Виктория Викторовна Суворова
Сценарий урока мужества «У войны не детское лицо»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: побуждать интерес к изучению истории своей страны; воспитывать сознательную любовь к Родине, уважение к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных детьми и подростками в годы Великой Отечественной войны; формировать активную гражданскую позицию.
Место проведения: ГКССУ СО «Петроввальский ДДИ для УОД»
Оборудование: компьютер, проектор, экран, краеведческая и художественная литература по данной теме.
Х
од [/b]
Ведущая:
Публикация «Сценарий урока мужества „У войны не детское лицо“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Сценарии праздничных мероприятий на 9 мая
- День Победы. Школьные уроки и сценарии к 9 мая
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2020
- Здравствуйте дорогие ребята. Сегодня мы собрались в нашем зале, чтобы провести урок мужества на тему: «У войны не детское лицо», чтобы почтить память детей погибших в годы Великой Отечественной войны.
Слайд 1
Начнём наш урок, с минуты молчания. Звук метронома.
Слайд 2;3;4
Война и дети… Как это страшно и как несправедливо! Дети и война несовместимы, как жизнь и смерть. Но в 1941 году об этом не вспоминали. Дети в годы войны сражались вместе со взрослыми и погибали на фронтах, в оккупированных фашистами городах и деревнях, в концентрационных лагерях, умирали от пуль и снарядов, от ран и болезней, от голода и холода.
Пускай во всем, чем жизнь полна,
Во всём, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана о том, что в мире было.
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье – не в забвенье!
(А. Т. Твардовский)
Слайд 5
По дорогам войны.
Дороги войны. По ним шли не только солдаты – дети тоже. У каждого из наших, героев была своя дорога, но всех их объединяло одно – любовь к своей Родине и желание жить свободными на своей земле.
Валя Котик
К началу войны он только перешёл в 6 класс.
С 1942 года был связным подпольной организации.
С августа 1943 года находился в партизанском отряде, участвовал в подрыве шести железнодорожных эшелонов и склада.
В бою 16 февраля 1944 года был смертельно ранен и на следующий день скончался.
В 1958 году Вале посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Слайд 6
Марат Казей
К началу войны Марату ещё не было и 11 лет, он вместе с мамой уходит в партизанский отряд.
Он стал разведчиком, проникал во вражеские гарнизоны и доставал ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их. и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. А в городе Минске поставлен памятник юному герою.
Слайд7
Зина Портнова
К началу войны Зина окончила 7 классов.
С 1942 года член подпольной организации «Юные мстители».
Участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против захватчиков. Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, по указанию подполья отравила пищу. В декабре 1943 года, возвращаясь с задания схвачена фашистами. На одном из допросов, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, но была схвачена. После пыток расстреляна. 1 июля 1958 года Зинаиде Портновой было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Слайд 8
Лёня голиков
Окончил 5 классов.
Разведчик- партизан. Участвовал в 27 боевых операциях.
Всего им уничтожено: 78 немцев, 14 мостов, два склада и 10 автомашин с боеприпасами.
Награждён орденами Ленина, Отечественной войны 1 степени, медалями.
13 августа 1942 года в штаб доставил портфель с документами. В их числе были чертежи и описание новых образцов немецких мин и другие важные бумаги военного характера. Представлен к званию Герой Советского Союза.
24 января 1943 года в неравном бою Леонид Голиков погиб.
Слайд9; 10
Пётр Клыпа
Пете было почти 15 лет, когда он стал юным защитником Брестской крепости. Он ходил в разведку, был связным между разрозненными подразделениями защитников крепости. Испытал горечь плена, предпринимал попытку побега, но безуспешно. Был схвачен и отправлен на принудительные работы в Германию, где стал батраком у немецкого крестьянина.
Слайд 11;12
Трагедия нашего народа была в том, что многие дети во время войны потеряли своих родителей, осиротели. Этим ребятам приходилось переживать голод, холод, болезни. У них не было крыши над головой. Они бродяжничали, попрошайничали, воровали, чтобы выжить. Так было и в блокадном Ленинграде.
В пилотке мальчик босоногий
С худым заплечным узелком
Привал устроил на дороге,
Чтоб закусить сухим пайком.
Горбушка хлеба, две картошки –
Всему суровый вес и счет.
