Елена Кухарева
Сценарий родительского собрания на тему: «Игра — это серьезно»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;
• заинтересовать проблемой;
• приобщить к игре ребенка в условиях семьи;
• вооружить родителей знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек (памятка)
Предварительная работа:
1. Анкетирование.
2. Съемка видеофильма «Игра в режимных моментах наших детей»
3. Установление за неделю в раздевалке копилку ответов на вопрос: «Как играют ваши дети, понаблюдайте и напишите».
План:
1. Актуальность. Значение игры в развитии ребенка.
Публикация «Сценарий родительского собрания на тему: „Игра — это серьезно“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
2. Просмотр видеофильма «Игра в режимных моментах наших детей».
3. Рассматривание педагогических ситуаций:
- обсуждение
- выступление воспитателей
4. Практическая часть «Играют все!».
5. Чаепитие
Ход собрания
Часть 1. Звучит музыка.
Вступление.
С давних времен многие мыслители, философы, этнографы, педагоги и психологи задаются вопросом: «Что же такое игра?», «Почему ребенок увлечен этим видом деятельности?».
Ведущие отечественные психологи Л. С. Выготский и Д. Б. Эльконин убеждают нас в том, что игра необходима дошкольнику, так как это такой вид деятельности, в которой ребенок больше всего готовиться к школе, так как в ней развиваются психические процессы, способствующие развитию познавательных процессов и познавательных способностей. В последние годы к игре перестали относиться серьезно, и как следствие у детей слабые игровые навыки. Одна из причин того, что дети не играют - недооценка этой деятельности взрослыми. Главный аргумент взрослых: игра - бесполезная деятельность, которая не пригодиться в будущем (в отличие от письма и счета).
В игре дошкольник учиться относится к придуманному ему миру, как настоящему, со всей серьезностью. Играя, ребенок всегда находится на стыке реального и игрового мира, занимает одновременно две позиции: реальную - ребенка, и условную – взрослого. Это основное достижение игры.
Об этом, мы и хотим обсудить на нашем собрании тему «Почему ребенку нужна игра?». Вам будет предоставлена возможность высказать свою точку зрения, подключиться к дискуссии, проанализировать ситуацию. А так же получить более полные ответы на вопросы, которые были заданы вам в анкетах.
Воспитатель: Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку? Помните, во что играли вы в своем детстве?
(выслушиваются ответы родителей)
А теперь для начала, мы предлагаем вам, посмотреть небольшой видеофильм «Игра в режимных моментах наших детей». В нем вы сможете увидеть своих детей со стороны, как и в какие игры они играют.
2. Просмотр видеофильма
3. Рассматривание педагогических ситуаций.
Воспитатель: А как играют ваши дети дома? (выслушиваются ответы родителей).
Рассматриваются ситуации из «копилки» ответов.
Ситуация:
Моя дочка все время играет, она постоянно разговаривает сама с собой, нарезала бумажные деньги, складывает и выкладывает их в сумочку.
Разве это помогает ее развитию?
Воспитатель: А в чем, по вашему мнению, заключается роль игры в развитии ребенка?
Предлагается желающим выступить, высказаться. После чего идет обобщение ответов.
Воспитатель: Да, роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями. Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителей, летчиком и т. д. Сюжетно-ролевая игра очень популярна и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так, потому что основными ее элементами является игровой замысел, разработка сюжета, собственные игровые действия, выбор и распределение ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила. Игра – потребность детского организма и средства разностороннего воспитания ребенка.
Ситуация:
На участке детский гомон. Новенький мальчик, впервые попавший в детский сад, с любопытством рассматривает играющую детвору : одни подвозят песок, другие грузят его в машину, третьи строят песочный город.
- Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними? – обращается к ребенку воспитатель.
Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает:
- Не, я их сейчас расстреляю!
Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома и целиться в сторону играющих.
- За что же ты их хочешь расстрелять? - снова обращается к мальчику педагог.
- А так, не за что, я же разбойник.
- Ему бы только стрелять, да в войну играть,- жалуется вечером воспитателю мать, вон ему опять саблю новую купила.
- Для таких игр у него, кажется, нет недостатков в игрушках, - спрашивает воспитатель.
- Да, конечно, соглашается мать. Он требует, приходиться покупать.
- А вы не пытались переключить его на другие игры, более спокойные?
- А зачем?- недоумевает женщина. Пусть играет, во что хочет.
Вопросы
• «Какое значение, по вашему мнению, имеют в нравственном становлении личности те роли, которые берет на себя ребенок?»,
• «В чем, по-вашему, состоит воспитательное значение игр?»,
• «Как бы вы повели себя в данной ситуации?».
Высказывания родителей.
Комментарии воспитателя: В игре ребенок приобретает новое и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а так же нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируется начало коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.
