Елена Корчагина
Сценарий развлечения «В гостях у самовара»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Способствовать приобщению к традициям русской народной культуры.
Задачи:
- Вызвать эмоциональный интерес у воспитанников и создать атмосферу русского фольклорного праздника;
- расширить представления участников праздника о быте русского народа;
- способствовать пониманию самобытности и цельности русской культуры через чтение стихов, исполнение песен, игр;
- способствовать развитию творческих способностей воспитанников через продуктивную деятельность;
- воспитывать усидчивость, взаимопомощь, вызывать эмоциональное удовлетворение от результатов проделанной работы.
Публикация «Сценарий развлечения „В гостях у самовара“» размещена в разделах
- День самовара, 17 августа
- Самовар
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2015
Ход развлечения:
Под музыку дети в народных костюмах, пританцовывая, входят в зал.
Воспитатель 1: Добрый день, уважаемые гости!
Сегодня у нас так уютно, как дома.
Смотрите, как лиц много в зале знакомых! Рады видеть всех в нашей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный. По обычаю, по-старинному — посиделками называется. Веселья вам да радости!
Воспитатель 2: Если вы в своей тарелке, и пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки провести вот здесь, сейчас.
Огонёк души не тухнет, ничего нет в жизни вдруг.
Вспомни радость русской кухни, дедов искренний досуг.
Воспитатель 1: Отдых - это не безделки.
Воспитатель 2: Время игр и новостей,
Воспитатель 1: Начинаем посиделки,
Воспитатель 2: Открываем посиделки.
Вместе: Для друзей и для гостей.
Воспитатель 1: Будем петь мы, и плясать, говорить о том, осем.
А о чем же разговор завести сегодня нам?
Загадаю я вам загадку:
Стоит толстячок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем пить чай велит.
Ответ детей: Самовар.
Воспитатель 1: Правильно. Это самовар. И сегодня мы собрались все вместе, чтобы устроить праздник хорошему, доброму, старому Самовару.
История самовара :
Много легенд ходит о том, где впервые был сделан самовар. Его родиной считают город Тулу. Тогда было много мастеров-самоварников. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым. Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами, придавали различную форму ручкам и краникам. Только на Руси пили чай из самовара.
Самовар видели все, но не все знают, как он устроен. Внутри самовара находится труба. В неё засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливался заварной чайник.
Фото-презентация самовара.
Главным материалом для изготовления самоваров служили медь зелёная (латунь) и красная (сплав меди и цинка). Иногда самовары серебрили и золотили.
Формы самоваров также были различны. Наиболее часто встречаются самовары :«банки», «рюмки», «шарики». У которых есть несколько подвидов: «арбуз», «дыня», «груша». Одни из самых красивых – самовары «ваза» и «цветок лотоса». А мечта каждого коллекционера и даже многих музеев – «паровоз», «петух» и «бочонок».
Дети рассматривают фото-презентацию самоваров.
Воспитатель 1: Появлению самовара на Руси мы обязаны чаю. С той поры родился обычай: всей семьёй собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждались новости, решались семейные дела.
Воспитатель 2: Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным. Чем же нам гостей дорогих угостить, да попотчевать?
Входят 3 ребёнка, несут самовар и угощение.
Ребё нок 1: Я иду, иду, иду. Самовар в руках несу.
Эх, чай, чай, чай: Уж ты, кумушка, встречай!
Ребё нок 2: Тары-бары, растабары!
Выпьем чай из самовара!
С пряниками, сушками, сладкими ватрушками.
Ребё нок 3: Всех гостей мы угощаем ароматным крепким чаем!
К нам, смотри, не опоздай, а не то остынет чай.
Песня «В гости к самовару», муз. И сл. З. Роот.
Воспитатель 1: Собралось к нам гостей со всех волостей. Ну что ж, доброе начало,как говорится, половина дела. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всемли слышно, всем ли места хватило? Как в народе говорится, в тесноте, да не в обиде!
Воспитатель 2: Собрались мы сегодня на праздник у самовара! Без него нельзя представить жизнь русского народа. Испокон века самовар был символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья.
Ребенок 1: Самовар пыхтит, искрится-
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Ребенок 2: Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого,
Самоварного чайку!
Ребенок 3: Посидеть за самоваром
Рады мы наверняка,
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Ребенок 4: Самовар гудит, шумит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар,
Наш красавец – самовар.
Ребё нок: Самовару - 300лет, даже чайнику он дед.
Привезли его к Петру из Китая поутру.
Этот чайный генерал всем чаёчек разливал.
Лучше доктора любого лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого, ароматного чайку!
Чай горячий, ароматный и на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет и усталость прогоняет!
Силы новые дает и друзей за стол зовет!
Воспитатель 1: Надо чаю настояться,
Водой нам нужно запасаться.
Только где ж набрать водицы?
Эй, девчата, на криницу!
Коромысла с ведрами берите,
Нам воды для чая принесите!
Песня-инсценировка «У колодца».
Воспитатель 2: Егорушка Катюше помог набрать водицы,
А наши самовары-то пусты.
Скорее к колодцу – воды набирайте,
Бегите к столу – самовар наливайте!
Игра «Наливаем самовар»
Дети делятся на две-три команды: встают в две-три шеренги, возле каждой команды стоит коромысло с ведрами. Звучит музыка. Ребёнок черпает воду из колодца (имитация) и, аккуратно несет «воду»-наливает в самовар, затем передает коромысло следующему игроку.