И, как большой, с ладони крошки
С великой бережностью – в рот.
Стремглав попутные машины
Проносят пыльные борта.
Глядит, задумался мужчина.
– Сынок, должно быть, сирота?
И на лице, в глазах, похоже,–
Досады давнишняя тень.
Любой и каждый все про то же,
И как им спрашивать не лень.
В лицо тебе серьезно глядя,
Еще он медлит рот открыть.
– Ну, сирота. – И тотчас: – Дядя,
Ты лучше дал бы докурить.
(1943 А. Т. Твардовский)
Слайд13
Труд детей и подростков в годы Великой Отечественной войны. Жизнь детей и подростков в годы войны не назовёшь лёгкой. От голода и болезней умерли многие тысячи ребят. В колхозах дети с 9 лет уже работали на полевых работах, собирали вместе с взрослыми посылки на фронт для бойцов Советской армии. Девочки работали в госпиталях санитарками, в школах организовывались концертные бригады для выступлений в госпиталях. Школьники собирали металлолом, чтобы на заводах из него делали оружие для защиты Родины
Многие заводы были эвакуированы, и в заводских цехах работало много подростков. Ребята делали снаряды, различные детали к военной технике. Часто таким работникам делали специальные подставки из дерева, потому что они ещё не доросли до высоты станков. В деревообрабатывающих цехах подростки делали ящики для снарядов, мин, патронов.
Эти ребята и девчонки тоже были солдатами, солдатами трудового фронта. Все свои сипы они отдавали труду, помогали взрослым ковать будущую Победу. Вера в то, что наша Родина будет, свободной помогала ребятам в недетском труде
Слайд 14; 15
Давайте вспомним Таню Савичеву
Школьница, которая с начала блокады Ленинграда стала вести дневник в записной книжке. Почти вся семья Тани Савичевой погибла в период с декабря 1941 года по май 1942 года. В её дневнике девять страниц, на шести из которых даты смерти близких людей - матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Сама Таня умерла уже вэвакуации. Блокаду пережили только её старшие сестра Нина и брат Михаил, благодаря которым дневник Тани уцелел и стал одним из символов Великой Отечественной войны.
Слайд16
Памятник «Цветок Жизни». Это памятник во имя жизни и против войны юным героям Лениннграда 1941-44гг.
Слайд 17;18;19
А сколько детей погибло в концлагерях?
Детей увозили вместе с родителями – кого в концентрационные лагеря, кого на принудительные работы в Прибалтику, Польшу, Германию или Австрию. Фашисты пригнали в концлагеря тысячи детей. Оторванные от родителей, испытывая все ужасы концлагерей, большинство из них погибло в газовых камерах. Это были еврейские дети, дети расстрелянных партизан, дети убитых советских партийных и государственных работников.
Саласпилс (концлагерь «Куртенгоф») — концентрационный лагерь созданный во время Второй мировой войны на территории оккупированной нацистской Германией Латвии. Существовал в 18 километрах от Риги рядом с городом Саласпилс с октября 1941 года до конца лета 1944 года.
Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за содержания в нём малолетних узников, которых затем стали использовать для отбора крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали.
Слайд 20
Слайд 21
Бухенвальд
Один из крупнейших концентрационных лагерей на территории Германии, располагавшийся близ Веймара в Тюрингии. С июля 1937 по апрель 1945 года в лагере было заключено около 250 000 человек. Бухенвальд имел 138 концлагерей-филиалов. Заключённых эксплуатировали и владельцы крупных промышленных фирм, чьи предприятия были расположены в районе Бухенвальда.
Слайд 22
Ангел Смерти – Йозеф Мергель
Красивый молодой человек с прекрасными манерами и доброй улыбкой получил прозвище Ангел Смерти.
Это врач- садист, получавший наслаждение от лицезрения чужих мучений, проводивший опыты над живыми людьми, особенно над маленькими детьми.
Слайд 23; 24; 25.
Чтобы люди помнили те страшные дни, скульпторы воздвигали памятники, поэты писали стихи, художники рисовали картины о войне. В нашем городе есть мемориал воинам, погибшим в годы Великой Отечественной Войны «Никто не забыт- ничто не забыто»
Слайд 26
Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойно спят города.
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой.
Ни один пусть не рвется снаряд
Ни один не строчит автомат.
Оглашают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса.
И пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда!