Елена Данилова
Сценарий праздника для старших дошкольников «Яблочный Спас»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Сценарий музыкального познавательно-тематического праздника предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: способствовать духовно-нравственному развитию детей через знакомство с православным праздником Преображения, Яблочного Спаса и его традиция
Задачи:
1. Образовательные:
Публикация «Сценарий праздника для старших дошкольников „Яблочный Спас“» размещена в разделах
- Лето. Фольклорные развлечения, спасы
- Спас. Яблочный, медовый, ореховый Спасы
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Яблочный Спас. Сценарии праздника
- Темочки
-расширять представление детей о народном празднике «Яблочном Спасе» и православном празднике «Преображение Господне», о традициях и обычаях русского народа.
-формировать стремление активно участвовать в развлечениях, играх. Знакомить детей с народным музыкально-игровым фольклором.
2. Развивающие:
- создать радостную атмосферу праздника;
-способствовать развитию двигательной активности детей;
-развивать ловкость, смекалку;
-расширять и активизировать речевой запас детей.
3. Воспитательные:
- воспитывать чувство удовлетворения от участия в празднике;
-воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу и к окружающим.
- воспитывать чувство любви и уважения к своей родной культуре и истории.
Данный сценарий реализуется в форме праздничного мероприятия, совместной музыкально-игровой деятельности взрослых и детей. Требует предварительной работы с детьми по разучиванию стихов, песенного и танцевального материала.
Ход мероприятия:
(звучит веселая народная музыка, дети в народных костюмах вместе с ведущим заходят в музыкальный зал, занимают свои места)
Ведущий: Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие!
Люди свойские, простые! Милости просим!
Пришел Яблочный Спас – всему час!
Час веселому празднику и доброму угощению! Ох, и любил в старину народ на Руси повеселиться. Кто пляшет, кто поёт, ну а кто с игрой идёт!
Вот и сегодня поиграем мы с вами в игры разные, игры народные, весёлые, да хороводные. Ребятушек своих потешим и сами позабавимся. В старину у людей была днем работа, а отдых да забавы вечером или в праздничный день, такой как сегодня. Выходите, гости добрые, на улицу поплясать, поиграть да повеселиться!
(дети читают стихи о лете и о празднике)
1-ый ребенок: В это праздничное лето закрома полным-полны.
Солнцем радостным согреты, красны яблоки крупны.
2-ой ребенок: На ладошке у ребенка солнце яркое лежит.
Улыбаются глазенки, сок по пальчикам бежит.
3-ий ребенок: Все хрустят сегодня сладко, унеслась далеко грусть.
Возит яблоки лошадка, пахнет яблоками Русь!
4-ый ребенок: Хорошо, что снова лето, снова солнце высоко!
Шлем ему свои приветы, песня льется далеко.
Дети исполняют русскую народную песню «Как у наших у ворот»
Ведущий: Ребята, какой замечательный сегодня праздник. Но, какое же веселье без гостей?
Встречайте, к нам из русской сказки спешит на праздник одна очень почетная гостья!
(звучит веселая народная музыка, выходит Василиса Премудрая)
Василиса: По обычаям российским
Всем гостям поклон мой низкий!
Здравствуйте, ребятишки,
Здравствуйте, парнишки!
Славные девчушки,
Быстроглазые вострушки!
Я – героиня многих сказок,
Я очень мудрая девица,
На все руки мастерица.
Знаю всё и всё умею.
Там и тут Василисою зовут!
Пришла вас с праздником поздравить. С Яблочным Спасом! С богатым кубанским урожаем!
Ведущий: Здравствуй Василиса Премудрая! Добро пожаловать!
Василиса: Сегодня у нас праздник веселый, да радостный – день Преображения Господня.
(негромко звучит звукозапись духовного стиха «На сошествие Святаго Духа» в исполнении детского хора «Весна», Василиса начинает свой рассказ)
По давнему преданию в этот день Иисус Христос вместе со своими учениками поднялся на священную гору Фавор. Путь был сложным, но когда он добрался до самой вершины, с ним случилось чудо! Ослепительной белизной и светом засияли его одежды и лицо, он весь преобразился. Невероятной красотой и яркими солнечными лучами наполнилась горная долина. Вся природа вокруг преобразилась. Ученики Иисуса были поражены происходящим и потом об этом чуде они рассказывали всем людям. С тех пор, этот день всегда напоминает нам о том, что мы должны быть лучше, добрее, честнее, чем были раньше и совершать только правильные, хорошие дела и поступки.
Преображение Господне в народе Спасом Яблочным зовут!
И праздник этот, прославляя, плоды созревшие все в храм несут.
