Светлана Васильевна Бондаренко
Сценарий познавательного вечера для средней группы «История празднования колядок»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ЦРР детский сад первой категории №60 «Ягодка»
село Кулешовка Азовского района Ростовской области
Сценарий познавательного вечера для средних групп
«История празднования колядок»
воспитатель
Бондаренко Светлана Васильевна
2015
Цель: поддержание интереса детей к истокам русской национальной культуры.
Задачи:
Публикация «Сценарий познавательного вечера для средней группы „История празднования колядок“» размещена в разделах
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Колядки, святки. Сценарии праздничных развлечений. Коляда
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2016
- познакомить детей средних групп с обрядом колядования на Руси;
- прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны,
- создать условия для возникновения положительного эмоционального настроения у детей;
- воспитывать чувство патриотизма.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: символ Коляды, костюмы и маски колядующих, глиняные горшки, полотенце, булка, лента, пуговица, прутик, веник, платки и пояса для всех детей группы, мешок для сбора угощений, поднос и рушник.
Дети старшей группы с воспитателем – ведущей разучивают колядки, сценки, игры для проведения вечера; изготавливают символ Коляды, «козульки» из солёного теста и приходят в костюмах «ряженых» в средние группы, где их встречают воспитатели, подготовленные заранее для проведения встречи и воспитанники групп, для которых разыгрывается представление.
Ход мероприятия.
Воспитатель: В старину, когда проходила неделя после встречи нового года, в России начинали праздновать веселую пору Святок : все гуляли вечерами, наряжались в костюмы, пели специальные песенки, которые назывались колядки. Люди радовались, если к ним приходили колядовщики. Это считалось доброй приметой, поэтому гостей старались угостить пряниками и пирогами.
Ведущий: Все на Святки, все на Святки,
Все пришли сюда, ребятки?
И овсень, и коляда
Будут вместе с нами, да?
Воспитатель: Это что такое – Святки?
Ведущий: Вы не слышали, ребятки?
Что ж, придется рассказать,
И, конечно, показать!
Под музыку «Коробейники» (муз. народная, сл. Н. Некрасова) появляются колядовщики, в руках у одного из них символ коляды – солнце, украшенное лентами и цветами. Они обходят детей, сидящих по кругу и исполняют колядки :
1-й колядовщик : Авсень - потетень,
Новый наступает день.
Когда Святки на дворе –
Всё кругом, как в серебре.
Припев: Ой, зимушка-зима,
Чтоб подарочков дала.
Пирогов да пряников,
Колбасы да драников.
2-й колядовщик : Авсень -потетень,
Как в разгаре колядень.
Веселись, честной народ,
Вечер святочный идет!
Воспитатель: Добрый день, дорогие колядовщики! Мы вас ждали, мы вам рады!
А что это у вас в руке?
Ведущий: это символ – рождественская звезда.
Ведущая рассказывает детям, что рождественскую звезду можно сделать из картона, покрыть ее фольгой. Такая звезда олицетворяет звезду Нового года и звезду Христа. Звезда может быть пятиконечной и шестиконечной. Дети приготовили её сами, мы прикрепили готовую звезду на шест, каждый луч звезды украсили лентами, и взяли с собой, по доброй старинной традиции.
Воспитатель: расскажите нам, ребята, что за праздник – святки?
1 Ребенок:
Этот праздник самый длинный
Он веселый и старинный,
2 Ребенок:
Наши прабабушки и прадедушки
Веселились две недели:
От Рождества и до Крещенья,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в Святки.
3 Ребенок:
Наряжались и шутили
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас,
Встретим мы его у нас!
Ведь недаром на Руси говорили: “Настали Святки – запевай колядки! ”
Ведущий. Говорят, коли колядовщик в гости зашел, лучше этого не бывает. Ведь веселые колядки несут пожелания доброго здоровья и богатого урожая на весь год.
Колядовщики берут зерно и обсыпают всех.
1-й колядовщик : посыпает зерном,
2-й колядовщик : Сеем, веем, посеваем…С Новым годом поздравляем!
3-й колядовщик : Уродись пшеничка, горох, чечевичка,
На воле – копнами, на столе – пирогами.
4-й колядовщик : С новым годом, с новым счастьем!
Чтоб здоровы были, много лет жили!
1 Ребенок: Коляда, коляда,
Ты подай пирога.
2 Ребенок: Или хлеба ломтину,
Или денег полтину
3 Ребенок: Или курочку с хохолком,
Или петушка с гребешком.
4 Ребенок: Открывайте сундучки,
Вынимайте пятачки!
Хозяин: Пели вы на удивленье,
Заслужили угощенье!
Хозяйка: Вот вам угощенье-
Пряники, печенье,
Бараночки, конфетки,
Кушайте детки!
Все: Спасибо!
Ребенок: Чтоб у вас поле зеленело
И скотина не болела!
1 Ребенок: Всем добрым людям
Желаем добра, золота и серебра!
2 Ребенок: Пышных пирогов,
Мягоньких блинов!
3 Ребенок: Доброго здоровья,
Маслица коровья!
Все: Кому песню поем,
Тому сбудется,
Тому сбудется,
Не менуется!
С Новым годом,
Со всем родом!
Воспитатель: Вот вам, дорогие колядовщики, пряники. Это пряники не простые, а особенные – выпекаются специально к святочным праздникам. Называются козульки, на них изображают коровок, барашков, лошадок. Такие пряники приносили в дом хороший приплод. В старину считалось, что появление козы приносит удачу в наступающим году.
Ведущий. А у нас – то коза – просто загляденье, полюбуйтесь на неё!
Сценка с козой.
Девочка, одетая в костюм козы, выходит в центр, танцует, а затем подпрыгивает, вдруг спотыкается и падает.
Воспитатель: А что случилось? Почему Коза упала?
1-й колядовщик : Наша Коза просит угощенье. Тогда она встанет и еще попляшет.
2-й колядовщик : Нашей Козе немного надо: ведерочко гречки на перепечки.
3-й колядовщик : Решето овса, сверху колбаса да три куска сала, чтобы Коза встала.
Воспитатель: Вот вам – Пряники, да леденцы,
Да тепленький пирог, Да маслице, творог.
Хозяин: Вставай, Козочка!
Козе дарят угощенье, после чего она продолжает свою пляску,
а затем раскланивается.
1-й колядовщик : Где коза проходит, там пшеница родит.
2-й колядовщик : Где коза махнет хвостом, там и хлеб взойдет кустом.
3-й колядовщик : А где стукнет рогом, там хлеб взметнется стогом.
Ведущий. А сейчас выходи, детвора, поплясать с Козой пора!
Пляска-игра “Пошла Коза по лесу”
Дети встают в круг и, взявшись за руки, движутся против солнца.
«Коза» — движется по солнцу внутри хоровода, выбирая себе «принцессу».
«Коза» вместе с «принцессой» выполняют движения по тексту песни.
Затем они расходятся, и каждый ищет новую пару. Так продолжается, пока все дети не встали в пары.
Текст игры - пляски:
Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Ведущий. Ну что ж, дорогие хозяева, мы с колядовщиками дальше идём, других деток поздравлять и здоровья им желать. А вам говорим на прощание:
Все вместе: С новым годом, с новым родом!
1. Петров В. М, Гришина Г. Н, Короткова Л. Д. Зимние праздники, игры и забавы. – М. : Сфера, 1999.
2. "Дошкольное воспитание" №12, 2011г.
3. Михайлова М. А. «А у наших у ворот развеселый хоровод»
. Народные праздники, игры развлечения. Ярославль: академия развития, 2001 г.
Фотографии детей опубликованы с разрешения родителей.