Мария Трубкина
Сценарий сказочной театрализованной постановки по сказам Бажова «Сказы земли Уральской»
▼ Скачать + Заказать документы
В Свердловской области 2019 год объявлен Годом Бажова- в честь 140-летия со дня рождения сказочника. Мы с педагогами и детьми подготовительной к школе группе решили посвятить этой дате праздничное новогоднее театрализованное представление.
Сценарий сказочной театрализованной постановки «Сказы земли Уральской»(по сказам П. П. Бажова)
Цель:
Публикация «Сценарий сказочной театрализованной постановки по сказам Бажова „Сказы земли Уральской“» размещена в разделах
- Бажов П.П.
- Сценарии по сказкам
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Урал - наш край родной
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2019
Знакомство детей с героями сказов великого русского писателя - Павла Петровича Бажова, через новогоднюю театрализованную постановку.
Задачи:
- воспитание любви к родному краю, его богатствам;
- социализация детей средствами театрального искусства;
- развитие эмоциональной сферы ребёнка через театрализованные постановки;
- знакомство с разнообразием самоцветных камней;
- развитие творческих способностей воспитанников;
Дед Мороз - взрослый, все остальные действующие лица и ведущие - дети.
Ход праздника.
Дети
Однажды день и час приходят
Все ждут с надеждой их приход
И чудо снова настает
И это чудо – Новый год
1-й: - Спешите, девчонки! Спешите, мальчишки!
Пускай вас морозец ничуть не страшит!
Спешите послушные и шалунишки,
Спешите и взрослые, и малыши!
Бабушки, дедушки, мамы и папы!
Смелей подходите с ребятами к нам!
Сегодня у нас в Новогодней программе
Игры со сказками пополам!
2-й: Ребята, спешите к нам поскорей
Красавица ёлка огнями зовёт!
Своих озорных и весёлых друзей
Она приглашает встречать Новый год!
Свечи горят и сверкают игрушки,
У ёлки сияет звезда на макушке,
За руки мы в хороводе взялись,
Пришел новый год — чудеса начались!
Все мы желанья сейчас загадаем,
В дом свой волшебную сказку впускаем,
Праздник в разгаре, веселье идёт,
Счастье и радость несёт Новый год!
3-ый: Белым, сказочным ковром снег на землю лег,
Застелил тихонько он тысячи дорог,
Чтобы в красочных санях добрый Дед Мороз
Вам подарки в Новый год без труда привез.
Пусть сверкает елочка дивной красоты,
Чтоб сбывались детские поскорей мечты,
И пускай ваш праздничный зимний хоровод
Вам, ребята милые, радость принесет!
Новогодний хоровод Зимние узоры
1 реб. Новый год, Новый год —
Белые снежинки.
Он торопится, идёт —
Рассыпая льдинки.
А вокруг зима метёт —
Провожая осень.
Зимний праздник к нам идёт
По верхушкам сосен.
Новый год, Новый год —
Зажигает свечи.
Пусть вам счастье принесёт
Новогодний вечер!
Бой часов, салют с небес,
Снежные оковы.
Старый год растаял весь —
На пороге Новый!
2 реб:
Гнутся ветви мохнатые
Вниз к головкам детей;
Блещут бусы богатые
Переливом огней;
Шар за шариком прячется,
А звезда за звездой,
Нити светлые катятся,
Словно дождь золотой…
Поиграть, позабавиться
Собрались дети тут
И тебе, ель-красавица,
Свою песню поют.
Все звенит, разрастается
Голосков детских хор,
И, сверкая, качается
Елки пышный убор.
Песня Этот Новый Год
(пока дети поют вывести Снегурочку)
Вед: - Дети, посмотрите все кругом.
Мы же с вами очутились
В царстве сказочном, лесном.
Лежит повсюду снег на ветках пышных,
А на полянке ветерка не слышно.
Лес укрыла тишина.
Ночь вокруг темным темна.
