Наталия Токмакова
Сценарий совместного познавательно-речевого мероприятия «Путешествие по детсадовской школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий познавательно-речевого мероприятия
в подготовительной к школе группе
компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)
и родителей
«Путешествие по детсадовской школе»
Подготовила: учитель-логопед
Токмакова Наталия Викторовна
Цель: привлечь внимание родителей к речевым проблемам детей.
Задачи:
1. Вооружить родителей практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
Публикация «Сценарий совместного познавательно-речевого мероприятия „Путешествие по детсадовской школе“» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2. Продемонстрировать на практике уровень речевого развития детей, развитие ребенка в игровом общении со сверстниками.
3. Подвести родителей к осознанию того, что совместная деятельность родителей и специалистов ДОУ наиболее эффективна.
План семинара - практикума:
1. Приветствие. Вступительное слово учителя - логопеда.
2. Практическая часть с родителями.
3. Консультация для родителей. Что такое речевая готовность ребёнка к школе?
4. Практическая часть. Игры с родителями и детьми.
5. Рефлексия.
Ход мероприятия
В игровой находятся только родители обучающихся, учитель-логопед, воспитатель. Мероприятие проводит учитель-логопед.
Приветствие. Вступительное слово.
- Добрый день, уважаемые родители. Мы очень рады вас видеть.
Сегодня наш с вами разговор о готовности детей к школе. Готовы ли наши дети пойти в школу? Что волнует родителей? Эти и другие вопросы мы разберем сегодня. А также поиграем с детьми и проведем работу над ошибками.
Практическая часть с родителями.
Перед Вами лежат чистые листы бумаги, предлагаю написать на них ваши беспокойства по поводу поступления вашего ребенка в первый класс (если они есть). Родителям дается время.
Поместите пожалуйста ваши листочки на дерево (на доске силуэт дерева).
Учитель-логопед подводит итог по результатам ответов. Акцентирует речевые проблемы.
Консультация для родителей. Что такое речевая готовность ребёнка к школе?
Важное место при подготовке ребенка к школе принадлежит развитию речи. Сделать речь ребенка правильной и красивой – задача важная и непростая.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, шире его возможности в познании действительности, активнее происходит его психическое развитие.
К моменту поступления ребенка в школу, родителям нужно обратить внимание на развитие речи дошкольника.
Готовность ребёнка к школьному обучению во многом определяется уровнем его речевого развития.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка, как средства общения. Перечислим их:
1. Звуковая сторона.
У вашего ребёнка должно быть четкое, правильное произношение всех звуков.
2. Сформированность фонематических процессов.
Достаточно хорошо сформированные и развитые фонематические процессы: умение на слух различать звуки по звонкости-глухости (бочка – почка, твердости – мягкости (банка – белка).
Навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова:
• уметь выделять заданный звук из слова (есть такой звук или нет)
• выделять первый и последний звук в словах
• определять место звука, а также их количество и последовательность звуков в слове.
Определять количество слогов в слове, ребенок должен уметь отбирать картинки с заданным количеством слогов.
3. Словарный запас должен соответствовать возрасту.
Словарь ребенка до 3500 слов. Ребенок должен уметь обобщать и классифицировать предметы по группам: не только времена года, овощи, фрукты, грибы, ягоды и т. д., но и головные уборы, ткани, посуда, транспорт, профессии, инструменты, комнатные растения, геометрические фигуры, школьные принадлежности, знать зимующих и перелетных птиц, названия детенышей животных.
4. Иметь грамматически правильно оформленную речь.
Уметь пользоваться различными способами словоизменения и словообразования (стол – столик, ковер - коврик, варенье из вишни вишневое, сок из ананаса- ананасовый).
Уметь образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе (ухо - уши, лист - листья много карандашей, пней, лис).
Согласовывать имена существительные с именами прилагательными (коричневая юбка, коричневое пальто).
Правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные (лисий хвост, медвежье ухо).
