Татьяна Прусакова
Счастливый малыш — тот, которого любят
▼ Скачать + Заказать документы
Авторитарная система управления («я тебе сказал – ты делай!», некогда имевшая место в нашей стране, проявила себя и в образовании: тогда она казалась полезной. Педагогический процесс с использованием авторитарных методов заключался в том, что учили самому малому, примитивному – читать, считать – и без всяких психологических тонкостей, направленных на развитие личности ребенка. Педагоги и родители беспокоились только об успеваемости.
Публикация «Счастливый малыш — тот, которого любят» размещена в разделах
Слова «эмоциональное благополучие» и сегодня редко можно услышать от родителей. Знания, умения, навыки – это понятно всем. Читать и считать – вот чему необходимо, по мнению родителей, поскорее научить свое чадо, и как можно раньше – будет, чем гордиться перед друзьями.
А душевное состояние ребенка, его отношение к себе и к окружающим сверстникам и взрослым? Вот о чем в первую очередь должны позаботиться родители. Малыш должен твердо знать, что в трудной ситуации с ним рядом обязательно будет мама, которая поймет его, разделит с ним все беды и радости. Психофизиологии, педагоги единодушны во мнении, что в жизни ребенка – дошкольника именно матери принадлежит особая роль становлении личности, физическом и психическом благополучии. И если между матерью и ребенком возникло отчуждение, если малыш ощущает себя нелюбимым, он очень страдает от этого.
Полноценная психика у ребенка сформируется лишь в том случае, если взрослые, обращаясь с ним, дадут возможность малышу быть полноправным участником межличностной ситуации. Поэтому в отношениях между родителями, педагогами и детьми главенствующее место должно занимать не авторитарное, а личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком. Отказаться от авторитарного общения не так просто: понадобятся огромные усилия воли и серьезные изменения в сознании всех участников этого процесса. Зато результат не заставит долго ждать. Вы увидите, как активно развиваются воображение, любознательность ребенка, как расширяются его интересы. Что же необходимо помнить родителям, чтобы помочь маленькому человечку чувствовать себя счастливым в окружающем мире? Кандидаты педагогических наук, психологи, обращают внимание родителей на следующие моменты в воспитании детей.
Во – первых, родители должны сделать все, чтобы у малыша появилась и окрепла уверенность, что его очень любят. Разговаривайте с ребенком ласково, нежно обнимайте его, гладьте по голове – такой тактильный контакт очень важен, ребенок чувствует себя защищенным. Никогда не говорите сыну или дочке, что его или ее не любят. Научитесь доказывать, что плохой поступок не влияет на отношение к нему самому, но поступать в дальнейшем так не следует. Никогда не наказывайте ребенка, не объяснив, в чем и где он был не прав или провинился.
Во – вторых, отзывайтесь на потребность ребенка в общении. Если же по каким – то причинам не можете в данный момент уделить ему внимание, то обязательно мотивируйте свой отказ в доброжелательной форме. Заинтересованно, с вниманием и уважением относитесь к вопросам малыша, его просьбам и жалобам.
Отмечайте и поддерживайте любые успехи детей, не критикуйте результаты их деятельности: у ребенка есть право на неумелость. Всячески поддерживайте стремление малыша научиться делать что – либо. Уважайте интересы и привязанности детей, по мере возможности предоставляйте им право выбора. Не допускайте бездумного и жестокого отношения к другим детям, животным, растениям.
Никогда не выдавайте детских тайн, не подшучивайте над ними, не обсуждайте в присутствии ребенка с педагогами и другими взрослыми его поведение, неудачи.