(музыка стихает, Василиса продолжает свой рассказ)
Яблочный Спас - это русский народный праздник сбора урожая. А яблочным его называют потому, что к середине августа во всех российских садах созревают яблоки и еще потому, что яблоко – это самый известный и самый любимый фрукт на Руси. Яблоко – символ плодородия, семейного благополучия и здоровья. Но в старину до Спаса людям не разрешалось кушать никаких плодов, кроме огурцов и ягод. Зато в день Яблочного Спаса все угощали друг друга тем, что выросло в саду – яблоками, грушами, сливами, персиками, виноградом. Но перед тем как угостить плодами кого-то или съесть их самому, по православной традиции урожай несли в церковь для освящения. Тем самым, люди благодарили Бога за хороший урожай. Считалось, что после освящения плоды приобретали чудодейственную силу. Если скушать освященное яблоко и загадать доброе желание, то оно непременно сбудется.
Ведущий: Василиса Премудрая, спасибо тебе за интересный рассказ.
Василиса: Но это еще не все истории, о которых я хотела вам поведать.
Я пришла к вам не одна. Я друзей с собой взяла.
Дружные ребята, лесные все зверята! Ну, зверятки, выходите, добрую сказку нам покажите!
Сценка «Лесные яблоки» автор С. Фролова
Сорока: Я, сорока – белобока, яблок набрала в лесу,
Целую корзину яблок я на ярмарку несу!
Продам лесные яблоки, да пройдусь по ярмарке,
Бусы, серьги, брошь куплю, всех соседок удивлю!
(К сороке подбегает мышка.)
Мышка: Ой, как фрукты хороши, я б поела от души,
И купила яблок деткам, только жаль, что нет монеток.
Сорока: Ладно, мышка, так возьми, и мышатам отнеси,
Пусть полакомятся крошки сочным яблоком немножко!
(Сорока даёт мышке 2 яблочка. Мышка уходит. Выходит заяц)
Заяц: Ух, ты! Яблочки, какие - спелые да наливные,
Я бы яблочко купил и зайчиху угостил!
Только жаль, что денег нету, растерял я все монеты!
(Выворачивает карманы, показывает, что в них пусто.)
Сорока: Если б меньше ты скакал, денежки не растерял!
Ладно, просто так возьми, и зайчихе отнеси.
(Сорока даёт зайцу яблоки. Заяц убегает. Выходит медведь.)
Медведь: Чую яблочками пахнет! Хороши они на вид!
Яблок спелых цвет и запах возбуждает аппетит!
Мне малина надоела, я поел бы яблок спелых,
Только жаль, что денег нету, поистратил все монеты,
На зиму купил подушку, да ещё медку кадушку.
Сорока: Не печалься, косолапый, протяни, скорее, лапу,
Яблочко возьми лесное, спелое и наливное,
Мне для друга своего, поверь, не жалко ничего!
(Сорока даёт медведю яблоко. Медведь уходит. Выходит лиса, на ней бусы, серьги, брошь.)
Лиса: Ой, сорока, насмешила, яблочки все раздарила,
Ничего не продала, просто так всё отдала,
Я - лиса, хитрей была, все товары продала,
Много денег накопила – серьги, бусы, брошь купила,
Шубка новая на мне, приоделась я к зиме!
А ты, сорока, зря старалась, с пустой корзинкою осталась!
Звери яблочки забрали и спасибо не сказали!
Сорока: Не пуста ещё корзинка, осталось яблочко одно,
Что с одним я буду делать? На, возьми, лиса его!
Кушай яблочко лесное и не смейся надо мной!
Ничего я не купила, зато друзей всех угостила!
(Выбегают звери. У каждого свой подарок сороке.)
Мышка: Вот, сорока, погляди, принесла я колоски,
Собирали их мышата, мои дружные ребята.
Я тебе их подарю, за яблочки благодарю!
А ещё мышата –крошки сшили для тебя сапожки
(Кладёт колоски и сапожки сороке в корзинку.)
Заяц: Наварили зайцы щей, из свежих, вкусных овощей!
Вот, горшочек щей возьми, на здоровье, кушай щи!
(Отдаёт сороке горшочек со щами.)
Медведь: Я решил с тобой, сорока, мёдом поделиться,
Мёд душистый, липовый зимою пригодится!
(Отдаёт сороке бочонок с мёдом).
Лиса: Вот так, звери! Удивили! Все сороку одарили!
Надо бы и мне - лисе, так же поступить, как все!
Бусы, серьги, брошь отдам, как положено друзьям!
Пусть не будет украшенья, зато будет уваженье!
(Отдаёт сороке бусы, серьги, брошь).
