Ирина Ивановская
Конспект образовательной ситуации по ФЭМП в подготовительной группе «Состав числа 8»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип ситуации : открытие нового знания.
Тема: «Состав числа 8».
Цель: формирование представлений о составе числа 8 из двух меньших единиц.
Задачи:
Образовательные :
1. Формировать представление о составе числа 8 из двух меньших чисел.
2. Закрепить представление о взаимосвязи целого и частей.
3. Тренировать умение составлять и решать простейшие примеры на сложение в пределах 8.
Развивающие:
1. Развивать умение действовать по алгоритму, осуществлять самопроверку по образцу.
Публикация «Конспект образовательной ситуации по ФЭМП в подготовительной группе „Состав числа 8“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 8. Состав числа восемь, счёт до восьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.
2. Воспитывать умение понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Материалы к ситуации :
Демонстрационные:
1. Презентация PowerPoint.
2. Числовые выражения.
Раздаточные:
1. Листы с заданием
2. Карандаши
Предварительная работа:
ОД по ФЭМП «Число и цифра 8»
Методы и приемы:
Проблемно-поисковая беседа
Дидактические упражнения
Ход ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Цель: создание мотивационной ситуации для включения детей в познавательную деятельность.
Требования:
*ситуация, включающая детей в игровую деятельность;
*обращение к личному опыту детей;
*создание условий для возникновения у воспитанников внутренней потребности включения в деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем их и подарим им свои улыбки.
Приветствуют.
-Ребята, сегодня мы не случайно собрались в музыкальном зале. Дело в том, что на почту детского сада пришло очень необычное видео сообщение. Давайте послушаем и посмотрим его.
(Слайд № 2. Робот.)
Робот: Приветствую вас, земляне. Я последний выживший робот с далекой планеты роботов. Мы пострадали от компьютерного вируса. У нас сбились все настройки. Я прошу вашей помощи…
Воспитатель: Ребята, что случилось на планете роботов? Что делать? Вы хотите им помочь?
(Ответы детей)
Воспитатель: Вы сможете им помочь? У вас получиться?
(Ответы детей)
Воспитатель: Я верю, что у вас все получиться, потому что мы друзья, мы команда.
Воспитатель: Ребята, робот сказал, что планета находиться очень далеко в космосе. Как же мы туда попадем?
Дети: Полетим на ракете.
Воспитатель: Как называют людей, которые летают в космос? (космонавты). Какими качествами должен обладать космонавт (сильный, смелый).
Воспитатель: Ракета у нас есть. Посмотрите на экран.
(Слайд № 3. Ракета на старте).
космические скафандры у нас тоже есть. Одевайте скафандры и проходите в нашу ракету. Вставайте рядом со своими стульчиками.
Дети встают около стульчиков.
Воспитатель и дети вместе:
Руки вверх – идем на взлет (руки вверх, встали на носочки)
Отправляемся в полет (шагаем)
Руки в стороны поставим – (развели руки в стороны)
В космос наш корабль отправим! (наклоны в стороны)
Мы попрыгаем немножко – (руки на поясе)
К звездам выложим дорожку!
Воспитатель: Присаживайтесь на свои места. Пристегните ремни. Начинаем обратный отсчет. Все вместе считаем. 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1.
Взлетаем.
(Слайд № 3. Звучит гул ракеты) .
2. Актуализация знаний.
Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.
Требования:
*актуализация изученных способов действий и знаний, достаточных для построения нового знания;
А пока мы будем совершать полет, проведем небольшую умственную разминку, я задаю вопрос, а вы быстро отвечайте:
Игра-разминка.
Соседи числа 2,4,5,7,8.
Назови все числа меньше 6, 3, 8,
Последующее число после 3,7,9.
Предыдущее число 7, 2, 5, 9.
Увеличь 6 на 1.
Воспитатель: Вот мы и прилетели на планету роботов.
(Слайд № 4 с изображением планеты роботов).
Воспитатель: Ребята, удивительное дело! На планете роботов есть кислород и мы можем оставить шлемы в ракете.
(Слайд № 5. Робот).
Робот: Ребята, как хорошо, что вы прилетели. Помогите отремонтировать роботов.
Воспитатель: Ребята, скорее за работу. Нельзя терять ни минуты. Присаживайтесь за столы. Воспитатель раздает листы с заданием.
3. Затруднение в ситуации.
Цель: формирование опыта фиксации затруднения, понимания его причины и опыта целеполагания.
Требования:
*создание ситуации затруднения
*фиксация в речи причины затруднения
Воспитатель: Ребята, нам нужно отремонтировать роботов. У робота есть 8 кнопок управления. Посмотрите, они расположены на туловище робота. Чтобы робот работал правильно, должны быть и черные и белые кнопки. Нельзя чтобы у были только белые или только черные кнопки. Нам нужно собрать все возможные варианты роботов с черными и белыми кнопками.
