Подорова Валерия Юрьевна
Сценарий праздника с детьми 5–6 лет «Коми посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Коми посиделки – войпукъяс
Для детей 5-6 лет
Цель: Приобщение детей к культурному наследию родного народа, уважение к родному языку, почтение к народным традициям и обычаям
Задачи:
• Знакомить с традициями коми посиделок.
• Развивать физические качества: быстрота, ловкость и выносливость
• Обогатить музыкальный опыт, окутав детей звуками коми народных песен, мелодий
• Расширять представление детей о различных формах русского фольклора (поговорки, загадки, пословицы, потешки).
• Расширять кругозор и обогатить словарный запас;
Публикация «Сценарий праздника с детьми 5–6 лет „Коми посиделки“» размещена в разделах
- Посиделки
- Республика Коми
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• Подвести к умению эмоционально исполнять коми песни;
• Развивать способность выразительно и эстетично исполнять танцевальный номер;
• Познакомить детей с коми народными инструментами и научить подыгрывать под коми народную музыку;
• Обучать коллективному взаимодействию, совершенствовать коммуникативные качества;
• Доставить детям радость;
• Воспитывать культуру поведения на празднике, манеру общения со взрослыми и сверстниками;
• Воспитывать любовь к родному краю через непосредственное участие в коми посиделках;
Предварительная работа:
- Подготовить музыкальный зал к мероприятию;
- Выучить с детьми коми песни, танцы, пляски;
- Работа с воспитателями: разучить и закреплять тексты коми песен, разучить с детьми коми стихотворения, потешки, считалки, загадки;
- Подготовить костюмы для детей, Хозяйки и Домового;
- Приготовить все атрибуты для праздника;
- Приготовить угощение для детей;
- Приготовить мультимедийную презентацию для праздничного колорита;
- Подобрать музыкальное сопровождение для коми посиделок.
- зал украшен в стиле народной избы, звучит коми музыка фоном, детей встречает Хозяйка в коми сарафане.
Хозяйка: Видзаоланныд, дона челядь!
Пожалуйте, гости дорогие!
Веселья вам да радости!
Давно ждём – поджидаем,
Посиделки без вас не начинаем.
Хозяйка предлагает немного погулять под песню «Мунам –гуляйтам» и последним куплетом поет. «Мунам - гуляйтам да горто одйо пырам» - дети рассаживаются по местам
Хозяйка:
Занимайте места, где кому нравится. Будьте как дома. У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.
Хозяйка: Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Когда – то давным – давно жили люди и не знали, что такое телевизор, компьютер, радио, даже света в домах не было. Вместо света жгли свечки, керосиновую лампу или просто лучину жгли над водой. Летом – дни светлые пока не упадёшь от усталости можно работать, а зимой, осенью и весной рано темнеет, холодно на улице, сыро. Что же делать, чем заняться, не спать же всё – время на печи. Вот люди и придумали посиделки. Соберутся в одной избе и старики, и молодые, кто шьёт, кто вяжет. Кто чай пьет да сказки рассказывает, вместе и поют, и пляшут, играют так и время коротают. И сегодня я тоже позвала вас на такие посиделки.
Посмотрите как у меня сегодня необычно, как раньше в старину: половики на полу лежат, самовар старенький стоит, скатерть вышитая, полотенце вышитое, картины тоже вышитые.
- слышится чихание, кашлянье, кряхтенье – Гортса олысь (Домовой)
Хозяйка Ребята, вы ничего не слышите, по – поему, кто – то чихает, кашляет, на кошку не похоже и на собаку тоже, я больше никого не жду и не приглашала.
Домовой - Приветствует детей, просит их не пугаться, говорит, что он Домовой и живет во всех домах, следит за порядком.
Хозяйка - ребята, не бойтесь, это домовой. Он есть в каждом доме. Они добрые никого не трогают, не обижают, следят за порядком.
Домовой –Вы такие красивые, нарядные, веселые, поете и пляшете. Я тоже люблю веселиться. Можно я с вами посижу, да на вас погляжу, немножко попою, попляшу да поиграю с вами)
Хозяйка – ребята, домовой говорит. Что тоже любит петь, плясать и играть. Он спрашивает, а можно ему посидеть с вами? –ДА!
Домовой – Спасибо. А вы умеете на коми говорить?
Хозяйка - домовой, наши ребята только ещё учатся по коми говорить.
Домовой – А какие слова знаете?
Хозяйка - А ты домовой возьми мячик, кидай каждому ребёнку и спрашивай, а они будут тебе говорить
Домовой кидает и спрашивает : домовой спрашивает на коми, хозяйка или воспитатели переводят и дети отвечают
Домовой играет с детьми с мячом.
Домовой: Есть у меня где-то очень старинный сундучок – ему уже 100 лет. Это моё самое большое богатство. В нем живут много разных старинных вещей, игрушек. А вы бы хотели узнать, что спрятано в моем сундуке?