Медведь: Правильно, лиса, решила! Нашу дружбу заслужила!
Сорока: Как же весело у нас! Нынче праздник, нынче Спас!
(звучит музыка, «зверята» кланяются и уходят)
Василиса: Какую добрую и поучительную историю вы послушали. И хочется всем напомнить одну очень мудрую заповедь: «Относись к ближнему своему так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Наша лисичка умная была и вовремя это поняла!
А теперь, детвора, поиграть нам пора!
Ребята, урожай то нынче богатый. И в моем садике яблок видимо-невидимо. (показывает на большую корзину с яблоками)
Одной мне не справиться, поможете мне их рассортировать?
Аттракцион «Собери яблоки»
Описание: из общей корзины дети двух команд раскладывают яблоки по ящикам, в один – яблоки зеленого цвета, в другой – красного.
Василиса: Спасибо, ребята! Как много яблок собрали. И что же мне теперь с ними делать?
Ведущий: Василиса, а ты поиграй с ребятами, они очень любят веселые игры!
Василиса: Отличная идея! Ребята, а следующая игра, в которую мы поиграем называется «Хвалёное яблоко». В далекие времена в нее играли наши предки. В праздник Яблочного Спаса люди старались говорить как можно больше хороших, добрых слов о том урожае, которым их одарила матушка-земля. Вот и мы сейчас с вами постараемся сказать нашему яблоку как можно больше хвалебных слов.
Словесная игра «Хвалёное яблоко»
Описание: Дети образуют круг и передают яблоко из рук в руки, при этом каждый говорит одно хорошее слово про фрукт, например: вкусное, сладкое, сочное, ароматное, хрустящее, полезное, красивое и т. д.)
Василиса: Молодцы, ребята! Мне кажется от ваших добрых слов яблок, как-будто, еще больше стало?
Ведущий: Василиса, а ты свари из них вкусный компот или ароматное варенье, а ребята тебе снова помогут.
Василиса: С удовольствием! Компот – это так полезно, а варенье - такая вкуснятина! А давайте мы приготовим и то, и то!
Эстафета «Поварята» (Василиса перед игрой объясняет детям разницу в приготовлении компота и варенья: в варенье вода не добавляется, но для аромата можно добавить листья мяты)
(описание: вызываются 8 ребят, делятся на команды по 4 человека. Далее выполняют следующие действия: 1-ые – с началом музыки надевают фартуки, бегут к столикам с атрибутами, наливают воду (или (для варенья) кладут листья мяты) в кастрюлю, возвращаются на место, передают фартук следующим игрокам; 2-ые – надевают фартук, бегут к столикам, кладут в кастрюлю яблоки, возвращаются; 3-ие – высыпают в компот и варенье сахар, возвращаются; 4-ые – мешают компот или варенье большой ложкой, накрывают крышкой кастрюлю, возвращаются на места; чья команда справилась быстрее, та и победила.)
Василиса: Молодцы, ребята! Потрудились вы на славу – урожай собрали, компот и варенье сварили. А теперь можно отдохнуть и красивый танец посмотреть! Ау! Подруженьки мои! Вы на месте не сидите, а для нас скорей спляшите!
Танец с платочками в народном стиле «А по камушкам, речка быстрая течет» (песня в исполнении Н. Королёвой) (танцуют девочки)
Василиса: Ну вот, и отдохнули, а теперь хочу проверить какие вы сообразительные, много ли знаете?
Любите загадки? (дети отвечают)
(Василиса обращает внимание детей на яблоньку)
Растет в моем саду яблонька, да не простая, а с загадками. (Василиса подходит к дереву, на котором висят плоскостные яблоки с загадками)
Яблочко срываю, вам загадку загадаю! (эти слова говорить перед каждой загадкой)
Загадки.
1. Под окном цветочек, а на дереве листочек.
Муравей несет поклажу, я травинкой его глажу.
И тепло, и много света, значит, наступило… (ЛЕТО)
2. Это что за желтый мячик по лесам за нами скачет?
Золотит лучом оконце, называют его… (СОЛНЦЕ)
3. Дождь прошел, раздвинув тучи. К нам пробился солнца лучик.
И буквально на глазах мост возник на небесах.
Разноцветная дуга – это… (РАДУГА)
4. Пляшет туча, грянул гром! Туча сыплет серебром,
По полям, по нивам лейкой торопливой. Что это? (ДОЖДЬ)
Василиса: (обращает внимание на странное яблоко черного цвета)
Ой, ребята, посмотрите, какое необычное яблоко выросло на моей яблоньке? (срывает, крутит в руках)
Оно тоже с загадкой (читает)
5. В дремучем лесу затерялась избушка.
