Инна Жарикова
Сценарий праздника, посвященного Дню славянской культуры и письменности для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живем, уважение к народным традициям.
Задачи:
Формировать интерес и уважение к родной культуре, показать ее взаимосвязь со славянской культурой.
Познакомить детей с историей создания славянского алфавита и его основоположниками: братьями Кириллом и Мефодием.
Развивать познавательный интерес воспитанников, их кругозор.
Публикация «Сценарий праздника, посвященного Дню славянской культуры и письменности для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- День славянской письменности (Кирилл и Мефодий), 24 мая
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Способствовать повышению двигательной активности детей.
Оборудование: изображение букв славянского алфавита, стенд с книгами о славянской письменности, портреты Кирилла и Мефодия, платочек, 2 фитбольных мяча, 2 муляжа яйца, волшебный мешочек, в котором лежат игрушка–зайчик, ложка, апельсин, тетрадь, ручка, цветной карандаш, книга, ластик, линейка, ключик, волшебный сундук, в котором лежат книжки – малышки по количеству детей, музыкальные и видеофайлы, мультимедийный проектор.
Ход мероприятия
Под веселую русскую народную мелодию дети входят в зал, выполняют перестроение, встают полукругом.
Инструктор: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое нашей страны.
Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия!
Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне, наши далекие предки. Это люди, которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек. Предки называли себя славянами, от них ведет начало Русь.
А это значит, что славяне – славный народ.
Дети исполняют песню «Я живу в России», затем присаживаются на свои места.
Инструктор: Ежегодно все славянские страны по старой традиции 24 мая отмечают праздник, посвященный братьям, создавшим славянскую письменность – Кириллу и Мефодию (их изображение выводится на экран). Братья Мефодий и Кирилл были православными монахами. Проживая в греческом монастыре, они создали новую азбуку для славянских народов : «кириллицу» и «глаголицу». Они постарались, чтобы каждая буква первой славянской азбуки была простой и четкой. Они хотели, чтобы человек, едва увидев букву, сразу захотел овладеть письмом (на экране появляется изображение старославянского алфавита).
Солунские братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Богом, и всем нужна грамота.
Православная церковь братьев Кирилла и Мефодия причислила к лику святых.
Внешний вид букв славянского алфавита помогает нам увидеть мир глазами наших предков. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки, аз, земля. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой».
«Аз» и «Буки». Получилось слово «АЗБУКА».
В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.
1-ребенок: Помним мы с детства знакомые звуки,
Вот это вот Аз, а это вот Буки,
Кириллу с Мефодием слава и честь,
За то, что славянская письменность есть.
2-ребенок: И ценит весь мир нашу культуру,
Читает взахлеб нашу литературу,
Пусть годы проходят, проходят века,
Культура славянская будет всегда!
Инструктор: Ребята! Мы очень гордимся нашей письменностью. Каждая буква неповторима и имеет свое имя. Слушайте и запоминайте названия некоторых букв:
А- «аз», Б - «буки», В - «веди», Г - «глаголь», Д - «добро». А теперь повторите.
Проводится игра «Назови буквы кириллицы»
Инструктор показывает букву современного алфавита, дети называют ее старое название.
Инструктор: Ребята, сейчас, благодаря колесу истории, мы с вами попадем в далекие века, к нашим предкам. В те времена на земле русской добро несла Василиса Прекрасная, а зло творил Кощей Бессмертный.
Под музыку в зале появляется Василиса Прекрасная и Кощей Бессмертный. Он тянет ее за руки в свое царство зла.
Кощей: А-а, это вы, сюда пришли…
Ну что ж, свою вы смерть нашли!
Бессмертным все меня зовут,
Всегда меня победы ждут!
И зря сейчас себя вы мучите-
Вы Василису не получите!
Она моею быть должна,
И будет мне она жена!
Под музыку Кощей уводит Василису в свое царство.
Инструктор: Ребята, я думаю нам с вами нужно выручать из плена Василису Прекрасную. Посмотрите, для вас она приготовила послание, которое необходимо разгадать. Я предлагаю вам разделиться на 2 команды и выполнить задание.
Готовы? Тогда вперед!
Проводится игра «Собери послание по буквам»
Дети стоят в командах, у каждой конверт с буквами. Задача: собрать из предложенных букв слово «Спасите».
Инструктор: Вы совершенно правильно разгадали послание. А теперь дело за малым, надо спасти из плена нашу красавицу. Попробуем добыть смерть кощея, которая находится в волшебном яйце.
Проводится игра – эстафета «Спасение Василисы»
Дети стоят в командах, у первых – в руках фитбольный мяч. Дети по очереди передвигаются на фитбольных мячах до ориентира и обратно. Последний участник у ориентира берет муляж яйца, в котором «спрятана смерть кощея и приносит его своей команде.
Инструктор: Отличная работа, ребята! Вы добыли смерть кощея и Василиса спасена.
Под музыку появляется Василиса.
Василиса: Спасибо вам, ребята, за то, что вы такие отважные смелые, сильные ловкие, выносливые. Помогли выбраться из кощеева плена.
Давайте сейчас петь, играть и веселиться! Разбирай, народ, платочки, выходи гулять в кружочек.
Проводится музыкальная игра «Передай платок»
Дети под русскую народную мелодию передают платок, музыка останавливается, у кого остался платочек становится в круг и танцует, остальные повторяют движения водящего.
Василиса: Предлагаю вам, дорогие друзья, поиграть в русскую народную игру «Золотые ворота»
Дети встают в круг, держатся за руки. Несколько человек, образуют «ворота», которые располагаются таким образом, чтобы хоровод мог пройти сквозь них. Хоровод начинает двигаться, все произносят слова:
Золотые ворота пропускают не всегда:
Первый раз прощается, второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим больше вас.