Тогда отгадайте мою первую загадку (Загадка про Зайчика на коми языке)
- зайчик, коч!- вытаскивает игрушку зайчика. Вот он мой зайчик, мне его бабушка подарила. Когда я был маленьким, я очень любил с ним играть
Хозяйка: - А наши ребята знают коми песенку о зайчике
песня «Коч йокто,йокто» - с обыгрыванием
Домовой хвалит детей, после смотрит на елочку.
Домовой рассказывает детям, когда праздновали Новый год и чем и для чего украшали.
Домовой: Посмотрите, ребята, какая у меня елочка есть, а какие у меня для елочки есть игрушки! Мне бабушка рассказывала, что когда она была маленькой, то Новый год праздновали в марте. Март – то весна, а весной все вокруг просыпается, пробуждается и все встречали новый год с ярким теплым солнышком, весенними ручейками и пением птиц. А потом мне мама рассказывала, Что новый год стали справлять в сентябре. А сейчас вы справляете новый год в декабре. И главная гостья на этом празднике – елочка, которую украшают разными игрушками. Когда я был маленький я тоже любил украшать елочку, только у меня красивых игрушек не было. Мы делали их сами :
-Домовой рассказывает какие урашения и для чего вешали на елку и по пути разукрашивает нашу елочку
Хозяйка: Какая у тебя красивая елочка. Предлагаю всем вокруг елочки встать и поплясать
Пляска парами «Коми кадриль»
Домовой предлагает поиграть и ищет в в сундуке веревочку
Домовой- Умеете играть в игры
игра «Веревочка.
Хозяйка: А теперь посиди, отдохни и полюбуйся красивым снегопадом.
Танец «Усьо лым» - «Падает снежок»
После номера, Домовой говорит о том, что на улице выпало очень много снега и надо его быстро почистить и предлагает мальчишкам взять лопаты и управится со снегом
[i]Игра-эстафета «Кто быстрее уберет лопатой все снежные комочки»[/i]
Домовой Благодарит детей на коми языке
А рукодельничать умеете, раньше все девушки любили рукодельничать: они шили, вязали, вышивали, а вы умеете?
Домовой Посмотрим, как вы умеете на клубок наматывать.
веселая музыка Игра «Замотай клубочки"
Хозяйка Клубочки перемотали да вещь теплую связали.
Домовой – Да, очень любили девушки раньше вязать. Я и сам люблю и шить, и вязать, этому меня моя бабушка научила. Больше всего я люблю вязать… не скажу…. Я вам лучше загадку загадаю. А вы попробуйте отгадать
ЗАГАДКА ПРО ВАРЕЖКИ. Домовой вытаскивает из сундука варежки, рассматривают. Говорит, что на них узоры коми, спрашивает у детей цвета на коми языке
Хозяюшка: Домовой, какие у тебя красивые рукавички, предлагаю с ними поиграть
Игра «Рукавички»
После Домовой вытаскивает из сундука необычные варежки и рассказывает детям, что это варежки не от мороза, а это хозяйственные рукавички и нужны они были, чтобы дрова в дом занести и занозу в руку не засадить. Домовой предлагает мальчишкам занести в дом дрова и организовывает игру
Игра «Занесем дрова»
Домовой – нахваливает мальчишек. И просит их занести дрова, одев хозяйственные варежки
Хозяйка - Сейчас печку затопим и дома станет тепло, можно и поплясать. Скажи, Домовой, а в твоем старинном сундуке случайно не найдется красивых платков для наших девиц – красавиц.
Домовой ищет и находит платки, созывает девчонок и каждому в руки дает по платочку.
Девочки берут платок и становятся по кругу
«Танец с платками» - под коми песню «Кузь сырья чышъян»
После танца Домовой достает большой старинный бубен, трещотку играет на нем, после спрашивает у детей, знают ли они что то такое.
Домовой предлагает воспитателю спеть коми частушки. Воспитатель с Домовым поют частушки, а на проигрыш играют на старинных инструментах.
Хозяйка: как вы славно плясали, пели, играли, а теперь ребята вас тоже порадуют игрой на коми инструментах. - вспомнить с детьми названия и раздать
ира «Музыкальный валенок» Дети передают по кругу валенок под музыку. С окончание музыки, ребенок достает коми инструмент, называет его и показывает как на нем играть и оставляет его себе
Оркестровка «Марьямоль»
После частушек Домовой из сундука достает ТУИСОК, спрашивает у детей что это и зачем он нужен в хозяйстве. После открывает его, а там - кконфеты, угощает ребят.
Домовой - Большое вам спасибо, за то, что приютили, повеселили! До свидания, друзья! Всего вам хорошего!
Хозяйка - вот и подошли к концу наши весёлые посиделки. Спасибо вам гости дорогие, что приходили, на нас посмотрели, себя показали. До новых встреч!