Воспитатель: А как часто вы играете с детьми?
(высказывания родителей).
Проанализировав ваши ответы на этот вопрос, мы увидели, что в основном с детьми играете, когда есть у вас свободное время. На игры уходит много времени, лучше пусть ребенок сидит у экранов телевизора, компьютера, слушает сказки в записи, тем более, что в игре он может что-то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. А знания он и так получит в детском саду.
Вопрос: «Если другие точки зрения о значении детской игры?»
(высказывание родителей)
Воспитатель: Значение игры порой недооценивается. Первые годы советской власти считалось, что игра ребенку не нужна – это пустое занятие. Если ребенок научился лепить куличи из песка, то пусть идет на производство и печет их там.
Современные исследования показали, что оперирование предметами-заменителями поможет ребенку в дальнейшем усваивать различные символы, подготовит его к обучению работе на компьютере. В игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ребенок, какие для этого использует предметы. Например, из цветка ромашки можно «приготовить» кукле «яичницу», палочкой сделать укол, тарелку использовать вместо руля. Вы, наверное, сами замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности – верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо. Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, прервать ее, переключиться на другие виды деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая, таким образом, непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу : «Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать», или напомните водителю, что машины едут в гараж. На самом деле, дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражение «понарошку», «как будто», «поправ-де». Действия, недоступные им в реальной жизни, они выполняют именно в игре, «понарошку». Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомиться с ней, размышляя об увиденном, но есть дети, которые не играют, или играют мало в силу загруженности занятиями, из-за несоблюдения режима, чрезмерного увлечения просмотра телевизионных передач.
Воспитатель: Ребенку необходимы время и игровое пространство. Если он посещает детский сад, то в лучшем случаи он поиграет вечером, если не будет других соблазнов- телевизора, компьютера. Игровое пространство – это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал. Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни.
Ситуация.
Однажды Вася предложил ребятам, играющим в семью :
- Можно я буду играть с вами? Я буду папой, приходить поздно и пить вино. А потом буду скандалить.
Даша возразила:
- Не надо скандалить, мой папа никогда не ругается, а пить вино это плохо.
- Это почему ж плохо. Мой папа всегда так делает.
Вопросы:
• «Почему по вашему мнению сложилась эта ситуация?»,
• «Какие чувства она вызывает?».
Ответы родителей.
Воспитатель: Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием, поскольку переживание, связанное с игрой не проходит бесследно. Можно переключить игру, предав ей положительное содержание, например, предложить ребенку: «Пусть у нас в игре папа будет добрым и ласковым», если не удалось переключить игру, то надо ее прекратить, объяснив ребенку, почему в нее нельзя играть.
Воспитатель: Замечали ли вы, когда ребенок начинает играть? Когда возникает в его жизни игра? В развитии игровой деятельности выделяются два периода: предметно-игровая деятельность ребенка раннего возраста, содержанием которой является действие с предметами, и ролевая игра дошкольника, содержанием которой является общение. Причины появления игровой роли является стремление ребенка включаться в заманчивый для него мир взрослых. К 4 году для ребенка становится интересным не только отражение действий, но и взаимодействие людей. Можно формировать у него игровые навыки во время прогулок, семейных праздников, повседневных домашних дел.
Вопрос: «А если ребенок не играет вообще?».
Воспитатель: Если ваш ребенок не играет, попробуйте создать ему дома необходимые для этого условия. Дайте ему возможность поиграть. Для этого создавайте ему условия для получения ярких впечатлений о доступных явлениях окружающей жизни, читайте ему, наблюдайте вместе с ним за окружающим, задавайте вопросы, подбирайте соответствующие игрушки. Вмешивайтесь в игру ребенка не навязчиво, побуждайте его действовать по определенному сюжету, обращайте внимание на то, что он делает. Рекомендуем использовать ряд приемов: поиграть вместе с ребенком, его игрушками, воспроизведя ряд действий, а потом назвать роль. Например, «Я доктор». Если вы будете играть вместе, то непременно у ребенка разовьется игровая деятельность.
Часто слышим от родителей, что у ребенка столько много игрушек, а он не играет с ними.
Вопрос: «А вы сталкивались с тем, что ваши дети не играют с игрушками?».
Ответы родителей.
Вопрос: «На что вы опираетесь в подборе игрушек»
Ответы родителей.
Воспитатель: Ответ, на этот вопрос вы можете найти в памятке «Как правильно подобрать ребенку игрушку» .
Игрушка- это специально предназначенный предмет для детских игр. Она помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности. Игра доставляет ребенку много положительных эмоций, ребенок очень любит, когда с ним играют взрослые, не лишайте его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.
4. Практическая часть «Играют все!»
Теперь мы, предлагаем вам окунуться в мир игр ваших детей и попробовать самим поиграть. (Звучит музыка)
6. Чаепитие.