Лидия Николаевна
Сценарий закрытия недели туризма «Мы — туристы» для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий «Мы - туристы»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Составили: музыкальный работник Быстрякова Наталья Юрьевна и воспитатель Дивунова Лидия Николаевна
Цель:
Вызвать у детей положительный эмоционально - психологический настрой, расширить музыкальный кругозор, познакомить с основами безопасного поведения на природе, расширить представления о своей малой Родине.
Задачи:
Публикация «Сценарий закрытия недели туризма „Мы — туристы“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Сценарии развлечений
- Темочки
• Совершенствовать двигательные способности детей, направленные на укрепление здоровья, развивать выносливость организма.
• Способствовать освоению простейшими туристическими умениями и навыками : совершать пеший поход, двигаться в колонне по одному с рюкзаками; преодолевать разнообразные несложные препятствия.
• Развивать и обогащать словарный запас: слова – предметы: турист, палатка, котелок, рюкзак; слова – определения и словосочетания: велосипедный, пеший, лыжный, горный, водный, смелый; слова – действия: поход, привал, преодолевать.
• Соблюдать правила безопасного поведения в природе, следить за чистотой поляны для отдыха.
• Познакомиться с лекарственными растениями.
Предварительная работа: беседа с показом иллюстраций
1. Ребята, скоро мы с вами отправимся в поход в березовую рощу. А вы знаете, что такое поход? Туризм? Есть такая поговорка: У похода есть начало, а конца походу нет. Как вы ее понимаете?
2. Как называют людей, которые идут в поход? (туристы)
3. Зачем люди ходят в поход? У туристов есть девиз (это будет и наш девиз) : «Всегда вперед!»
4. Какими должны быть туристы?
Туристы – это сильные, выносливые, веселые люди, которые не боятся трудностей, многое умеют. Чтобы узнать все о родном крае, о нашей большой стране, они много путешествуют.
5. Виды туризма :
Если турист передвигается пешком, как называется этот вид туризма?
- пеший;
- по воде – водный;
- на лыжах - лыжный;
- поход в горы - горный;
- на велосипеде - велосипедный
6. Как подготовиться к походу? Что понадобиться в походе, если будет ночевка? (показать железную посуду, спальный мешок)
7. Какие в пути бывают остановки?
- привал, чтобы отдохнуть, проверить по карте свой маршрут, полюбоваться природой;
- обед, посушить одежду, погреться.
8. Палаточный городок. В палаточном городке весело, туристы поют песни, отдыхают, кушают, играют.
9. Поход и туризм - замечательный отдых! Можно многое узнать, посмотреть и полюбоваться природой, познакомиться с новыми людьми, проверить свои силы, укрепить здоровье.
Ход мероприятия:
Построение у центрального входа детского сада.
- Ребята! Кто любит путешествовать? А как называют людей, которые путешествуют? (Ответы детей). А вы готовы сегодня идти в поход? У вас все есть для похода? Вы все одеты как настоящие туристы? (удобная одежда и обувь, головные уборы, рюкзаки с провизией). На пути нас ждет много интересного. Чтобы преодолеть все препятствия, нужно быть дружными, смелыми и сильными, обязательно помогать друг другу, быть внимательными, чтобы не потеряться в дороге и суметь определить путь по карте. Желаю вам удачи и интересных приключений. Вот вам карта — отправляемся в путь.
(рассматривают карту, определяют, где первая остановка)
Речевка туриста :
Воспитатель: - Кто шагает с рюкзаком?
Дети: - Мы, туристы!
Воспитатель: Кто со скукой не знаком?
Дети: - Мы туристы!
Воспитатель: Нас вперёд ведут…
Дети: - Дороги!
Воспитатель: Наш девиз:
Дети: - «Всегда вперёд!»
Воспитатель: Эй, ребята,
Дети: - Твёрже шаг!
Воспитатель: Что турист берёт в дорогу?
Дети: - Песню, ложку и рюкзак
Исполнение песни «У похода есть начало»
Викторина:
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
- Какие виды туризма вы знаете? (велосипедный, пеший, лыжный, горный, водный).
- Что с собой нужно взять в поход? (воду, еду, посуду, палатку, котелок и спальный мешок, если поход будет с ночевкой).
- В чем несут все необходимое, когда идут в поход? (в рюкзаке).
- Где спят туристы? (в палатке и в спальном мешке).
- В чем готовят еду? (в котелке).
- Над чем висит котелок, когда готовят еду? (над костром).
Движение по разработанному маршруту:
Остановка в начале тропинки.
Беседа с детьми на тему «Правила поведения в природе».
В руках у воспитателя знаки, обозначающие правила поведения на природе.
- Скажите, ребята, вы природы любители или губители? (ответы детей).
Запомните: растения и животные – не могут говорить, а порой даже и защищать себя. Когда люди идут в лес, в рощу или на луг, они не хотят наносить никому вреда, но, сами того не желая, причиняют боль природе. Чтобы этого не произошло, нужно знать и выполнять простые правила. Вспомните, зачем мы с вами пошли в поход? (Гулять, любоваться красотой природы, слушать пение птиц, отдыхать). Перед тем, как мы вступим на тропинку, я расскажу вам, чего делать не следует. Для этого у меня есть специальные знаки, попробуйте сами догадаться, что они означают (ответы детей). Воспитатель к каждому знаку читает стихотворение.
* И лягушку, и жучка,
В паутинке паучка,
Бабочку и муравья
Не обидим ты и я!
- Не забывайте, что некоторые насекомые могут вас укусить, если вы их обидите! Не трогайте их!
* Деревце, цветок и куст
Радуют всегда нас пусть!
Не сорвем и не сломаем,
Что они живые, знаем!
