людмила кириллова
Сценарный план педагогического мероприятия на тему «Вода и её свойства» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.
Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.
Задачи:
• Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о воде и ее свойствах;
• Активизировать словарь детей, развивать умение обобщать, причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
• Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.
Публикация «Сценарный план педагогического мероприятия на тему „Вода и её свойства“ в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Планирование, тематические недели
- Вода. Сценарии развлечений
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2013
Словарная работа: лаборатория, эксперимент, ученый, коллега, фильтр.
Оборудование: салфетки, сахар, соль, молоко, мука, воронки, трубочки, одноразовые стаканчики, стеклянные банки, лабораторная одежда, ложечки, геометрические фигуры (шар, кубик, гуашь, кисточки, магнитная доска.
Ход занятия
I часть: Знакомство с детьми
Упражнение на создание эмоционального настроя, включение участников в общий процесс.
Педагог :
Ребята, сегодня у меня хорошее настроение и я хотела бы его передать вам. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и подарим всем свою улыбку, чтобы весь мир вокруг нас стал светлее и прекраснее!
Звучит музыка «Улыбка»
II часть: игровой момент
Педагог :
Замечательно!
Сегодня день у нас особый,
Я приглашаю вас, друзья!
А вы со мной идти готовы?
В чудесный мир зову вас я!
Я приглашаю вас в необычное путешествие! Скажите, а на чем можно отправиться в путешествие?
Ответы детей:
Педагог :
Хорошо! Раз путешествие у нас необычное, то и транспорт должен быть необычным. Мы с вами полетим на волшебных облаках. Выберите себе облако и усаживайтесь поудобнее.
(Дети усаживаются, звучит легкая музыка).
Педагог :
А пока мы летим, я загадаю вам загадки. А вы слушайте внимательно, и постарайтесь дать правильный ответ.
Загадки:
Шумит он в поле и саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
(Дождь)
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые …снежинки.
То спокойная, то шумливая,
И широкая, и красивая.
Любят плавать в ней и нырять,
Огороды, сады ее водой поливать
(Река)
Что за чудо-красота!
Расписные ворота!
Показались на пути
В них не въехать, не войти!
(Радуга)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
На солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет.
(Сосулька)
Педагог :
Молодцы! Отгадали все загадки.
Ну, вот мы и добрались! Давайте сойдем с облаков и посмотрим, куда это мы прилетели?
Мы попали в волшебную комнату, где работают великие ученые, в лабораторию. Давайте скажем хором, лаборатория!
Дети вместе с воспитателем проговаривают слово «лаборатория»
А что же такое «лаборатория»? Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты. И сейчас мы с вами станем учеными, а для этого нам переодеться.
(Дети и воспитатель переодеваются).
Практическая деятельность: (Опытно-экспериментальная)
Педагог :
Ну, вот мы и стали настоящими учеными!
Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе.
Занимайте свои рабочие места.
Дети садятся за столы.
Педагог :
Итак, уважаемые ученые, приступаем к нашим исследованиям. Мы будем проводить опыты по исследованию воды и ее свойств.
Опыт 1. Имеет ли вода форму?
На столе лежит кубик и шарик. Педагог спрашивает, какой формы эти предметы.
Ответы детей:
Педагог :
А имеет ли форму вода? Для этого возьмем сосуд №1 и наполним его водой. Перельем эту воду в сосуд №2. А сейчас в сосуд под №3. Форма, которую принимает вода, все время меняется.
Кокой мы можем сделать вывод?
Ответы детей:
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.
Педагог показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.
Опыт 2. Какого цвета вода?
Педагог :
Прошу обратить внимание на мой стол.
Я беру сосуд под №4 и сосуд с молоком. Беру трубочку и вставлю ее в сосуд под №4. Вам видно трубочку?
Ответы детей:
А теперь я эту же трубочку вставлю в сосуд с молоком. Что мы обнаружили?
Ответы детей:
Вывод: в сосуде с водой мы трубочку видим, а в сосуде с молоком – нет. Значит вода прозрачная.
Возьмите, пожалуйста, сосуды под №4 и №5. Какая вода в этих сосудах?
Ответы детей:
Но прозрачную воду можно сделать непрозрачной.
Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску в сосуд под №5 понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды.
А сейчас возьмем трубочку и вставим ее сначала в сосуд под №4,а затем в сосуд под №5. Скажите, в каком сосуде мы не видим трубочку?
Ответы детей:
Педагог :
Итак, делаем вывод, вода прозрачная, у нее нет цвета.
Педагог показывает детям алгоритм, символизирующий это свойство воды, и вывешивает его на доску.
Опыт 3. Имеет вода вкус или нет?
Педагог :
Итак, следующий эксперимент. Сейчас мы узнаем, а есть ли у воды вкус?
Возьмем сосуды под №6,№7,№8. Попробуйте воды из каждого сосуда и выскажите свое мнение.
Ответы детей:
Хорошо, давайте добавим в сосуды под №7 соль, а в сосуд под №8 – сахар. Хорошенько размешаем. Ну а сейчас проверим, что же у нас получилось? Какой стала вода в этих сосудах? Ответы детей:
Педагог :
У воды появился вкус. Вода стала сладкая и соленая. Значит, мы можем с уверенностью сказать, что своего вкуса у воды нет.
Педагог показывает детям алгоритм, символизирующий это свойство воды, и вывешивает его на доску.
Релаксация
Педагог :
Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов.
(Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Повороты головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.
Педагог : Отдохнули, коллеги? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим нашу работу.
Опыт 4: Очищение воды
Педагог : А теперь давайте попробуем растворить в воде муку. Возьмем сосуд под №9, добавим в него муку и хорошенько размешаем.
Что же мы видим?
Ответы детей:
Педагог :
Вода стала мутной, мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно сосуда. Скажите, а такую воду можно пить?
Ответы детей:
Правильно, нельзя. И сейчас мы попробуем очистить воду с помощью салфеток, которые будут выполнять роль фильтра. Это самый простой способ очистки воды.
(Педагог показывает, как установить салфетку в воронку, затем воронку в чистую банку.)
У всех все получилось? Какие вы молодцы! Понаблюдаем, как работают наши фильтры. Осторожно, понемногу будем лить мутную воду в баночку с фильтром.
(Самостоятельная работа детей)
Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала? Куда делась мука?
Вывод: вода стала чище, мука осталась на салфетке.
Педагог показывает детям алгоритм, символизирующий это свойство воды, и вывешивает его на доску.
III часть: итог занятия.
Итак, уважаемые ученые, наша работа завершена. Давайте вспомним, как называется эта волшебная комната? Чем мы занимались? О каких свойствах воды мы узнали?
Вывод: Вода не имеет формы, она прозрачная, не имеет вкуса. Мы узнали самый простой способ очистки воды, вода отражает предметы.
Педагог :
А сейчас я хочу показать волшебную коробочку. В этой коробочке находится небольшой сюрприз.
(Педагог достает из коробочки и дает каждому ребенку комочек цветной бумаги. Это вырезанный цветок, сложенный лепестками к середине.)
Педагог :
Давайте опустим эти волшебные комочки в таз с водой и посмотрим, что же произойдет?
(Вода проникает в волокна бумаги и на глазах у детей распускаются бумажные цветы)
Ну что ж, уважаемые коллеги! Прошу вас снять лабораторную одежду.
(Дети переодеваются)
Ну а сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Давайте вернемся на наши волшебные облака и отправимся в обратный путь.
Ну, вот и детский сад. Спасибо ребята за интересное путешествие. До свидания.