В избушке живет непростая старушка.
Берет помело и в ступу садится, и тут же над лесом взлетает как птица. (БАБА-ЯГА)
(после того, как дети отгадали загадку, звучит тревожная музыка, появляется Баба-Яга на метле, громко смеясь и пугая детей)
Баба-Яга: Ха-ха-ха! Как я вас замечательно проучила! Ха-ха-ха! Мое ж яблочко, колдовское! Что! Боитесь меня, детушки? Струсили наверняка. Убегайте без оглядки, а не то намну бока!
Василиса: Бабушка – Яга, что же мы вам плохого сделали? И чего вам от нас только надо?
Баба-Яга: Молчи, Василиска, а не то в болото тебя брошу!
(обращается к детям и ведущему)
А вам нахальности такой я не прощу! Меня не ждали? К себе не зазывали!
(дразнящим издевательским голосом) «Пусть старушка сидит на печи и лопает ОДНА сухи калачи?» (злясь еще больше)
Это что за несправедливость така? Ух, задам я вам всем трепака (грозит кулаком) Где это видано, где это слыхано, чтоб со старшими так обращались и на праздник они не приглашались? Придется мне вас строго наказать! Я ведь деточек малюсеньких люблю… я их жарю…и в котле всегда варю (потирает ладошки) Ох, и вкусный у меня будет обед!
Василиса: Подожди, бабушка не злись! Мы тебе очень рады, оставайся на нашем празднике, правда, ребята?
Ведущий: Конечно, оставайся! Ребята с тобой с удовольствием поиграют. Баба-яга: Ишь, какие добренькие! Ну, ладнось, не буду вас пока жарить и варить! Но, чур, сначала в мою игру сыграем, в «Скоморошку».
Ведущий: Бабушка – Яга, да это же наша любимая игра!
Русская народная игра «Скоморошка».
Описание: Дети стоят в кругу, хором говорят считалочку и передают из рук в руки шапку с бубенцами, на ком заканчивается считалка, тот становится Скоморошкой, надевает шапку и выполняет задания Бабы – Яги, например: как медведи ходят, как гуси кричат, как лягушки прыгают, как козлики бодаются, как солнышко по небу катится, как тучки на небе хмурятся и т. п.)
Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей,
Воробушек – пташка,
Серая рубашка,
Откликайся, воробей,
Вылетай-ка, не робей!
Баба-Яга: Ишь, какие проворные всё-то они знают, всё-то умеют. Может метлой моей заколдовать получится?
Подвижная игра-забава «Метла»
Описание: Баба
Яга водит метлой вокруг себя приговаривает: «Ты беги, беги метла, на запад, на восток, на север, на юг. Кто зазевается, тот в камень превращается!» Дети перепрыгивают через нее, кто «зазевался», замирает на месте.
Ведущий: Баба-Яга, веселые ты забавы придумала, а теперь наша очередь игру показать.
Игра
дразнилка «Бабка –Ёжка»
Описание: дети в кругу, берутся за руки. Баба
Яга в центре. Дети поют дразнилку:
«Бабка-Ёжка, костяная ножка.
С печки упала, ножку сломала.
А потом и говорит:
«У меня живот болит» (дразнят Ягу, показывают «нос»)».
Баба-яга: Ах, дразнить меня вздумали! А я вас сейчас в пеньки превращу и к стульчикам приклею (дети убегают на стульчики)
(К Василисе) И тебя, Василиска, заколдую! Будешь спать у меня крепким сном! (говорит заклинание)
«Колдуй баба, колдуй дед, трое сбоку, ваших нет!
Туз бубновый, гриб сосновый, стала Василиска нездоровой!»
(Василиса садится на стул, «засыпает»)
(Баба-Яга щелкает пальцами перед Василисой, хлопает, дергает за косичку).
Ну вот, готово! Спит ваша Василиска и проснется не скоро!
Ведущий: Баба-яга, что же ты наделала! Зачем Василису заколдовала? Сегодня же праздник, Яблочный Спас! Сегодня нельзя совершать плохих поступков. Расколдуй Василису сейчас же!
Баба-яга: Ха! Но это вам нельзя, а мне можно! А Василиску расколдую, если с моими испытаниями справитесь.
Ведущий: Обязательно справимся, говори, поскорей, что ты придумала?
Баба-яга: Ну ладнось, слухайте меня внимательно. Есть у меня друзья, сможете угадать кто они, будем считать, что с первым испытанием вы справились.
Ведущий: Ребята, очень постарайтесь, отгадайте все загадки Бабы-Яги.
