Кадрия Ишкильдина
Сценарий праздника «Мастерами славится земля»
▼ Скачать + Заказать документы
"Мастерами славится земля"
Цель: Приобщение дошкольников к русской народной культуре.
1воспитатель: В некотором царстве, в российском государстве, средь лесов и полей стоят сёла и города. Народ живёт там смелый да умелый, весёлый да мастеровой! Издавна доброй славой пользовались в народе хорошие, добрые умельцы. Про таких, народ поговаривал: «Мастер на все руки». Славно трудились люди на Руси. А как умели веселиться, плясать после работы: «Сделал дело – гуляй смело!» Заметил народ их труд и мастерство да изделия красивые.
Публикация «Сценарий праздника „Мастерами славится земля“» размещена в разделах
2воспитатель: А знаем ли мы изделия народных мастеров? (дети называют)
- Что ж давайте по порядку, загадаю я загадку:
«Весёлая белая глина, кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски, и всадники и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы, а ну, назови-ка меня? (Дымковская игрушка)
2воспитатель: - Ребята, а что вы знаете об этих игрушках?
- Кого обычно лепят дымковские мастера?
- А какие цвета используют в росписи?
Звучит спокойная русская народная мелодия. Три девочки в русских народных костюмах проносят изделия дымковских мастеров.
- Молодцы, а теперь я вас спрошу, как по - вашему, весёлые эти игрушки или грустные?
- Правильно, глядя на них, хочется пуститься в пляс!
Танец «Сапожки русские»
1воспитатель: А теперь послушайте следующую загадку:
«Снежно белая посуда, расскажи-ка, ты откуда?
Видно, с Севера пришла и цветами расцвела!
Голубыми, синими, нежными, красивыми» (Это гжель)
Звучит спокойная русская народная мелодия. Три девочки в русских народных костюмах проносят изделия гжельских мастеров.
- Полюбуйтесь на гжельскую посуду. Мастера из города Гжель любят расписывать свои изделия диковинными птицами, цветами. Все они разные, но в одном лишь они схожи – в цвете – бело-синем. Почти на каждом изделии мы видим цветок. А как он называется? (гжельская роза)
- Ай да, молодцы! Красива и нежна гжель. Как ясное синее небо. Как белая лебёдушка. Есть очень красивая, песня о гжели, я предлагаю её послушать.
Три девочки исполняют песню «Гжель»
2воспитатель: Ещё послушайте загадку:
«Разные ложки и ковши.
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьётся,
И цветы растут не здешней красоты.
Блестят они как золотые,
А может солнцем залитые» (Хохлома)
Звучит спокойная русская народная мелодия. Три девочки в русских народных костюмах проносят изделия хохломских мастеров.
- Да, много лет назад возник хохломской промысел. Золотой краской расписывали деревянную посуду, покрывали её льняным маслом, прогревали в печи, и масляная плёнка превращалась в золотой лак. Отвозили эту посуду в большое село Хохлома, на продажу. По названию этого села и стали называть её – хохломской. А элементы этой росписи вы мне назовите сами: (травинки, капельки, завитки, ягодки, листочки)
- Ну, до чего же весёлая эта хохлома! А ну-ка, где там наши ложкари?
Плясовую заводите, вот вам ложки золочёные, узоры кручёные.
Инсценировка песни «Где был Иванушка?»
1воспитатель: Поговорили мы с вами, ребята, про веси и города, где мастеровой народ живёт, добро да красоту создаёт. Да и наш, родной Оренбургский край тоже прославился на весь мир. Кто нам скажет, чем славится Оренбургский край? (ответы детей)
Звучит мелодия песни «Оренбургский пуховый платок»
Воспитатель под музыку рассказывает:
- Вряд ли найдётся в России человек, никогда не слышавший песню «Оренбургский пуховый платок» и не видевший это уникальное рукотворное чудо. Оренбургские пуховые платки – «Паутинки», очень точно названы так, за необычайную лёгкость и тонкость.
Девочки в русских народных костюмах проносят на плечах платки и паутинки.
1ребёнок: С незапамятных времён прядут тончайшую ровную нить Оренбургские пуховницы, а потом, долгими вечерами вяжут платки. В каждом селе – свой узор, своя техника.
2 ребёнок: Много столетий копили мастерицы приёмы вязания, собирали узоры, рисунки, оттачивали известное, осваивали новое.
3 ребёнок: Качество платка «паутинки» во многом зависит от пуха. Чем тоньше пух, тем он легче, мягче, пластичнее, лучше пушиться.
2воспитатель: Спасибо, ребята. Да и в прошлые века знали цену нашим Оренбургским платкам. Выставлялись наши платки на Всемирных выставках ещё с середины девятнадцатого столетия. Так в 1851 и 1862 годах получили медали на выставке в Лондоне, в 1897 году - медаль в Чикаго, в 1958 – серебряная медаль в Брюсселе.
Мы привыкли к платку, как к обычному атрибуту повседневной жизни, не задумываясь над тем, что каждая наша семья хранит в шкафу предмет настоящего искусства, а психологи утверждают, что успокаивает не только процесс вязания, но и созерцания вязаных вещей. По истине – божий промысел.
4 ребёнок: Затуманились зарницы, воют ветры – степняки.
Вяжут, вяжут пуховницы Оренбургские платки.
Ах, платочек, мой платочек, весь в узорах уголочек.
Он белее ковыля, распушистые поля.
Распушистый, распушистый – его знает целый мир.
И в Париже носят тоже Оренбургский сувенир.
1воспитатель: Каждый гость Оренбуржья мечтает приобрести в подарок своим близким Оренбургский пуховый платок. А начнут выбирать – глаза разбегаются, от такого разнообразия платков. Один лучше другого, словом, не платок, сказка! Тут и дымчатые, и белые, серебристым инеем покрыты. Полюбуйтесь-ка и вы!
Танец с паутинками
1воспитатель: Выйду, сяду на крылечко, звонко песню запою.
Пропущу я сквозь колечко паутиночку свою. (показ)
И в правду, ребята, настоящий Оренбургский пуховый платок пройдёт сквозь обручальное кольцо. А хотите, и вы попробуйте: (дети по желанию повторяют действие, пропускают платок сквозь кольцо)
2воспитатель: Вот и подходит к концу наше путешествие по городам и сёлам, где народ живёт умелый да мастеровой, прославляя нашу землю своими промыслами.
Звучит песня «Русский сувенир»
Под русскую народную песню «Коробейники» в зал входит коробейник с коробом в руках, в котором лежат сладости.
Коробейник: Просим вас не расходиться,
Сладким чаем угоститься.
К чаю ароматному
Угощенье знатное!