Может сказка здесь живёт?
Слышите, кто-то идёт…
В ЗАЛ ВХОДЯТ ДЕД МОРОЗ И СНЕГУРОЧКА. (Д. М. взрослый)
Д. М. Здравствуй, праздник новогодний
В блестке звезд!
Все: Здравствуй, здравствуй, гость желанный
Дед Мороз!
Д. М. С Новым годом, с Новым годом
Поздравляю всех детей!
С Новым годом, с Новым годом
Поздравляю всех гостей!
Шел я по горам высоким,
По заснеженной реке.
Что за славные подарки
У меня лежат в мешке.
Для ребяток там- игрушки,
Там для елок - огоньки,
Там веселье, игры, горки,
Там и лыжи, и коньки!
Там снежинок целый ворох
И метелей хоровод.
Этих праздничных подарков
Хватит вам на целый год.
Снегурочка: Я вас тоже поздравляю,
Счастья, радости желаю.
Пусть звенит всегда ваш смех,
С Новым годом всех, всех, всех!
Вед: Дедушка Мороз, мы с ребятами хотим попасть в сказку, ведь сегодня Новый год!
Д. М. : Что ж это интересно, а мне можно с вами?
Дети: Да!
Д. М. : Тогда чуть-чуть поколдуем!
Вьюги, вьюги, закружите,
Дорогу к сказке покажите!
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке заходи,
Это присказка ребята,
Сказка будет впереди…
Будет сказка занимательна,
Слушайте её внимательно…
Кто уши широко раскроет- много всякого усвоит…
А кто невзначай уснёт, тот ни с чем уйдет…
(садится на стул, рядом садится Снегурочка)
Под музыку выходят девочки-вьюги, за ними прячутся девочки-ящерки. Ящерки вывезли декорации и ушли за кулисы.
Выходят горные мастера Данила и Степан. Они ищут камни.
Вед. (дети)
Уж как вышли-то два брата
Из деревни до горы.
Одного зовут Степаном,
А другого звать Данил!
Вед.
Солнце на закате.
Время на утрате.
Присели вместе у горы
Задремали до поры.
Задерживается у спящих. И исчезает. Затем появляется хозяйка Медной горы. В сопровождении ящерок. Степан просыпается.
Музыка прекращается.
Хозяйка: Ты что же Степан на девичью красу даром глаза пялишь? За погляд-то ведь деньги берут. Иди-ка поближе, поговорим маленько.
Степан пытается подойти.
Ящерки загораживают Хозяйку.
Хозяйка хлопает в ладоши. Ящерки разбегаются.
Хозяйка: Ну, теперь-то ты признал меня, Степанушка?. (смеется).
Степан: Ах, да это сама хозяйка Медной Горы пожаловала.
Хозяйка: Ты не пужайся. Худого я тебе не сделаю.
Степан: Кого мне бояться, коли глаз от тебя отвести не могу. Гляжу не нагляжусь.
Хозяйка: А хочешь, покажу приданое мое?
Звучит музыка. Выбегают ящерки. Переворачивают декорации. На них с обратной стороны изображен интерьер чертогов хозяйки Медной Горы.
Степан: Приданое у тебя царям впору, а я человек рабочий, простой. Не пристало бедняку на богатстве жениться.
Хозяйка: Ну, прощай, Степан Петрович. Смотри, вспоминай обо мне. На-ка возьми шкатулку на память.
Ящерки повторяют движения танца. Хозяйка уходит. Ящерки вновь переворачивают декорации назад и уходят, разбудив, Данилу. Печальный Степан ставит шкатулку посередине зала и уходит.
Выходят Танюшка и Хозяйка в платке.
Танюшка: Есть у нас дорогая тятина памятка - шкатулка малахитова. Вот где каменья. Век бы на них глядела.
Хозяйка: Мне покажешь, доченька?
Танюшка: Покажу, когда дома никого из семейных не будет.
Вед. Достала Танюшка шкатулку, показывает.