После этих слов «ворота» ловят тех, кто в этот момент находился внутри них. Когда пойманных становится больше 4 человек, появляется несколько «ворот». Игра идет до тех пор, пока остается возможность хоть кому-то проходит через ворота.
Василиса: Пришла я к вам на праздник не с пустыми руками, а с волшебным мешочком, в котором находится древнерусская книга загадок. А вы умеете отгадывать загадки?
Дети: Да!
Василиса: Слушайте внимательно.
Загадка первая: 33 сестрички сели на странички.
Сели рядком, не молчат, нам загадки говорят.
Если знаешь их секрет, то на все найдешь ответ. (Буквы)
Загадка вторая: Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней, станешь вчетверо умней. (Книга)
Загадка третья: Первую книжку, где буквы ты изучаешь,
Как ты ее называешь? (Букварь)
Загадка четвертая: Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его. (Время)
Загадка пятая: Не на меру, не на вес,
Но у всех людей он есть. (Ум)
Загадка шестая: У стены большой и важный,
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф)
А еще в моем волшебной книге записаны загадки на смекалку, попробуйте их отгадать.
1. Пятак есть, а ничего не купит? (свинья).
2. Каким гребешком никто не причесывается? (петушиным).
3. Шубу два раза в год снимает. Кто под шубою гуляет? (овца).
4. Петух снес яйцо, кому оно достанется? (никому, петух яйца не несет).
Василиса: Молодцы, ребята, все загадки разгадали. Теперь я предлагаю вам немного поиграть с моим волшебным мешочком. Встаньте, пожалуйста, в круг, и слушайте внимательно правила игры: я подхожу к одному из вас и предлагаю опустить руку в мешочек, вы находите в нем предмет, который должны описать своими словами. Готовы? Тогда начинаем!
Проводится игра «Волшебный мешочек»
Дети встают в круг, Василиса подходит к ребенку и просит опустить руку в мешок, после того, как ребенок взял в руку предмет, он должен описать его.
Инструктор: ребята, а вы знаете на Руси часто говорили: «Делу время, а потехе час». Во все времена славяне на праздниках исполняли частушки.
Василиса: Ох как я люблю петь частушки! Ребята, а вы знаете, что такое частушка? Частушка - это коротенькая шуточная, плясовая, озорная песенка. В ней можно рассказать о характере человека и даже о каком-то событии.
Инструктор: дорогая Василиса, наши ребята знают много частушек.
Эй, Вы Красны-Молодцы! Барыни-Сударыни! Запевайте-ка частушки.
Дети исполняют русские народные частушки.
Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много,
Можем растеряться!
Эх, подружка дорогая,
Про нас знает весь народ.
Без тебя никто не спляшет,
Без меня — не запоет.
***
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка — три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
***
- Это что за поросенок,
Где дырявый пятачок,
Почему не слышно визга?
- Это ж, братец, кабачок!
***
Стала вдруг душить рубаха.
Чуть не умер я от страха.
Потом понял: Е-мое!
Я же вырос из нее!
***
Вы послушайте меня,
Я частушки буду петь:
Сидит заяц на берёзе,
В бане парится медведь!
***
Чай пила, пила, пила,
Самоварничала.
Всю посуду перебила -
Накухарничала.
***
Наш баран богатый барин.
Он себе обновку справил.
То ли шуба, то ль кафтан,
Не поймет теперь и сам!
***
Я готовила по книжке,
А она закрылася…
Как теперь я угадаю,
Что же там сварилося.
***
Это что же за грибочки
Облепили все пенёчки?
– Повезло же вам, ребята,
Это – дружные опята!
***
Прилетела птичка, села
Прямо на нос петуху.
Петуху обидно стало,
Он запел: ку-ка-ре-ку!
***
Все (хором)
Мы частушки вам пропели,
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
Василиса: Ребята, с самого раннего детства моя няня рассказывала мне сказки. Я знаю очень много сказок.
А знаете ли вы сказки? Давайте сейчас проверим. Если вы назовете много сказок, то мой волшебный ключик сможет открыть сундучок, в котором лежат для вас подарки.
Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)
Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)
Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)
Исполнила три желания,
Но старику в наказание
За старухины три ошибки
Все обратно взяла (Золотая рыбка).
Бабка старая, бабка древняя,
Черный кот, костяная нога,
В русских сказках злодейка первая.
Дети, это же (Баба Яга).
Василиса: Молодцы, ребята, много сказок вы знаете. Продолжайте и дальше наполняться знаниями, да умениями. Сегодня вы, ребята, заслужили отличную похвалу и подарки. Василиса открывает сундук, в котором хранятся книжки-малышки. Воспитатели раздают подарки детям.
Дети благодарят Василису за подарки.
Ребенок:
Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу.
Без книги хорошей я жить не могу.
Инструктор: Труды Кирилла и Мефодия стали общим достоянием всех славян. Велика заслуга братьев в истории просвещения и поднятия общей культуры славянских народов.
1й ребенок:
Буква к букве — будет слово,
Слово к слову — речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
2ой ребенок:
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!
3й ребенок:
Мы Отчизне верно служим,
Ты — один из сыновей.
Так расти, чтоб ты был нужен,
Дорог Родине твоей!
4й ребенок:
Ждет тебя за труд награда —
Цель прекрасная вдали,
Но оглядываться надо
На пути, что мы прошли.
5й ребенок:
Ничего нет лучше, краше
Милой Родины твоей!
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней!
Вспоминай их добрым словом —
Слава им, борцам суровым.
Все (хором).
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Инструктор. Наш праздник закончен. Спасибо за внимание!
Звучит гимн, посвященный Святым Кириллу и Мефодию, просветителям славян.