Мы сможем это сделать? Как?
(Ответы детей)
Воспитатель: Вы знаете, сколько надо взять черных и белых кнопок, чтобы в сумме получилось 8?
Дети: Нет, мы не знаем.
Воспитатель: Верно, мы еще не проходили этот материал.
Когда человек что-то не знает, где он может получить ответ?
Дети: спросить у взрослого, посмотреть в интернете, посмотреть в энциклопедии.
Воспитатель: Спросить нам не у кого, мы же в космосе. Интернета здесь тоже нет.
Что делать? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте пробовать самостоятельно.
4. Открытие нового знания.
Цель: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.
Требования:
*Организация подходящего диалога с целью открытия нового знания
*Фиксация нового знания в речи
*Создание ситуации успеха
Давайте попробуем настроить первого робота.
Сосчитайте, сколько всего кнопок? (8) Раскрасьте одну кнопку черным цветом. Сколько белых осталось? (7) Сколько всего получилось кнопок? (8).
Какое равенство у нас получилось?
Дети: 1+7=8
Воспитатель вывешивает табличку с равенством 1+7=8
Как получили 8? (к 1 прибавили 7).
Вот один способ составить число 8 из двух меньших чисел. Восемь это 1 и 7.
Воспитатель: поменяйте части местами. Какое равенство у вас получилось?
Дети: 7+1=8.
Воспитатель вывешивает табличку с равенством 7+1=8
Как получили 8? (к 7 прибавили 1)
Вот другой способ составить число 8 из двух меньших единиц. (8 это 7 и 1)
Назовите части и целое в первом равенстве. Назовите части и целое во втором равенстве. Посмотрите на эти равенства. Что вы видите?
Дети: Части поменялись местами, а целое осталось без изменений.
Воспитатель: Посмотрите на робота и скажите, чего больше белых кнопок или всего кнопок?
Дети: Всего кнопок.
Воспитатель: Правильно, белые кнопки - это только часть от всех кнопок. А часть всегда меньше, чем целое.
Давайте настраивать второго робота. Сколько всего кнопок у робота? (8) Раскрасьте две кнопки черным цветом. Сколько белых надо осталось? (6) Сколько всего получилось деталей? (8). Назовите равенство.
2+6=8
Воспитатель вывешивает табличку с равенством 2+6=8
Как получили 8? (к 2 прибавили 6)
Вот еще один способ составить число 8 из двух меньших чисел. 8 это 2+6
Воспитатель: поменяйте части местами.
Какое равенство у нас получится?
Дети: 6+2=8
Воспитатель вывешивает табличку с равенством 6+2=8
Как получили 8? (к 6 прибавили 2)
Вот еще один способ составить число 8 из двух меньших чисел. 8 это 6 и 2
Назовите части и целое в первом равенстве. Назовите части и целое во втором равенстве. Посмотрите на эти равенства. Что вы видите?
Дети: Части поменялись местами, а целое осталось без изменений.
Воспитатель: Чего меньше черных деталей или всего деталей?
Дети: Черных меньше.
Воспитатель: Правильно, часть всегда меньше, а целое всегда больше.
Посмотрите на третьего робота.
Сколько всего кнопок у робота? (8) Раскрасьте черным цветом 3 кнопки. Сколько белых? (5) Сколько всего получилось деталей? (8).
Какое равенство у вас получилось?
3+5=8.
Воспитатель вывешивает табличку с равенством 3+5=8
Как получили 8? (к 3 прибавили 5).
вот еще один способ составить число 8 из двух меньших чисел. 8 это 3 и 5.
Воспитатель: Поменяйте части местами. Какое равенство у вас получилось?
5+3=8.
Воспитатель вывешивает табличку с равенством 5+3=8
Как получили 8? (к 5 прибавили 3)
Вот еще один способ составить число 8 из двух меньших чисел (8 это 5 и 3)
Назовите части и целое в первом равенстве. Назовите части и целое во втором равенстве. Посмотрите на эти равенства. Что вы видите?
Дети: Части поменялись местами, а целое осталось без изменений.
Воспитатель: Давайте настроим последнего робота. Раскрасьте черным цветом 4 кнопки. Сколько белых осталось? (4)
Какое равенство у вас получилось?
4+4=8
Воспитатель вывешивает табличку с равенством 4+4=8
Как получили 8? (к 4 прибавили 4)
Вот еще один способ составить число 8 из двух меньших чисел. 8 это 4 и 4.
Посмотрите на наши равенства.
- Что можно сказать о целом во всех случаях? (оно одинаково)
-Что можно сказать о частях? (они разные).
- Какой вывод можно сделать, глядя на эти равенства? Части все разные, а целое одинаковое.
(что число 8 можно представить разными способами.)
-Давайте еще раз вспомним эти способы.
Ответы детей. 8 это 1 и 7 и тд.
Воспитатель: Молодцы. Вы починили всех роботов.