Хозяйка: Надень-ко на себя - виднее будет.
(Танюшка стала надевать.)
Хозяйка: Ладно, доченька, ладно! Капельку только поправить надо.
(Снимает платок, берет Танюшу за плечи, разворачивает к себе спиной, к зрителям лицом)
Хозяйка: Встань-ко, доченька, пряменько. Заставлю тебя повернуться, так ты, смотри, на меня не оглядывайся. В зеркало смотри, примечай, что будет, а ничего не говори. Ну, поворачивайся!
Хозяйка. Ой вы, камни самоцветные,
Ой вы, яхонты заветные,
Изумруды ярко травные,
И сапфиры синеглазые,
Хрустали мои сияющие,
Белым серебром мерцающие,
Ярким золотом горите,
Танец свой нам покажите!
Танец" Хоровод самоцветов".
Д. М.
А сейчас пришла пора,
Поиграть нам детвора!
Ну-ка, живо поднимитесь,
Дружно за руки возьмитесь.
Мы под елочкой как раз
Заведем игру сейчас!
Снег: Дедушка, а какой ты нас порадуешь игрой?
Д М: Ох, придумал я игру! Позабавлю детвору!
Игра «Хозяйка Медной горы»
Цель: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Ход игры: В центре круга сидит на корточках ребенок. Он - Хозяйка (Хозяин) Дети идут вокруг него хороводным шагом, произносят слова, по окончании слов останавливаются.
Хозяйка (-ин) Горы Медяной!
Что сидишь ты под горой?
Выгляни на чуточку-
На одну минуточку.
Ребенок встает, закрывает глаза, подходит к другому ребенку и на ощупь определяет, к кому подошел, называет его имя. Если угадал, то садится угаданный ребенок. (Игра начинается снова).
Снег. Вот как славно поиграли
И немножечко устали.
Вы теперь, друзья, садитесь,
Отдохните, улыбнитесь.
Вед. А шкатулка-то непростая.
Вся в каменьях, дорогая.
Сила дадена была ей
Хозяйкой на века.
Привлекать к себе богатство,
Из далёка-далека!
Вед. Подойдет ли кто, посмотрит,
Заколдованный уходит.
Жил Данила в тех местах.
Горным делом занимался.
Со шкатулкой повстречался
И с тех пор не ест, не пьет
А с хозяйкой встречи ждет!
Звучит таинственная музыка. Появляется хозяйка с ящерками.
Данила: Может мне это кажется. Сама хозяйка пожаловала!
Хозяйка: Ну что, Данила-мастер, не вышел каменный цветок?
Данила: Не вышел. Не могу больше. Измаялся весь, не выходит. Покажи его мне!
Хозяйка: Показать-то просто, да потом жалеть будешь.
Данила: Не отпустишь из горы?
Хозяйка: Зачем не отпущу! Дорога открыта, да только все ко мне назад возвращаются!
Выходят ящерки с цветами. Становятся в позиции.
Данила: Покажи, сделай милость!
Хозяйка: Ну, раз так, пойдем Данила-мастер, в мой сад. !
Звучит музыка цветов. Хозяйка подводит Данилу к ящеркам, касается всех цветов. Ящерка выносит цветок и подает Даниле. Уходят. В конце хозяйка уводит всех за гору.
Д. М. : Ай, да молодцы ящерки, а мы вот с ребятами и ящерками сейчас в игру поиграем «Ледяные фигуры» вставайте в хоровод под елку
Я холодным ветром дую (дети врассыпную бегают по залу под муз.)
Всех ребяток заколдую,
Старым посохом взмахну,
Сам от холода чихну! (Д. М. потешно чихает)
Посчитаю: раз, два, три!
Сказка снежная, замри! (Дети замирают в красивых позах
Дед Мороз: - Ох, устал я, посижу, да на танец погляжу.
