: в ответ на упрек отца он уверяет, что его толкнули. Если ребенок честно признался в том, что он отнял у сверстника игрушку, так как она ему была очень нужна, а в ответ на это наказывают его, то такое воспринимается им как несправедливое и побуждает в будущем прибегать ко лжи.
Формированию у детей честности и правдивости способствует установление искренности и доверия к ним, внимания к их запросам и собственным обещаниям. Не следует обещать того, что не может быть осуществлено. В то же время надо с особым тактом подходить ко всем проявлениям нечестности. Читайте литературные произведения, раскрывающие красоту честных, правдивых поступков, в которых проявляется чувство собственного достоинства, самоуважения человека. В интимной, индивидуальной беседе с ребенком, проявившим лживость, постарайтесь раскрыть перед ним неприглядность таких поступков, недопустимость их.
Лживость следует отличать от фантазий ребенка. Примеры детской фантазии хорошо описаны Н. Носовым в книге «Фантазеры». Там же раскрыт смысл фантазирования: дети хотели порадоваться, посмеяться и потому придумывали необычные ситуации, свидетелями и участниками которых они якобы были. Такая фантазия не уводит ребенка от действительности, не содержит в себе нечестности и обмана, и потому следует принимать их как детский юмор.
5 группа - Большим достоинством человека является скромность, которая понимается как требовательное отношение к себе, способность к самооценке и объективной оценке других людей. Скромность проявляется в умении ребенка сдерживать свои желания, учитывая потребности сверстников, возможности семьи, мнение коллектива, особенности сложившейся ситуации, самокритично оценивать результаты своей работы, поступка. Это позволяет ему стремиться к дальнейшему совершенствованию своих умений, поведения. Такой ребенок не претендует на излишнее внимание к себе, признавая это право и за другими. Даже получив положительную оценку, он не делает это предметом обсуждения, хотя и испытывает эмоциональный подъем от похвалы.
Проявления нескромности связаны с неправильными методами воспитания, чаще всего в семьях, где ребенок оказался центром внимания взрослых, когда даже незначительное достижение высоко оценивается, обсуждается, подчеркивается незаурядность ребенка.
Воспитание в коллективе предупреждает такие нежелательные черты характера, как хвастовство, зазнайство. Этому помогает объективная оценка достижений каждого ребенка, учитывающая уровень развития способностей, положительных черт личности (аккуратности, ответственности и т. д.).
Очень важно учить детей (особенно в старшем дошкольном возрасте) быть объективными в самооценке, замечать достоинства товарищей, тактично порицать нескромность. Недопустимо захваливание детей, особенно способных, для которых выполнение дела не представляет особых трудностей. Следует учить старших дошкольников справедливо относиться к сверстникам, видеть их достоинства.
Немаловажное значение имеет воспитание у детей жизнерадостности. В основе этого качества лежит оптимизм, уверенность в своих возможностях, доброжелательное отношение к окружающим. Оно благотворно влияет на характер и всю деятельность ребенка, его взаимоотношения со сверстниками.
Важнейшим средством формирования жизнерадостности является создание бодрой эмоциональной обстановки, насыщенной разнообразной и интересной деятельностью. В этих условиях дети спокойнее переживают отдельные огорчения и неудачи. Многое зависит от позиции самого взрослого, стиля его взаимоотношения с ребенком. Спокойный тон, добрый юмор, заботливое отношение, хорошее настроение - все это влияет на детей, становясь нормой жизни и общения.
- выступление родителей
V. Заключение
1) Раздача памяток.
2) В заключение хочется напомнить об основной нашей цели воспитания - сохранении и дальнейшем развитии индивидуальности ребенка, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность со своим характером. Понимание ребенка, принятие его сердцем и умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым сохранить именно уникальность каждого ребенка.
Приложения
Приглашение
Уважаемые родители!
Для того чтобы стать успешным человеком, нужны прекрасные знания, крепкое здоровье, хорошо развитые способности и выдающиеся личные качества. Приглашаем Вас на встречу в родительском клубе по теме «Становление характера дошкольника». Мы постараемся сделать эту встречу интересной и полезной для Вас и ваших детей. Наша встреча состоится 24 января в 17.00. Очень надеемся, что добрая традиция нашего клуба - активное Ваше участие в подобных мероприятиях - сохранится.
Памятка для родителей «Как помочь становлению характера дошкольника»
1. На начальном этапе формирования характера деятельность сама по себе должна быть достаточно привлекательной, почти ничего, кроме удовольствия, ребенку не дающей. На заключительном этапе деятельность, напротив, должна быть малоприятной, но зато крайне необходимой для психологического развития или для достижения какой-либо отдаленной значимой цели.
2. Степень трудности деятельности должна постепенно возрастать. Вначале - это сравнительно легко выполняемая работа, на 100% обеспечивающая успех ребенка без особых усилий с его стороны, а в конце - трудная деятельность, гарантирующая успех лишь при настойчивости и старании.
3. Вначале деятельность должна предлагаться ребенку взрослым, а затем он сам должен переходить к самостоятельному и свободному выбору деятельности.
4. Включение ребенка в совместную сюжетно-ролевую игру или в деятельность, выполняя которую он будет вынужден приспосабливаться к индивидуальным особенностям и действиям других людей.
5. Выбор в качестве партнеров для общения и совместной деятельности ребенка с другими людьми таких детей, которые существенно отличаются друг от друга и от него самого и требуют различного межличностного поведения.
6. Постепенное усложнение задач, которые детям необходимо решать в общении и взаимодействии с людьми.
Разумеется, все это необходимо делать не сразу, а постепенно, шаг за шагом переходя от более простых к более сложным задачам. Полноценное развитие характера ребенка может быть обеспечено только при одновременном выполнении всех пунктов.