- Не забывайте, что на пути могут встретиться ядовитые растения и ягоды. Не трогайте их!
* На природе отдыхали,
Много ели и играли.
Мусор весь мы соберем
И с собой его возьмем.
Ведь полянка – чей-то дом.
Пусть порядок будет в нем!
- Помните эти правила, и тогда природа будет всегда вам рада. Счастливого пути!
Маршрут по карте
Остановка на тропинке в пункте маршрута "Зеленая аптека".
- Внимание, мои юные туристы! Часто бывает, что в походе случается неприятность – царапина, ушиб или укус какого-нибудь насекомого, а врача рядом нет. Что же делать? Кто знает, что такое аптека? (Ответы детей) Ребята, природу часто называют Зеленой аптекой, потому что здесь встречается много лекарственных растений. У меня есть картинки с изображением некоторых. Попробуем их найти здесь в роще? (Ищем одуванчик, ромашку, крапиву, подорожник, лесную фиалку). Воспитатель к каждому растению читает стихотворение. Здорово! У природы, оказывается, есть своя аптека, растет она под ногами. Растения всегда помогут нам. Но применять растения можно лишь те, которые растут в лесу, далеко от дорог. Ну что, запомнили, какие растения и в какой ситуации вам помогут? Давайте проверим.
Игра "Какое растение выручит?"
Воспитатель называет ситуацию (царапина, укус, кашель, простуда и др., а дети должны сказать название растения, которое сможет им помочь.
Маршрут по карте
Привал «Облачный».
Расстелить одеяла, на которые дети ложатся.
-Ребята, полюбуйтесь, какие чудесные белые облака плывут по голубому небу!
Эй, отвечайте скорей, облака!
Вы прилетели к нам издалека?
Как далеко собираетесь плыть?
Трудно, всегда путешествуя, жить?
Сколько же дней провели вы в пути?
Вам не наскучило в небе ползти?
Сильно ли ветер толкает в бока?
Что! Вам пора? Ну, пока, облака!
(В. Бредихин)
- Ребята, вам нравятся облака? А вы знаете, как они называются?
Познакомить детей с перистыми и кучевыми облаками (показать картинки).
- Какие облака сейчас над нами? (Кучевые)
Белые овечки не сидят на печке.
А плывут издалека кучевые… (облака)
Маршрут по карте
- Я предлагаю поиграть в необычную игру «Эхо». Правила игры: я говорю слово громко, а следующий игрок должен его повторить тише, следующий еще тише. Попробуем? Слова для игры: радуга, лошадка, солнышко.
Эхо! Эхо! Вот потеха!
Я сейчас умру от смеха!
Здесь в лесу оно живет,
Целый день кричит, зовет.
Отвечает тут и там
Самым разным голосам.
- Полежим еще немного, прислушайтесь к природе.
Через некоторое время спросить у детей, какие звуки, чьи голоса они слышать?
Маршрут по карте
Привал «Костровой»
с исполнением песни «Милая моя, солнышко лесное»
Дети рассаживаются на коврики по кругу.
- Ребята, у нас привал. Привал – остановка на большой поляне. Мы пришли к цели нашего похода. Вы молодцы! Я для вас приготовила загадки о предметах, которые очень нужны туристу в походе. Давайте проверим, сможете ли вы их отгадать?
Туристические загадки :
Он с тобою и со мной
Шёл лесными стёжками,
Друг походный за спиной
На ремнях с застёжками.
(Рюкзак)
И от ветра и от зноя,
От дождя тебя укроет,
А как спать в ней сладко…Что это?
(Палатка)
Он в походе очень нужен,
он с кострами очень дружен.
Можно в нём уху варить,
Чай душистый кипятить.
(Котелок)
- Кстати, ребята, знайте, что из-за костра часто случается беда – лесной пожар, вся природа в этом месте погибает, земля потом долго свои ожоги залечивает. Поэтому ради забавы жечь костер в лесу нельзя! Но в походе с ночевкой, без костра не обойтись! Туристам нужно согреться, пищу приготовить. Помните, что костер – надежный друг человека лишь при умелом и осторожном обращении с огнем. Но он может стать и хищным разбойником, если относиться к нему пренебрежительно.
Запомните несколько правил:
* Костер всегда разводит только взрослый.
* Нельзя жечь костер в ветреную погоду, на сухой траве, около деревьев.
* Сначала надо подготовить место для костра: лопатой снять верхний слой почвы с насекомыми и корнями растений.
* Для дров никогда не ломают живые деревья, а берут сухие ветки, лежащие на земле.
* Перед уходом домой костер хорошо заливают водой, чтобы он остыл, и ямку накрывают снятым слоем земли.
- Кто знает, чем можно потушить огонь? (огонь можно потушить песком, водой, плотной тканью)
Настоящий турист никогда не будет жечь костер понапрасну, ведь никому не хочется из любителя природы превратиться в ее губителя.
- Берегите природу! Помните, если поход длится несколько дней с ночевками, то без палатки и спального мешка не обойтись! Они станут вашим домом и кроваткой в лесу, защитят от насекомых и согреют. Настоящий турист умеет правильно собирать и разбирать палатку.
Сбор палатки. Укладывание в спальный мешок.
Спортивные игры:
- «Пройти, не оступись» (по «кочкам»- кружочкам)
- «Пронеси мяч в ложке»
- Свободные игры детей со спортивным оборудованием (по желанию) : «Метание в цель», «Бег в обручах» и другие.
– Ну что, ребята! Нам пора собираться в обратный путь!
Уборка поляны и сбор рюкзаков.
Обратный путь. Коллективное исполнение любой знакомой детям песни.
По выходу с тропинки:
- Вы сегодня были очень внимательными и добрыми к природе, не отвлекались в походе и не отставали от группы. Молодцы!