Загадки-обманки от Бабы-яги.
1. В ступе летаю, детей похищаю
В избе на куриной ноге проживаю,
Красавица златокудрая, а зовут меня. (Василиса Премудрая Баба Яга)
2. В дремучем лесу, на болоте вы ее непременно найдете.
Не рыбка она, не лягушка, моя дорогая подружка.
Стройная фигурка, зовут ее. (Снегурка Кикимора)
3. Есть еще в лесу один очень важный господин.
Он весь шишками оброс, на лице лишь виден нос.
Может быть пуглив, как зайка, а зовут его. (Незнайка Леший)
4. Внутри него водица, с ним не хотят водиться,
А все его подружки - пиявки да лягушки!
Водорослями зарос добрый дедушка. (Мороз Водяной)
5. Он живет в глуши лесной, сердца моего герой.
Он костями громыхает и в округе всех пугает.
Это что за старичок? Ну конечно,. (Пятачок Кощей Бессмертный)
Ведущий: Молодцы, ребята, все загадки отгадали. Баба-Яга, ну теперь ты расколдуешь Василису?
Баба-яга: Ишь, чего захотели, это я вам легкое задание дала. Есть у меня дело для вас сложное-пресложное, справитесь, тогда и забирайте свою Василису Премудрую, так и быть расколдую ее.
Ведущий: Так говори же скорее, не медли, что за дело такое важное?
Баба-яга: Мечта у меня заветная… Хочу быть молодой и красивой, лет на 500 помладше, шоб Кащеюшка замуж меня позвал. Да только никакое зелье мне не помогает, яблочки мне нужны молодильные! Где я их только не искала! Сможете для меня их достать?
Ведущий: Да-а… задачка не простая, но мы с ней справимся. Хороводом мы пойдем, яблок для тебя найдем.
Русская народная хороводная игра «Яблонька»
Описание: Дети образуют круг, в центре – девочка-яблонька. Дети поют и выполняют движения по тексту, девочка-яблонька постепенно растет.
1. Вырастала яблонька такой вышины (показывают руками вверх)
Распускалась яблонька такой ширины (руки в стороны)
А мы нашу яблоньку будем трясти, (сужают круг, слегка потряхивают девочку-яблоньку)
Чтобы сладки яблочки с собой унести. (идут назад спиной, как бы поднимая яблоки)
2. Вырастала яблонька такой вышины (аналогично по тексту)
Распускалась яблонька такой ширины
А мы нашу яблоньку будем щипать,
А потом от яблоньки мы будем убегать!
(В конце хоровода дети убегают на стулья, «яблонька» остается.)
Яблонька: День сегодня яркий, солнце и прохлада. Вам корзину яблок принесла из сада. (отдает Бабе-яге).
Баба-Яга: (удивленно) Ваши яблочки румяны и душисты, и свежи. Ах! Теперь и я красивой стану! Вам спасибо, от души!
Ведущий: Баба-Яга, мы твою просьбу выполнили, теперь и ты свое обещание сдержи.
Баба-Яга: Уговор есть уговор! Чуфары-муфары… Василисушка проснись, колдовство моё скорее испарись!
(Василиса просыпается)
Василиса: Ах, как долго я спала (видит Бабу-ягу) это ты, Яга, на меня чары свои напустила, хотела праздник нам испортить!
Баба-Яга: (виновато) Василисушка, краса, прости меня, не гневайся! И вы, ребята, не сердитесь. Я теперь доброй стану, обещаю, обижать никого не буду!
Василиса: Ребята, простим проказницу? (дети отвечают)
Ну, раз так всё хорошо закончилось, пора и спелым яблочком угоститься. Их в моем садочке вон сколько выросло. И не забудьте желание доброе загадать, оно сегодня обязательно сбудется! (отдает корзину яблок ведущему)
Баба-Яга:(жует яблоко) Да-да, не забудьте! Я вот, например, уже загадала – хочу с детишками в задорной пляске покружиться да повеселиться! Согласны?
Дети: Да!
Общая пляска «Барыня» р. н. п. (заранее не разучивается. Выполняется по показу и с помощью героев, ведущего, музыкального руководителя)
Баба-Яга: Ох, как весело плясали, чуть все ноги не стоптали!
Василиса: Мы сегодня не устали,
Потому что … (хором) поиграли!
Много нас собралось вместе,
Было очень … (хором) интересно!
Баба-Яга и Василиса: А теперь всем на прощанье – поклон низкий, до свиданья!
(звучит веселая народная музыка, герои выходят из зала, а дети вместе с Ведущим идут в группу рассматривать поделки из яблок, рисунки, сделанные детьми и их родителями.)