(Выходят дети в русских костюмах)
Дети: - Наши русские наряды очень даже хороши,
Мы станцуем танец зимний для гостей от всей души!
ТАНЕЦ «Зимушка-зима»
Д. М. Ой, Снегурочка, что-то с моими ногами неладное творится. Эй ты, правая нога, ты что делаешь? А ты, левая нога, что вытворяешь? Да они, верно, у меня плясать хотят!
Снег. Пусть сыплются иголки,
Меркнет свет.
У Новогодней елки
Вам спляшет дед!
ПЛЯСКА ДЕДА МОРОЗА.
Вед. Плясать ты мастер, дед Мороз. А теперь сядь, посиди да наших ребятишек послушай. Они тебе стихи прочтут.
Вед. В сказке много приключений, очень радостных волнений,
Побеждает в ней добро, ведь оно сильней, чем зло.
Снег. Динь-динь-дон-
Минутки скачут,
Динь-динь-дон –
Часы идут.
Динь-динь-дон –
А это значит,
Наша сказка тут как тут!
На опушке леса домик деревянный,
В нём живёт дед Кокованя
Вед. Семьи у него не осталось, он и решил взять в дети сиротку. Поспрашивал у соседей, они и посоветовали взять одну девчоночку лет шести.
Кокованя: Несподручно мне с девчонкой-то. Парнишечко-то лучше. Обучил бы его своему делу. А с девчонкой как? Чему её учить-то стану?
Садится, думает.
В это время выбегают дети играть в игру «Лапоток».
Цель: развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить слова громко.
Дети Эх, лапти, да лапти, да лапти мои.
Лапти липовые.
Вы не стойте у ворот, заходите в огород.
Вед. : Лапти готовы?
Дети: Нет! Дети ходят врассыпную (можно отвечать нет несколько раз)
Эх, лапти, да лапти, да лапти мои.
Лапти липовые.
Вы не стойте у ворот, заходите в огород.
Вед. : Лапти готовы?
Дети: Готовы!
Вед: Тогда бросайте. (отворачиваются, и бросают чешек через плечо)
Вед. : А теперь сплясать в одном можете?
Дети: Да! (танцуют, на обутой ноге)
Вед: Раз, два, три каждый лапоть свой бери (сделать пометки чтоб не перепутали)
Снег. Не будем времени терять,будем сказку продолжать
Вед: В праздничный день приходит он в ту избу к тем людям, у кого сиротка жила. Видит, полна изба народу: больших и маленьких. Отдельно девочка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девочка эту кошку гладит и она до того звонко мурлычит, что по всей избе слышно.
Кокованя: Это у вас Григорьева – то дочка?
Хозяйка: она самая. Мало одной-то, так еще и кошку драную где-то подобрала. Всех моих детей перецарапала, так еще и корми её.
Кокованя: Неласковые твои видно ребята, у неё-то мурлычет.
(обращается к сиротке).
Ну как, Подаренка, пойдешь ко мне жить?
Даренка: Ты дедо как узнал, что меня Даренкой зовут?
Кокованя: Да так, не думал, не гадал, нечаянно попал.
Даренка: А ты хоть кто?
Кокованя: Я – вроде охотник. Летом золото добываю, зимой за козлом бегаю, да все увидеть не могу. Мне посмотреть охота, в каком месте он правой передней ножкой топнет.
Даренка: А тебе на что это?
Кокованя: А вот пойдешь ко мне жить, так все и расскажу.
Даренка: Пойду, только ты эту кошку Муренку тоже возьми. Гляди, какая хорошая…
Кокованя: Про это что и говорить!
(хозяйка собирает вещи, отдает кузовок)
Кошка: (трется и мурлычет) Правильно придумал, правильно!
Вед: Так и стали жить вместе: дед Кокованя, Даренка, да кошка Муренка. Кокованя с утра на работу уходил, Даренка по дому работала, кошка Муренка на охоту ходила, мышей ловила.