Уметь употреблять не только простые, но и сложные предлоги и т. д. (из-под стола, из-за дерева).
5. Связная речь.
Уметь связно, последовательно, а также четко и точно формулировать основную мысль высказывания.
Владеть навыком полного и краткого пересказа, составления описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, из личного опыта.
Владеть нормами речевого этикета: использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (обращаться в соответствии с возрастом собеседника, внимательно его слушать, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).
6. Мелкая моторика.
Поскольку в школе ребенку предстоит овладеть новым, сложным для него видом деятельности – письменной речью, рука должна быть готова.
Практическая часть.
И так, готовы ли наши дети к школе? На чистых листах бумаги напишите, что Вас радует в вашем ребенке, какими знаниями, умениями он обладает. Родителям дается время.
Эти листочки поместите на дерево рядом с беспокойствами. Мы ещё вернемся к дереву, а сейчас приглашаю к нам сюда наших детей.
Дети занимают место на ковре.
Сегодня вместе с родителями, мы отправимся в одно очень интересное место. Хотите узнать куда? (ответы детей).
Вы сами должны догадаться, решив кроссворд.
Учитель-логопед загадывает загадки. Ответы вписываются в кроссворд.
1. Все в снегу стоят деревья,
Белый на земле ковёр.
На прогулку мы наденем
Этот головной убор. (Шапка)
2. Сам дней не знает,
А другим указывает. (Календарь)
3. Пришла без красок,
И без кисти,
И перекрасила все листья. (Осень)
4. Хоть и не прачка я, друзья,
Старательно стираю я. (Ластик)
5. Сели на странички
Тридцать три сестрички.
Сели рядом — не молчат,
Нам загадки говорят. (Алфавит)
Дети отгадывают, родители помогают читать главное слово «школа».
Догадались! Мы отправимся в школу. Конечно пока не в настоящую, а в нашу детсадовскую.
И сначала мы поиграем в игру «Зоопарк». Условие - нельзя ничего говорить вслух. Дети стоят в кругу на ковре. Ведущий, проходя по кругу, называет каждому на ухо название животного (домашнее, дикое или животное жарких стран).
Прошу разделиться на команды. К первому столу подойдут домашние животные, ко второму – дикие животные, к третьему – животные жарких стран. (На столах для ориентира картинки животных). А Вы, уважаемые родители, займите место рядом со своими детьми. Просим принять активное участие.
В нашей садовской школе сегодня ученики дети, а их родители первые помощники и учителя. Помогать в школе будут воспитатели и я. А также мы будем следить за выполнением заданий и ставить отметки. За правильное выполнение всех заданий команда будет получать смайлики. Готовы? Тогда звенит первый звонок, и мы начинаем урок.
«Разминка». Каждой команде необходимо описать животное. У вас на столах картинки животных. Дети по очереди произносят слова. Условие – слов описаний должно быть как можно больше. Смайлик получает та команда, которая больше назовет слов.
1 задание «Игра в слова». У каждой команды на столах картинки. Всей командой вы составляете цепочку слов, каждое из которых должно начинаться на последний звук предыдущего слова. Первое слово у вас помечено. (например, машина, аист, топор, руль, лимон). Дети работают коллективно. Взрослые следят, чтобы каждый из детей принял участие. Результат оценивается смайликом.
2 задание «Шифровальшики». В этом задании вы будете зашифровывать слова в схему. Возьмите по картинке. Нужно поделить слово на слоги и поставить ударение. Поместить картинки рядом с нужной схемой. На доске схемы с одним, двумя, тремя схемами. Смайлик получает та команда, у которой больше правильных ответов.
3 задание «Волшебники». У вас на столах ребусы. Каждому из вас необходимо собрать слово по первым звукам, и выполнить звуковой анализ слова. Получившиеся слова: маки, Вика, Дима, пони, Нина. Смайлик за большее количество правильных ответов.