Воспитатель 1: Эх! Недаром в народе говорят: Чай не пьешь - откуда силу возьмешь? Какие пословицы и поговорки о чае вы знаете, давайте устроим соревнование.
Пословицы, поговорки:
1. За чаем не скучаем – по три чашки выпиваем.
2. С самоваром – буяном чай важнее и беседа веселее.
3. Чай пьёшь – здоровье бережёшь.
4. Пей чай, беды не знай!
5. С чаю лиха не бывает, а здоровье прибавляет.
6. Чай не пьёшь – где силу берёшь?
7. Холодно – пей чай! Жарко – пей чай! Устал – пей чай!
8. Чай пить – приятно жить!
9. Выпьешь чайку – позабудешь тоску!
10. Чай пить – не дрова рубить.
11. Самовар кипит – уходить не велит.
12. Самовар – Друг семейного очага, лекарство прозябшего путника.
13. В Тулу со своим самоваром не ездят.
14. Выпей чайку - позабудешь тоску.
15. С чая лиха не бывает!
16. Пей чай, не вдавайся в печаль!
Воспитатель 2: Вот уже струится пар,
Закипает самовар!
Посиделки хороши!
От души и для души!
Всем на удивленье -
Большое представленье.
Ребенок (мальчик) : Я — удалый молодец,
На ложках вам сыграю.
Братцы, выходите,
Девчат повеселите.
Песня-игра «Ложки», Д. Рытов.
Воспитатель 1: Пока самовар поспевает,
Хозяюшки дом убирают.
А ну-ка, веник берите,
Сюда бегите,
Чистоту наведите!
Игра «Весёлый веник».
(две команды из детей и гостей, по очереди проводят маленький мячик веником между кеглями)
Воспитатель 2: А теперь, детвора,
У нас ещё веселая игра.
Русская народная игра «Воробышек».
Условия игры:
Выбрать воробышка и поставить его в центр.
Воробышек пляшет и изображает то, что сейчас напевают.
Роль воробья меняется.
Хором: Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как девицы ходят?
Воробышек: Он не так, он не сяк и вот так.
Туда глядь, сюда глядь, где молодцы сидять.
Хором: Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как молодцы ходят?
Воробышек: Он не так, он не сяк и вот так.
Туда глядь, сюда глядь, где голубушки сидять.
Хором: Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как старушки ходят?
Воробышек: Он не так, он не сяк и вот так.
Туда глядь, сюда глядь, где молодушки сидять.
Хором:Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как богатые ходят?
Воробышек: Он не так, он не сяк и вот так.
Туда глядь, сюда глядь, где молодушки сидять.
Воспитатель 2: Молодцы у нас ребята!
А теперь на чай зовем,
И чайку мы всем нальем.
Сверху — пар, снизу — пар,
Вот он, русский самовар.
Милости просим на чашку чая!
Ребенок 1: Я хочу открыть секрет,
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться.
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает.
Ребенок 2: И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит.
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг!
Воспитатель 1: И то верно! Очень полезен для здоровья травяной чай! И сейчас для знатоков и любителей чая мы проведём конкурс “Определите на вкус, что добавлено в чай” (чай с лимоном, чай с вареньем, чай с молоком, чай с мёдом, чай чёрный байховый, чай с сахаром, лимонниковый, малиновый, смородиновый, шиповниковый, с мятой и др.).
Воспитатель 2: Чай у нас не простой,
А с лечебною травой.
Пейте, не разливайте.
Да на вкус определяйте.
(Дети и родители называют, с чем заварен чай.)
Конкурс «Знатоки чая».
Воспитатель 1: Но какое чаепитие, без сушек, баранок, пряников? А посмотрите-ка ребята, есть ли они у нас?
Дети: Нет.
Воспитатель 2: Ребята, а как же нам быть?
Дети: Предлагают свои идеи (купить, испечь, слепить и. др.).
Воспитатель 1: Молодцы ребята, давайте попробуем изготовить пряники своими руками.
Воспитатель 2: А как вы думаете, из чего их можно изготовить?
Дети: Из теста.
Воспитатель 1: Любое дело с душой делай, вот и мы с вами возьмем «колобки» из тестаи постараемся изготовить пряники.
(звучит р. н. музыка). Дети садятся за столы и приступают к работе с тестом.
Воспитатель 2: Что мы делаем?
Дети: Раскатываем лепешку, вырезаем формочкой фигурку.
Воспитатель 1: Ребята, а с помощью чего мы нанесем дополнительные узоры на наши пряники?
Дети: «Печатками», колпачками от фломастеров, крышками от пластмассовых бутылок, маленькими комочками теста.
Воспитатель 2: Итак, трудились вы с любовью,посмотрите какие у вас красивые, разнообразные получились пряники. Давайте разместим их на подносе.
Воспитатель1:Когда праздник подходил к концу, радушный хозяин угощал гостей дорогих сладким пряником!А назывался этот пряник - Пряник – разгоняй! И гости, получив такой подарок, понимали, что пора по домам! Примите и вы, гости дорогие от радушных хозяев угощение – Пряник - разгоняй!
Воспитатель 2: Посиделки – вечеринки,
У кого ты не спроси,-
Это – русские картинки
Нашей жизни на Руси.
Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь,
Мы прощаемся с гостями.
Говоря: до новых встреч!
Сладкий пряник РАЗГОНЯЙ, посиделки закрывай!
Воспитатели: ставят перед гостями поднос с пряниками, приглашают всех гостей за стол.