(Слайд № 6. Робот).
Робот: Ребята, от лица всех роботов нашей планеты говорю вам большое спасибо за помощь. Дарю вам наши фотографии на память, которые можно раскрасить. Еще раз спасибо за помощь, до свидания, ребята.
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Проходите в нашу космическую ракету. Одевайте космические скафандры.
(Слайд № 7. Планета роботов).
Дети встают около стульчиков,
Руки вверх – идем на взлет (руки вверх, встали на носочки)
Отправляемся в полет (шагаем)
Руки в стороны поставим – (развели руки в стороны)
В космос наш корабль отправим! (наклоны в стороны)
Мы попрыгаем немножко – (руки на поясе)
К дому выложим дорожку!
Воспитатель: Присаживайтесь на свои места. Пристегните ремни. Начинаем обратный отсчет. Все вместе считаем. 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1.
Взлетаем.
(Звучит гул ракеты).
5. Включение нового знания в систему знаний.
Цель: закрепление нового знания у детей в играх и упражнениях.
Воспитатель: Ребята, давайте воспользуемся случаем и выйдем в открытый космос.
(Слайд № 8. Космическое пространство).
Игра «Найди пару».
Цель: организация активного отдыха детей и закрепление знаний о составе числа 8.
Требования:
* соответствие используемых упражнений цели занятия.
*ситуация успеха в совместной деятельности.
Воспитатель: Каждый из вас получает карточку с числом.
Нужно встать в круг и держать карточки так, чтобы их видели все стоящие.
Пока звучит музыка, вы летаете, помните что в космосе невесомость все движения у нас плавные, как только музыка закончилась, нужно найти и встать в пару так, чтобы в сумме у вас получилось 8.
Играем 2 раза. Меняемся карточками.
Ребята, в ракету. Полетим дальше.
Воспитатель: Ребята, посмотрите в иллюминаторы. Что это такое, кто знает?
Правильно, это окно в космическом корабле.
(слайд № 9. Ракеты).
Дидактическая игра «Вставь пропущенные цифры».
Цель :закрепление знаний детей о составе числа 8.
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько вокруг нас ракет! На каждой из них написаны выражения с пропущенными числами. Нужно вставить пропущенное число. Посмотрите на ракету с зелеными крыльями. Прочитайте выражение.
Дети: 1+ неизвестное число равно 8.
Воспитатель: какое число нужно вставить?
Дети: 7
Воспитатель спрашивает несколько детей.
На ракете появляется число 7
Прочитайте выражение на ракете с розовыми крыльями.
Дети: неизвестное число +3 = 8.
Воспитатель: какое число нужно вставить?
Дети: 5
Воспитатель спрашивает несколько детей.
На ракете появляется число 5.
Воспитатель: Прочитайте выражение на ракете с красными крыльями.
Дети: неизвестное число + 6=8
Воспитатель: какое число нужно вставить?
Дети: 6
Выслушивает несколько вариантов ответа.
На ракете появляется число 6.
Воспитатель: Прочитайте выражение на ракете с фиолетовыми крыльями.
Дети: 6+ неизвестное число =8
Воспитатель: какое число нужно вставить?
Дети: 2
Воспитатель выслушивает несколько детей.
На ракете появляется число 2 .
Воспитатель: прочитайте выражение на синей ракете.
Дети: Неизвестное число + 1=8
Воспитатель: Какое число нужно вставить?
Дети:6
Воспитатель выслушивает несколько детей.
На ракете появляется число 6.
Воспитатель: Прочитайте выражение на ракете с оранжевыми крыльями.
Дети:3+неизвестное число =8
Воспитатель: Какое число нужно вставить?
Дети:5
Воспитатель выслушивает несколько детей.
На ракете появляется число 5.
Воспитатель: Какого способа получения числа 8 здесь нет?
Дети: 4+4=8
На экране появляется ракета с выражением 4+4=8
Воспитатель: Молодцы, отлично справились с этим заданием. Полетели дальше.
Вот и наша планета.
(Слайд № 10. Земля).
Как она называется? (Земля)
Посмотрите, какая красивая наша планета.
(Ребята, как вы думаете, что такое синее на нашей планете? (моря и океаны) Коричневое (горы) Зеленое? (леса) Желтое? (пустыни).
Молодцы. Вот и прилетели.
Снимайте шлемы, оставляйте в ракете. Проходите сюда.
6. Осмысление. Итог занятия.
-Ребята, где мы сегодня побывали? (на планете роботов)
- Кому помогли? как? (мы настраивали роботов).
-Как вы думаете, почему нам удалось помочь роботам? Что вам помогло? (наши знания по математике, умение работать дружно).
- Поднимите руку кому было сложно? Что было сложно?
-Что понравилось больше всего?
-вы сегодня молодцы, меня порадовали, потому что любите узнавать новое, умеете дружить и приходить на помощь. спасибо вам за работу.