Дар: Дедо. Ты про козлика – то скажи, какой он? (Дергает деда за рубаху)
Дар: Дедо, а рожки у него есть?
Дед: Рожки-то у него отменные. У простых козлов на две веточки, а у него на пять веток.
Звучит музыка. Из-за елок появляются «Серебряное копытце» и кошка «Муренка».
Дар: Дедо, вот он Серебряное копытце за елкой скачет.
(танец исполняют девочки и Серебряное копытце)
Танец Серебряное копытце
Вед. По сугробам среди сосен
Козлик мчался быстро очень.
Где копытцем постучал,
Там весь снег искриться стал.
Из- под легкого копытца
В небо камешки летят,
И копытце серебриться.
Искры золотом горят!
Сер. Копытце По земле я стукну ножкой-
Озарится все кругом
Ваша елка заискрится,
Засияет вся огнем. (бьет копытом под елкой)
Разноцветными огнями,
Самоцветными камнями
Ваша ёлка заиграла,
Осветила всё вокруг!
И прекрасней ёлки вашей
Нет, конечно же, нигде!
По густым пушистым веткам
Огоньки бегут к звезде!
Ёлочку приветствуем,
Ёлочку встречаем,
Ёлочке веселую песню посвящаем!
Хоровод «Северная елочка»
Снег. Дед Мороз, а мы хотим с тобой поиграть!
Дед Мороз: Давайте сыграем в мою любимую игру. Она называется «Сугробы и снежинки».
Мы мороза не боимся,
Мы внимательны во всем,
Скажу «сугробы» – мы садимся,
Скажу «сосульки» – все встаем.
Как скажу «снежинки» – кружимся,
«Елочка» – хлопаем руками.
Кто из вас внимательный
Мы сейчас узнаем.
Д. М. Ох какие сорванцы! А вот я вас сейчас раздую. Дети убегают.
Д. М. Ладно, пойду-ка я, посижу…
Ох устал, я отдохну,
Возле ёлки посижу.
Поставлю рядом посошок
Да послушаю стишок.
Стихи Деду Морозу
Д. М Я, веселый старик, к снегу, к холоду привык.
Стало жарко мне, друзья. Ох, сейчас растаю я.
Вед. А давайте споём песню о Красавице-Зиме
Песня Зима-Красавица
Д. М. Ай да песня, чудеса.
Снег. Ну что полегчало, дедушка.
Д. М. Ой, полегчало внученька. Можно нам и домой отправляться.
Вед. Дед Мороз, ты по-моему про подарки забыл!
Д. М. Да нет, не забыл. Снегурочка поди-ка, принеси мне мой мешок волшебный. Во-о-он там под елочкой я его поставил…
Снегурочка с трудом приносит мешок.
Д. М. Посмотри, какие подарки нынче я приготовил!
Вед. (заглядывает) Дедушка Мороз, а подарков-то здесь нет…
Д. М. Как нет?
Вед. Сам проверь. Только камни самоцветные….
Д. М. Ох, ох, это пока я с вами у Хозяюшки-то был, все подарочки в камни самоцветные превратились.
Вед. Что же наши дети без подарков останутся?
Д. М. Ну я ли не волшебник?
Ну-ка, посох мой волшебный, постучи
Самоцветы все в подарки преврати.
Вывозят короб с подарками. Раздача подарков.
Д. М. Жаль друзья, прощаться надо.
Но домой уже пора.
Будьте счастливы, ребята!
С Новым годом, детвора!
(Дед Мороз раздает подарки, Снегурочка и др герои помогают)
Дед Мороз: Желаем вам на Новый год
Всех радостей на свете,
Снегурочка: Здоровья на сто лет вперед
И вам, и вашим детям!
Хоз. мед. горы:
Северный ветер, расправь свои крылья,
В сказку мне снова пора!
Мы вам волшебные двери открыли
В мир красоты и добра!
. Дед Мороз: Здоровья вам, успеха и радостного смеха.
Д. М уходит.