Людмила Попсуйко
Сценарий проведения муниципального семинара на тему: Формы нравственно — патриотического воспитания в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий проведения муниципального семинара на тему : «Формы нравственно – патриотического воспитания в ДОО в условиях введения ФГОС ДО"
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Публикация «Сценарий проведения муниципального семинара на тему: Формы нравственно — патриотического воспитания в ДОО» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Кроме того, в содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Именно этот отрезок жизни является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:
- воспитание любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн);
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, традициям;
- воспитание уважения к труду;
- воспитание гуманного отношения (доброжелательности, уважения, внимательности, отзывчивости);
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни.
В нашем детском саду ведется большая работа по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников.
Одной из задач работы детского сада на 2016-2017 учебный год было - Углубить работу по нравственно-патриотическому воспитанию посредством знакомства детей с историей и культурой родного края.
Для решения поставленной задачи был проведен ряд мероприятий : Педсовет «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к народной культуре»; семинар-практикум, консультации по данной теме.
С целью активизации деятельности педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей в марте прошла неделя педагогического мастерства, в ходе которой проведены открытые занятия воспитателем и учителем-логопедом.
Одно из важнейших условий, без которого невозможно полноценное нравственно – патриотическое воспитание детей – организация предметно – развивающей среды.
В целях реализации годовой задачи в д/с был проведен смотр-конкурс уголков нравственно - патриотического воспитания, благодаря которому в каждой группе созданы патриотические уголки с разнообразным информационным, игровым материалом о родном крае, его достопримечательностях, о народных традициях, подобраны различные дидактические игры.
Для детей младшего дошкольного возраста оформлены уголки по социально – нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад, родной город);
- для детей старшего дошкольного возраста – уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой.
Большая роль в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников отводится общественности, окружению, взаимодействию детей и взрослых:
В нашем детском саду в преддверии празднования Дня Победы организуется возложение цветов, Встреча с ветеранами – участниками Великой Отечественной Войны.
На личном примере ветеранов дети убеждаются, как важно быть сильными, смелыми, самоотверженными - то есть настоящими гражданами своей Родины.
По завершении праздничного мероприятия возлагаем цветы к памятнику погибшим воинам.
Для воспитанников подготовительной группы была организована экскурсия в библиотеку для знакомства с выставкой книг о войне.
Совместно с краеведческим музеем было проведено мероприятие, в ходе которого дети познакомились с историей родного края.
Регулярно проводятся спортивные мероприятия с семьями, развлечения с папами, посвященные Дню защитников Отечества. Дети показывают не только свои музыкальные способности, а также силу, выносливость, спортивный азарт и сплоченность.
Коллектив нашего детского сада принимал участие в районном конкурсе художественной самодеятельности образовательных учреждений, посвященном 100-летию комсомола «Время выбрало нас». По итогам конкурса МКДОУ «Теремок» занял 3 место.
Для нравственно – патриотического, всестороннего развития детей в нашем детском саду созданы все условия: игровые зоны для сюжетно – ролевых игр, разнообразный дидактический материал; созданы экологические уголки. В каждой группе есть книжный уголок с русскими народными сказками, иллюстрациями к ним.
Одной из инновационных форм работы по нравственно – патриотическому воспитанию стала работа по созданию мини-музеев.
Мини-музей – это познавательный центр, результат общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей.
Создание мини - музеев помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.
Создание мини - музеев проходило в три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей.
В рамках подготовительного этапа воспитатели, дети и их родители определяли тему и название мини-музея, место его размещения, разрабатывали модель будущей экспозиции.
Практический этап предусматривал непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировку, оформление, изготовление игр, макетов.
Заключительный этап предусматривал подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОО, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.
Таким образом, в детском саду были созданы разнообразные по темам мини - музеи: «Наш Богучар», «Музыкальные инструменты», «Мир волшебных кукол», «Музей вязаной игрушки».
Важная особенность мини-музеев в ДОО - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Важное место в работе мини-музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Также силами всего коллектива был создан «музей Воинской Славы». В организации музея принимали участие все сотрудники детского сада, дети, и их родители. Собирали информацию о своих родственниках, которые принимали участие в ВОВ. В музей принесли даже именные награды своих близких, чтобы все дети наяву могли их рассмотреть. В материалах имеются письма солдат своим близким и документы о наградах.
Значимость мини-музея достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги, знакомятся с материалами из «семейного архива», подлинными предметами и вещами, старинными фотографиями, слушают рассказы о боевых подвигах, но и сами читают стихи, истории, задают вопросы, размышляют.
Все это, а также выработанные определенные правила общения и поведения в музее зажигают в сердцах ребят искорки любви, уважения и бесконечной гордости к истории своей семьи, страны, родного народа.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Родители являются не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Они принимают участие не только на праздниках, но и совместно с воспитателем обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях. Совместно с родителями, с детьми проводятся фольклорные праздники, такие как «Осенняя ярмарка», «Масленица».
Праздники проходят очень интересно, весело. На этих праздниках дети закрепляют знания о народном фольклоре, играют в народные игры, поют национальные песни, угощаются национальными блюдами, знакомятся с национальными костюмами, орнаментами, приобщаются к национальной культуре, разучивают пословицы, поговорки.
Практика показывает, что одним из путей вовлечения родителей в совместное решение проблемы является метод проектов. Проектная деятельность способствует более тесному взаимодействию взрослых и детей, проявлению у родителей интереса к проблемам дошкольного учреждения и становлению родителей, как активных участников жизни детского сада, что позволяет более эффективному воспитанию нравственности у детей старшего дошкольного возраста.
За время работы в этом направлении педагогами ДОО разработаны и реализованы следующие проекты:
- «Моя семья», «Моя родословная», «Герб моей семьи», «Животный мир родного края», «Природа родного края», «Лекарственные растения родного края» и многие другие.
В результате проведенной работы мы можем сделать вывод, что тема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое своей страны, так как им строить её будущее.
Рекомендации для родителей:
• Если ребенок в детстве испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным, подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут проторены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного эмоционального развития человека.
• Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
• Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
• Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
• Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, метро и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
• Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
• Расширяйте собственный кругозор.
• Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других.
• Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа и т. д.
• Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.