Звенит звонок. Перемена
Приглашаю всех на веселую перемену. В нашей детсадовской школе есть урок логоритмика. Сейчас дети отобьют ритмический рисунок, а затем взрослые повторят. Звучит музыка.
Звенит звонок. Дети и родители занимают места за столами
Начнем наш второй урок «Чтение»
1 задание «Глазастики». В этом задании надо найти буквы в одинаковых геометрических фигурах, прочитать слово. Проверим чья команда прочитает больше слов. Условие – родители не помогают выполнять задание. Чья команда больше прочтет, та и получит смайлик. Задание выполняет каждый ребенок.
2 задание «Головоломки». Родители зачитают для вас головоломку, а вам нужно её разгадать, исправить неправильные предложения). По два предложения каждой команде. За каждое правильное предложение команда получает смайлик.
ДИВАН ЛЕЖИТ НА КОШКЕ,
У КЛЮВА ДЛИННАЯ ВОРОНА,
ДОМ СТОИТ У МАШИНЫ,
В ЧАЕ ГОРЯЧАЯ КРУЖКА,
ПО ДОЖДЮ СТУЧИТ ДОРОЖКА,
ЛЕС РАСТЁТ В ЯГОДАХ.
Скоро прозвенит звонок и нам пора заканчивать урок. Команды подсчитайте свои смайлики. Подводится итог.
Звенит звонок. Дети с воспитателем уходят.
Уважаемые родители, все вы увидели на что способен ваш ребенок, как общается, как занимается. В начале нашей встречи, вы писали ваши беспокойства и успехи детей. Есть ли среди вас те, чьи беспокойства развеялись после игр с детьми? Предлагаю подойти к дереву и удалить их. Может среди вас есть те, которые наоборот забеспокоились? Тогда следует провести работу над ошибками. Наши рекомендации вам в этом помогут. Педагог раздает родителям буклеты с рекомендациями и советами.
5. Рефлексия
– Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Педагог – это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) педагог бессилен. Отсюда можно вывести такое правило:
ТОЛЬКО СООБЩА, ВСЕ ВМЕСТЕ, МЫ ПРЕОДОЛЕЕМ ВСЕ ТРУДНОСТИ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ!
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рекомендации и советы для родителей:
1. Общайтесь со своими детьми! Важно не количество, а качество общения. Задавайте такие вопросы, на которые нельзя отделаться односложными ответами. Отвлекитесь от своих бесконечных проблем, поговорите с малышом.
2. Убираясь в квартире, попросите ребенка найти не меньше 5 -10 слов (названий предметов, где первым был бы какой-то определенный звук. Только помните, что именно звук (не удивляйтесь, если на звук «А» ребенок назовет «огурец» - он прав, с правописанием таких слов он познакомиться в школе)
3. Возвращаясь домой из детского сада, на прогулке, попросите, чтобы малыш назвал предметы, которые видит и составил с ними предложения с определенным количеством слов.
4. В магазине можно использовать время покупок для плодотворной работы по развитию словаря и звукобуквенного анализа: найти на полках новые или незнакомые фрукты–овощи, продукты с определенным количеством звуков или слогов; устроить соревнование – кто больше найдет таких слов.
5. Учите слушать и слышать! Пусть ребенок выполнит Ваше «секретное» поручение, повторит за вами скороговорку. Развивая слуховое внимание, попросите 1 минуту молчать, а затем спросите, что он услышал за это время, какие звуки, голоса.
6. Обязательно читайте вслух!
7. Лепите, рисуйте, раскрашивайте, собирайте бусы.
И помните о том, что любые совместные игры и действия, даже самые простые, полезны для ребенка, поскольку они развивают не только речь, но и высшие психические функции: внимание, мышление, память, восприятие. Но и они принесут пользу только тогда, когда выполняются без принуждения, в игровой форме, с положительным эмоциональным настроем.
Если вы действительно хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не делается по взмаху волшебной палочки, обязательно нужны терпение, время, положительный настрой и, конечно же, система.