Ольга Тобонова
Сценарий проведения развлечения для детей подготовительных групп с применением ИКТ «Дивное звучание Хомуса»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники мероприятия:
• Дети подготовительных групп;
• Ведущая – Тобонова Ольга Степановна – музыкальный руководитель;
• Многократная победительница Республиканского конкурса, участница Международного варганного конкурса хомусистов Наумова Антонина Егоровна.
Оформление зала: На центральной стене нотный стан, хомус – национальный музыкальный инструмент, ноты с мимическими выражениями лица.
Публикация «Сценарий проведения развлечения для детей подготовительных групп с применением ИКТ „Дивное звучание Хомуса“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Звучат звуки природы (импровизация игры на хомусе Оготоева, признанного в Международном уровне). На экране видны виды природы (ИКТ).
Ведущая: Добрый день, ребята! Как Вы думаете, какой музыкальный инструмент звучал? Значить сегодняшний день будет посвящен, какому музыкальному инструменту? А Вы когда ни будь видели этот музыкальный инструмент? Хотите еще раз посмотреть?
На экране появляются фотографии хомусов разной национальности и исполнителей на хомусе. В это время звучат звуки хомуса (ИКТ).
Ведущая: Схожие хомусу названия инструментов широко распространены у тюркоязычных народов — комуз, кобуз, хомыс, кобыз, хыл-комус, кылкобыз, чарты-хомус и др. Это один из самых распространенных музыкальных инструментов среди народов мира. В Центральной Азии он был известен еще два с половиной тысячелетия назад, в Японии — более тысячи лет. А в Австрии хомус звучал еще семь веков назад. Эти данные свидетельствуют о том, что хомус имеет очень древнюю историю и прошел длительный этап развития.
Ведущая:Все этапы развития якутской культуры можно проследить по существующим ныне видам хомусов. (Слайды хомусов)
Деревянный хомус. О существовании такого хомуса у якутов свидетельствуют записи А. Миддендорфа 1878 года. Деревянный хомус обычно изготавливался из лиственничной или березовой древесины, имел тонкий язычок, на который привязывалась жилка.
Костяной хомус. Как известно из работ некоторых исследователей и воспоминаний очевидцев, у якутов был костяной хомус.
Металлический хомус. Самый распространенный вид якутского хомуса, который отличается от остальных особым богатством звучания. Применялся ранее в ритуальных целях и в исцелении. Его изготавливали путем плавки из железной руды и последующей ковки.
Хомус с двумя язычками. В древности такой хомус выплавляли из меди и железа. Обычно из меди изготавливалась основа хомуса, а из железа — язычок. На нарисованном А. И. Чаховым древнем хомусе язычки одинаковой длины и толщины.
Хомус с кольцом. С целью увеличения громкости звука хомуса А. И. Чахов в 60-х годах прошлого столетия придумал вид хомуса с кольцом. При игре на таком хомусе имеет значение положение ладони, которую для достижения наиболее яркого и громкого звучания, необходимо складывать в виде рупора.
Ведущая: Ребята, Вы знаете хомусистов, кого? Сегодня познакомимся с Петром Петровичем Оготоевым. Петр Петрович Оготоев заслуженный работник культуры Российской Федерации, коллекционер-исследователь, артист национального театра танца Республики Саха (Якутия).
Родился в Усть-Алданском улусе в 1961 году. На хомусе играет с малых лет. В студенческие годы занимался в студии «Хомус», где руководителем был известный хомусист-импровизатор Иван Алексеев.
Он участник Дней литературы и искусства Якутии в центральных городах России. Активный пропагандист хомусной музыки во многих странах мира (Монголия, Япония, Италия, Румыния, Германия, Швейцария, Франция, Америка, Корея, Индия, Норвегия). Дипломант III Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах. Участник XII, XIII Всемирных фестивалей молодежи и студентов. Дипломант I международного фестиваля фестиваля «Виртуозы варганной музыки».
Много лет был солистом ансамбля хомусистов в «Алгысе». Как талантливый педагог-хомусист впервые открыл класс хомуса в Якутском музыкальном училище.
Петр Петрович и сейчас неустанно трудится по хомусной тематике, существует «оготоевская школа игры на хомусе».Он - автор многих статей, публикаций, его импровизации на хомусе записаны в грампластинках (Москва, Париж) и на аудиокассетах. (Слайды)
Ведущая: Есть сюрприз, хотите узнать? Сегодня к нам в гости пришла Многократная победительница Республиканского конкурса, участница Международного варганного конкурса хомусистов Наумова Антонина Егоровна. Давайте встретим ее бурными аплодисментами.
Звучит импровизация на хомусе.
Ведущая: Здравствуйте,Антонина Егоровна, наши дети Вас очень ждали, правда, ребята?
Заранее оговариваем с Антониной Егоровной о теме сегодняшнего развлечения, о чем можно рассказать детям.
Рассказ Антонины Егоровны: (Слайды и разные хомусы)
Хомус с одним язычком. Круглое основание хомуса предназначено для удержания инструмента в ладони. При игре хомус прикладываем удлиненной стороной к зубам или удерживаем между верхним и нижним рядами зубов. Язычок инструмента, как и при игре на других музы-кальных инструментах, необходимо правильно настроить. Это может отразиться на богатстве извлекаемого звука. Иногда под язычок хомуса прикладывают древесную смолу. Чем тяжелее становится эта деталь инструмента, тем выше длительность звука. Язычок также утяжеляют с помощью тонкой пластинки свинца. Если после удара по язычку его вибрация не прекращается в течение 10 секунд, считается, что хомус этот обладает длительным и качественным звучанием.
Хомус с двумя язычками.
Хомус имеет два одинаковых по длине язычка. Но один из них должен быть тонким и узким, другой — толще и шире. Извлекают звук одновременными ударами по обоим язычкам. Хомус с кольцом. Как описывает в своей книге А. И. Чахов, хомус с кольцом куют особым способом. Форма щечек должна быть сужающейся к верху и четырехгранной, ободок — плоским и немного утолщенным, удобным для удержания в ладонях после закрепления кольца. На месте прикрепления кольца и язычка в трех местах пропиливают специальные надрезы. После этого ободок и щечки до блеска натирают наждачной бумагой. Язычок и обе щечки хомуса по всей длине должны ровно смыкаться. Звучность хомуса напрямую зависит от длины, ширины и толщины язычка и правильности его смыкания со щечками.
Ведущая: Ребята, а хотите узнать как изготовляют хомус? (Слайды) Хомус изготавливается из сплава стойких к коррозии металлов с последующей ковкой деталей, закалкой их при высокой температуре. Язычок хомуса изготавливают из наиболее качественной стали. Эта центральная деталь инструмента должна быть тонкой, сужающейся к верху и гибкой. Прикрепляют язычок к специальной выемке, выкованной на основании ободка. Верхний конец язычка аккуратно загибают.
Ведущая: Ребята, хотите послушать живую импровизацию на хомусе? Тогда давайте попросим Антонину Егоровну сыграть нам на хомусе.
Ведущая: Какая красивая музыка, правда ребята? Антонина Егоровна, спасибо Вам за музыку, за рассказ. Наши дети сегодня о многом узнали от Вас. И в знак благодарности наши дети Вам споют песню о хомусе.
Ведущая: Вам, было интересно? О чем мы сегодня узнали? Хотите научиться играть на хомусе? В следующий раз опять пригласим Антонину Егоровну, чтоб научиться играть на хомусе. Согласны?
Ведущая: Спасибо Вам, ребята, за очень теплый, отличный день. А теперь нам пора расстаться, до следующего дня. (звучит импровизация на хомусе)